Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа
Современный этап развития Республики Казахстан отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс радикализации, обновления и демократизации затронул все политические, экономические и социальные институты. Происходит отказ от административно - командной системы управления хозяйством, поэтапно устраняются жесткое централизованное планирование и монополия на большинство видов хозяйственной деятельности, приобретается гибкость в экономических отношениях и маневрировании имеющимися ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
ГЛАВА І. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (МРТ) ......................5
1.1. Определение и общие характеристики .........................................................5
1.2. Виды и формы МРТ ........................................................................................9
ГЛАВА ІІ. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА 11
2.1. Положение Казахстана в системе международного разделения труда .....11
2.2. Формы участия Республики Казахстан в МРТ ...........................................15
ГЛАВА ІІІ. БУДУЩЕЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА 18
3.1. Проблемы и перспективы Казахстана в международном разделении
труда ......................................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................28
Список использованной литературы ..................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ..................................................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ..................................................................................................33
Из общего объема 1998 году в страны дальнего зарубежья поставлено 41%, ближнего зарубежья - 59%. Казахстан в объеме экспорта СНГ занимает третье место ( 2,5% ) после России (84,7% ) и Украины ( 5,9% ).6
В структуре экспорта Казахстана велик удельный вес металлоизделий, минеральных продуктов и химической продукции, еще низка доля машин и оборудования.
В объеме натуральных поставок на первом месте медь, прокат черных металлов, ферросплавы, цинк, нефть, мазут, дизельное топливо и удобрения. На долю этих девяти сырьевых продуктов приходится 54% экспорта.
Таким образом, Республика Казахстан на данный момент ориентируется на экспорт сырья и материалов, в добыче которого имеет большие преимущества перед другими странами, т.е. Казахстан специализируется на добыче природных материальных ресурсов, и это обусловливает роль и место Казахстана в международном разделении труда как поставщика дешевых ресурсов. Что касается импорта страны, то можно выявить следующие тенденции.
Импортная политика.
В 1998 г. импорт составил свыше 3,5 мллрд.дол. США. Из них доля энергоносителей - 31%, машин, оборудования, транспортных средств и приборов - 29%, продукции химической промышленности - 8%, товаров широкого потребления в пределах - 10%.7
Импортная политика республики должна быть направленна прежде всего на осуществление жесткого контроля за импортом.
В соответствии с общепринятой
международной практикой
2.1. Формы участия Республики Казахстан в МРТ
С 1987 года союзные республики самостоятельно составляют планы экспортно-импортных операций и им было официально разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок.
До этого внешнеэкономические и межреспубликанские связи формировались в составе единого государственного плана и народнохозяйственного комплекса. Советами Министров союзных республик устанавливались задания по экспорту только по продукции, которая изготавливалась предприятиями непосредственно республиканского подчинения. Основные предприятия - экспортеры находились в ведении союзные министерств, в планах которых устанавливались задания по производству продукции на экспорт. Аналогичная система отношений действовала и при импортных закупках.
Решением детективных органов были определены права и обязанности предприятий, отраслевых, региональных и республиканских органов и в их структуре созданы специальные подразделения по внешнеэкономическим связям.
В 1988 году было создано республиканское внешнеторговое объединение “Казахимпорт”, в 1989 году был образован Государственный Комитет по внешнеторговым связям, который в 1991 году был преобразован в министерство внешнеэкономических связей (МВЭС), с июня 1993 года его возглавлял заместитель премьер-министра республики.
В целях более эффективного использования производственного потенциала республики и удовлетворения потребности рынка, быстрейшего вхождения республики в международные хозяйственные связи в июне 1994 года образовано Министерство промышленности и торговли Республики Казахстан (МПиТ РК) на базе упраздненных МВЭС, Минпрома и Минторга Республики Казахстан.
Были созданы и укрепляются соответствующие подразделения в аппарате Кабинета Министров, Минэкономики, Минфина, Нацбанка, организованы Таможенный Комитет и Внешэкономбанк (Алембанк) с развернутой системой в регионах.
В целях широкого привлечения иностранной помощи для структурной перестройки экономики и укрепления его экспортного потенциала в 1992 году было создано Национальное агентство по иностранным инвестициям, которое с января 1993 года находилось при Министерстве экономики республики, а с марта 1995 года оно было преобразовано в Комитет по использованию иностранного капитала при Кабинете Министров Республики Казахстан.
Для координации работы по привлечению правительственных кредитов иностранных государств и для решения оперативных вопросов создана республиканская Комиссия по иностранным кредитам под руководством Премьер - Министра.
Для усиления государственного регулирования процессов привлечения, использования, обслуживания и погашения иностранных кредитов, полученных или гарантируемых Республикой Казахстан, и стимулирования развития экспорта отечественной продукции в июле 1994 года создан государственный экспортно-импортный банк Республики Казахстан (Эксимбанк Казахстан), который является правопреемником Алембанка Казахстан по всем международным обязательствам. Алембанк Казахстан за 3 года получил серьезное международное признание, имеет корреспондентские связи со 170 крупнейшими банками мира, обслуживает 13 генеральных кредитных линий, финансирует ряд крупнейших объектов, более 85% валютных кредитов направляет в сферу производства.
Общая сумма подписанных кредитных соглашений превышает 1 млрд.долл., из которых 600 млн.долл. уже используется.
В Минэкономике РК ведется контроль за использованием иностранных кредитов в рамках открытых 24 кредитных линий из 19 стран и пяти международных организаций.
Должно быть реализовано 15 крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала на 6260 млн.дол.8
Посредником в отношениях отечественного бизнеса как внутри республики, так и за ее пределами становится Торгово-промышленная палата Казахстана (ТПП), организованная в 1959 году и ставшей самостоятельной с 1989 года. К 1994 году ее членами являлись более 400 организаций, при ней сформированы специализированные фирмы "Казахстанэкспертиза ", "КазЭспо ", "Казвнешсервис ".
В областных центрах создаются независимые ТПП со всеми полномочиями республиканской палаты. Проводится целеустремленная работа по созданию совместных торговых палат (СТП) с зарубежными странами. СТП создана во Франции. В девяти странах созданы Торговые дома.
В целях активизации предпринимательской деятельности в республике, содействия последовательному интегрированию отечественной экономики в систему мировых хозяйственных связей, отработки экономико-правовых норм функционирования свободных экономических зон и их использования в других регионах республики, в городе Алматы, в границах территории Казахстанского центра делового сотрудничества создана свободная торговая зона "Атакент".
В Республике аккредитовано свыше 160 представительств зарубежных фирм, действуют 10 банков с участием иностранного капитала, зарегистрировано 2025 совместных предприятий с участием свыше 60 стран, одним из первых среди республик СНГ были приняты нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность ( ВЭД ) суверенного государства.9
Все это обуславливает зависимости положения Республики Казахстан в сфере международных экономических отношений, развития экономики страны.
III глава Будущее Республики Казахстан в международном разделении труда
3.1. Проблемы и перспективы Казахстана в международном разделении труда
Для того, чтобы повысить роль Республики Казахстан в сфере международного разделения труда, необходимо полностью реализовать ресурсный потенциал страны, а также повысить роль отраслей, проводящих готовую продукцию, чтобы не иметь зависимого положения от промышленно развитых стран. Этого можно добиться путем привлечения в страну новых партнеров, а также улучшением экспортно-импортной политики и вовлечением Казахстана в рынок наукоемкой продукции.
Поиск новых партнеров.
Для Казахстана с его значительным и малоосвоенным ресурсным потенциалом привлечение иностранного капитала является важным фактором устранения имеющихся диспропорций и преодоления технологического отставания. Надо искать устойчивых инвесторов.
В настоящее время Казахстан имеет около 30 нефтепроектов по освоению нефтеносных зон. Строится нефтепровод от Тенгиза до Черноморского порта. Новороссийск, рассматриваются вопросы строительства второго нефтепровода через территории Исламской Республики Иран, а также нефтепровода внутри страны. Введутся переговоры (и небезуспешно) о строительстве нефтеперерабатывающего, реконструирующих заводов, например: Карагандинского металлургического комбината и других крупных объектов, которые могут существенно изменить структуру экономики нашей страны и в значительной степени устранить имеющиеся диспропорции.
В послевоенной период Япония поставила перед собой задачу: "Экспортировать или умереть!". Эта программа позволила ей выйти на передовые позиции на мировом рынке. В настоящее время все "ниши" мирового рынка заняты развитыми капиталистическими странами и вряд ли в ближайшее время Казахстану удастся их вытеснить и занять соответствующее место. Поэтому упор должен быть сделан на развитие внутренней экономической структуры, искать надо наиболее целесообразные направления, развитие экспорта для валютных запасов, а не бесконтрольно продавать свои сырьевые ресурсы. Кредиты следует брать с целевым направлением, иначе есть возможность оказаться на месте африканцев. 30 - 40 лет назад Африка брала кредиты под освоение меди, алюминия, нефти. Деньги проедали, а когда наступал срок расплаты утверждали об отсутствии денег. Это и называется "африканский стиль".
При отсутствии в стране перерабатывающих отраслей промышленности, в мире существует принцип использования толлинговых операций, т.е. передавать сырье другой стране для переработки, сохраняя на него право собственности и затем продавать продукцию высокой обработки на мировом рынке. Эффект, конечно, значительно больше, чем при продаже сырья. Следует искать таких партнеров.
В мире существуют общие правила привлечения иностранного капитала, которые наиболее выгодны, чем индивидуальные. Поэтому необходимо ими пользоваться.
Республика имеет серьезное экономические связи со многими странами: США, Германией, Францией, Австрией, Турцией, Южной Кореей и другими. Стоит переходить к общемировой практике заключения соглашений на разведку, разработку и эксплуатацию месторождений природных ресурсов. Привлекать иностранный капитал для освоения нефтегазовых месторождений следует в соответствии с общепринятой в мире практикой. Ньютон писал: "Я видел дальше всех, потому что я стоял на плечах гигантов.". Стартовой площадкой нашего движения должен быть мировой опыт, мировые общие правила, иначе Казахстан растеряет все свое богатство. Кроме этих правил правительство республики стало применять, начиная с 1993 г., более жесткие меры в области развития внешнеэкономических связей, т.к. бесконтрольность может привести к серьезному перекосу в развитии экономики.
Помимо того улучшения инвестиционной политики, Казахстану необходимо сбалансировать экспорт и импорт страны.
Экспортно-импортная политика.
Ее необходимо разрабатывать в соответствии со стратегической программой "Казахстан - 2030". В соответствии с ней существуют следующие направления в сфере экспорта и импорта, которые увеличивают роли и места Республики Казахстан в международном разделении труда.
Экспортную стратегию республики предпочтительнее разрабатывать не в целом, а с ориентацией на определенные рынки, с учетом их особенностей. Поэтому, при изучении возможностей проникновения на новые мировые рынки существенно важным является организация в республике систематической работы по проведению конъюнктурных исследований (как по странам, так и по важнейшим товарным группам).
Политика в области
1. географической близостью;
2. наличием на рынках этих
стран высококачественных
3. благоприятной конъюнктурой рынка по основным видам экспортируемой республикой продукции;
4. национально-этническими
5. возможностью получения новой технологии путем создания совместных предприятий или оффшорных предприятий.
В области же импорта также необходима структурная перестройка для того, чтобы улучшить торговое сальдо, а также рационально использовать возможные поступления.
Во-первых, необходимо дать приоритет закупкам медикаментов и медицинского оборудования, отдельным видам продукции легкой промышленности, хотя республика располагает полной возможностью организовать их производство у себя за счет покупки новой технологии и создания совместных предприятий.
Во-вторых, каждой отраслью народного хозяйства республики необходимо разработать собственную импортную политику, особенно в аграрном секторе, легкой и пищевой промышленности, машиностроении.
В-третьих, импорт новой технологии, которая с меньшими затратами позволит получить максимум продукции и удовлетворить потребности. Следует организовать в стране широкий лизинг. Решение этих проблем требует глубочайшего анализа мировой экономической ситуации. Кроме того, политика продавать все подороже, а покупать товары по дешевле – это политика люмпена. Продают как всегда товары, не находящих сбыта у себя, т.е. старого выпуска.
Информация о работе Международное разделение труда и его роль в развитии человечества