Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 00:31, курсовая работа
Одной из наиболее динамичных форм меж¬дународных экономических отношений являются международ¬ные валютные отношения, которые возникают при использова¬нии денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем боль¬шинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты осу¬ществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят денежные единицы других стран. Пока на¬циональные деньги остаются в пределах границ страны, в кото¬рой они имеют хождение, они остаются национальными денеж¬ными единицами. Когда же в силу различных обстоятельств они выходят за национальные границы, то приобретают новое каче¬ство – становятся валютой.
Исчезла, характерная для послевоенных лет, экономическая и валютная зависимость Западной Европы от США. Сформировались три мировых валютных центра – США, ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или Общий рынок) и Япония. Одновременно произошло огромное увеличение краткосрочной внешней задолженности США в виде долларовых накоплений иностранных банков – «долларовый голод» сменился «долларовым пресыщением».
В конце 1960-х гг. наступил кризис Бреттон-Вудской валютной системы, сущность которого заключалась в противоречии между интернациональным и глобальным характером международных экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесцениванию.
Политические противоречия Бреттон-Вудской мировой валютной системы проявились в полной мере в 1967 г. Франция, потеряв всякое терпение, пошла на обострение отношений с США, обменяла накопленные 4,704 млрд долларов в США на золото (4,2 тыс. тонн), став вторым после CША государством по размерам накопленных золотых резервов, и ввела собственный свободно конвертируемый золотой франк.
За Францией последовала ФРГ, которая ввела золотую марку (на этот раз, прикрывшись спиной Франции и обойдясь без очередной мировой войны в Европе). Все это привело к краху Бреттон-Вудской мировой валютной системы в 1971–1973 гг., так как золотые запасы США подошли к критической нижней точке (14 млрд долларов, что соответствовало 12,5 тыс. тонн золота), и свободный размен долларов на золото был прекращен администрацией Президента США Никсона.
Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Поиски выхода из валютного кризиса велись долго – вначале в академических, а затем в правящих кругах и различных комитетах. Золотодевизный (золотослитковый) стандарт был выгоден Европе, но стал невыгоден США, золотом в слитках было обеспечено на тот момент не более 20% долларов США, находившихся в обращении за рубежом, и США его практически отменили.
В 1972–1974 гг. «комитет двадцати» МВФ подготовил проект реформы мировой валютной системы. Соглашение стран-членов МВФ, заключенное в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г., и ратифицированное в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы Четвертой мировой валютной системы (Ямайской):
- вместо золотодевизного стандарта был введен стандарт СДР (стандарт Специальных прав заимствования);
- юридически завершилась демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото;
- страны получили право выбора любого режима валютного курса;
- сохранившемуся в прежнем виде МВФ было вменено усилить межгосударственное валютное регулирование.
Новая международная расчетная единица СДР, основанная на корзине основных мировых валют, не смогла стать «настоящими» мировыми деньгами. Этому помешали проблемы, связанные с вопросами ее эмиссии, распределения и обеспечения, методом определения курса и сферы использования. Изначальная ограниченность применения СДР и сложный механизм эмиссии привели к постоянному снижению ее значения и доли в международных расчетах и резервах. Укрепление валютно-экономических позиций стран-членов ЕЭС и Японии привело к постепенному переходу от стандарта СДР к много валютному стандарту на основе валют пяти ведущих стран мира – доллара США, фунта стерлингов, марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка.
Введение плавающих валютных курсов не смогло обеспечить их стабильность, несмотря на большие затраты на валютные интервенции. Этот режим устранил процесс накопления курсовых перекосов, характерный для фиксированных валютных курсов, но не позволил добиться выравнивания платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих» денег и валютными спекуляциями. Процессы колебания валютных курсов в условиях свободного перемещения капиталов оказались само усиливающимися.
Давление огромной массы денег, используемых для инвестиций (как правило, портфельных) в различные регионы мира, приводило к «раскачиванию» курсов национальных валют, при котором они сначала резко укреплялись, а затем еще более резко обесценивались, и к краху национальных валютных систем. В таких условиях страны предпочитают вводить режим регулируемого плавающего валютного курса, поддерживая его различными методами валютной политики, иногда довольно жесткими.
Политические противоречия Ямайской валютной системы обусловили серию мировых финансовых кризисов, произошедших после 1976 г. Доллар США находился в объективном противоречии: с одной стороны, – это национальная валюта США, но с другой – это единственная мировая резервная валюта, выполняющая функцию мировых денег. Постепенная эволюция Ямайской валютной системы не отменила объективную необходимость ее дальнейшей реформы, поиска путей стабилизации валютных курсов и совершенствования мирового валютного механизма, который является одним из источников нестабильности мировой и национальной экономики. Наиболее далеко в этом направлении продвинулись страны Западной Европы.
1.2. Международный валютный фонд – ведущий институт
международной валютной системы
Международный валютный фонд (International Monetary Fund (IMF)), созданный в 1945 г. по решению конференции в Бреттон-Вудсе, начал осуществлять операции с 1946 г. Он является межправительственной организацией, специализированным учреждением ООН, сочетающим в своей деятельности регулирующие, консультативные и финансово-кредитные функции. В центре внимания МВФ – проблемы мониторинга валютной политики стран – членов фонда, которых в настоящее время насчитывается 181. Штаб-квартира Фонда расположена в Вашингтоне.
МВФ является институциональной основой современной МВФС. Каждое государство, вступая в эту организацию, осуществляет определенный денежный взнос – подписную квоту, которая подлежит пересмотру каждое пятилетие. Размер квоты (выраженной в СДР) соответствует доли страны в мировом ВВП и определяет количество голосов, которое закрепляется за ней в Фонде, выступающем, с точки зрения экономики, как международное акционерное общество. Распределение голосов означает на сегодняшний день преобладание нескольких государств: 17,7% голосов приходится на США, по 5,5% – на Германию и Японию, по 4,9% – на Великобританию и Францию, 3,4% – на Саудовскую Аравию, 3,1% – на Италию, 2,9% – на Россию. Структура МВФ включает Совет управляющих – высший орган, состоящий из представителей стран – членов фонда и их заместителей, назначаемых своими государствами на пять лет. Обычно в этом качестве выступают министры финансов или главы центральных банков. Форма работы Совета – ежегодные сессии.
Вся текущая деятельность МВФ направляется Исполнительным советом, которому Совет управляющих вправе передать решение любых вопросов, кроме отдельных, наиболее важных (например, прием новых членов, пересмотр размера квот и т. п.). Исполнительный совет включает в свой состав директора-распорядителя и 24 директора-исполнителя. Он проводит свои заседания не менее трех раз в неделю. Кроме названных элементов Фонд имеет в своей структуре ряд других органов: Временный комитет, Комитет по развитию и Комитет по статистике платежных балансов, в компетенцию которых входит осуществление специфических функций.
Источниками финансирования МВФ, кроме членских взносов, являются займы у наиболее развитых стран мира (так называемая "группа 10", к которой с 1984 г. присоединилась Швейцария), которые производятся в соответствии с заключенным в 1962 г. Генеральным соглашением о займах. В настоящее время собственный капитал МВФ достигает 290 млрд долл. Важнейшая функция Фонда – кредитование правительств на льготных условиях по различным взаимосогласованным средне- и долгосрочным программам с целью содействия в выравнивании платежных балансов и поддержания валютного курса. Кредиты предоставляются как из собственных, так и привлеченных средств Фонда в виде траншей или долей, составляющих 25% квоты соответствующего члена МВФ. Комиссионный сбор установлен в размере 0,5% от объема кредита, а процентная ставка формируется с учетом ставок по аналогичным кредитам на открытом рынке и колеблется в пределах 6–8% годовых, что существенно ниже уровня многих коммерческих банков. В зависимости от условий предоставления кредиты МВФ бывают:
- в размере до 25% квоты (так называемой резервной доли). Как правило, такой кредит предоставляется сроком на 1 год, с возможностью продления до 4–5 лет;
- в расширенном варианте – до 300% национальной квоты (обычно в течение трех лет),
- в виде компенсационных или экстренных выплат из специальных фондов;
- в форме финансирования буферных (сырьевых) запасов;
- через Фонд структурной перестройки, созданный в 1987 г. для стран с низким уровнем душевого дохода
Использование страной ресурсов МВФ сопровождается принятием ею на себя весьма жестких обязательств в области макроэкономического регулирования экономикой, и, прежде всего, проведения валютно-финансовой политики, согласованной и патронируемой этой организацией. Стандартный механизм кредитования предусматривает заимствование (покупку) нуждающимся правительством у Фонда определенной суммы иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. В свою очередь, возврат кредитов для стран с неконвертируемыми валютами состоит в обратном их выкупе с расчетом в СКВ. Международный валютный фонд оказывает также техническое содействие своим членам и занимается подготовкой кадров через Институт МВФ в Вашингтоне со специализацией по финансовому анализу, статистике и бухучету. Большой интерес для экономистов представляют обзоры, доклады и периодические издания Фонда.
Россия стала членом МВФ в 1992 г. За прошедшие годы суммарный объем кредитов, полученных нашей страной по линии Фонда, достиг более 12 млрд долл. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. серьезно подорвал кредитную репутацию России в МВФ, что значительно затруднило развитие сотрудничества с этой организацией.
2.Стоимость валюты и валютный курс
2.1. Основные характеристики валютного курса
Национальные денежные единицы приравниваются друг к другу в определенных пропорциях. Соотношение между двумя валютами (своеобразная «цена» одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны), которое устанавливается в законодательном порядке или складывается на рынке под влиянием спроса и предложения, называется валютным курсам.
Курс национальной валюты может выражаться в денежной единице другой страны, том или ином наборе валют («валютной корзине») или в международных счетных единицах.
Формирование валютного курса испытывает на себе воздействие многочисленных факторов. Общей его основой является покупательная способность валюты, в которой отражаются средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Однако его конкретная величина зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях процентных ставок, состояния платежного баланса. Большое влияние на валютный курс оказывают деятельность валютных спекулянтов и валютные интервенции (вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке). В отдельные моменты резко возрастает значение такого фактора, как степень доверия к национальной и иностранной валюте. Весьма сильное воздействие нередко оказывают ожидания тех или иных изменений в экономической политике страны. В условиях переходной экономики России для формирования валютного курса имеет значение и неодинаковая вовлеченность различных сфер народного хозяйства в мирохозяйственные связи.
Итак, валютный курс – это связующее звено между национальной и мировой денежными системами, выражающее соотношение платежных единиц разных стран. Он необходим для установления мировых цен на экспортную продукцию, выработки кредитной политики, адекватной конъюнктуре рынка, стимулирования развития сферы услуг и информационно-технологического обмена. Стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги и капиталы. Таким образом, через валютный курс производители и потребители сравнивают внутренние ценовые пропорции с мировыми. В итоге оценивается степень прибыльности выпуска и экспорта/импорта данного товара, а также эффективность инвестиционных проектов.
К основным характеристикам валютного курса прежде всего относят его номинальное и реальное значения. Номинальное значение валютного курса определяется ежедневно публикуемой средней "ценой" национальной валюты, формируемой торгами на межбанковской валютной бирже (при различных масштабах конвертации) или устанавливаемой центральным банком (в случае необратимости валюты). Реальное значение рассчитывается через умножение номинального курса на соотношение цен в двух странах либо на базе сопоставления средних национальных цен в государствах – торговых партнерах.
Числовая запись (котировка) пропорций валют имеет различный вид. При прямой котировке иностранная валюта приравнивается к национальной (как правило, с точностью до четырех знаков после запятой). Например: 1 долл. США за 7,3450 российских руб. Гораздо реже используется обратная (косвенная) котировка, когда твердая сумма в отечественных денежных единицах соотносится с эквивалентом в иностранной валюте, например: 1 ф. ст. за 1,6503 долл. США. Такая форма характерна для Великобритании и ряда ее бывших доминионов, а также для внутреннего оборота США. Наконец, в банковской практике существуют так называемые кросс-курсы (перекрестные котировки) двух иностранных валют, ни одна из которых не является национальной денежной единицей для участника сделки, фиксирующего курс. Так, в России за основу курса рубля берется соотношение доллар – рубль, зарегистрированный на торгах ММВБ, а прочие курсы определяются по методу кросс-котировки "доллар-валюта". Другой отличительной чертой валютного курса служит его двойственная сущность, которая проявляется в момент совершения сделки как курс продавца и покупателя. Например: котировка 7,3451–7,5600 руб. за 1 долл. США в России означает, что банки приобретают доллары у клиентов по курсу покупки, равному 7,3451, а продают их всем желающим по курсу продажи – 7,5600. Разница между ними, называемая маржей, составляет доход финансово-кредитного учреждения. Она служит важным средством страхования потерь при изменении номинального курса валюты. Поэтому возрастание размеров маржи говорит о кризисном характере ситуации на валютном рынке. Среднее арифметическое значение курсов покупки и продажи представляет собой так называемый средний курс национальной валюты, показатель которого используется при экономических сопоставлениях на длительную перспективу. В практике финансово-валютных отношений широко применяется так называемый фиксинг, состоящий в процедуре определения и регистрации межбанковского курса путем последовательного соотнесения объема спроса и предложения по каждой валюте, что позволяет устанавливать курсы продавца и покупателя, которые публикуются в официальных изданиях.