Международное разделение труда и его роль в развитии человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития Республики Казахстан отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс радикализации, обновления и демократизации затронул все политические, экономические и социальные институты. Происходит отказ от административно - командной системы управления хозяйством, поэтапно устраняются жесткое централизованное планирование и монополия на большинство видов хозяйственной деятельности, приобретается гибкость в экономических отношениях и маневрировании имеющимися ресурсами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
ГЛАВА І. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (МРТ) ......................5
1.1. Определение и общие характеристики .........................................................5
1.2. Виды и формы МРТ ........................................................................................9
ГЛАВА ІІ. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА 11
2.1. Положение Казахстана в системе международного разделения труда .....11
2.2. Формы участия Республики Казахстан в МРТ ...........................................15
ГЛАВА ІІІ. БУДУЩЕЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА 18
3.1. Проблемы и перспективы Казахстана в международном разделении
труда ......................................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................28
Список использованной литературы ..................................................................31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ..................................................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ..................................................................................................33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 170.98 Кб (Скачать файл)

 

Из общего объема 1998 году в страны дальнего зарубежья поставлено 41%, ближнего зарубежья - 59%. Казахстан в объеме экспорта СНГ занимает третье место ( 2,5% ) после России (84,7% ) и Украины ( 5,9% ).6

В структуре экспорта Казахстана велик удельный вес металлоизделий, минеральных продуктов и химической продукции, еще низка доля машин и оборудования.

В объеме натуральных поставок на первом месте медь, прокат черных металлов, ферросплавы, цинк, нефть, мазут, дизельное топливо и удобрения. На долю этих девяти сырьевых продуктов  приходится 54% экспорта.

Таким образом, Республика Казахстан на данный момент ориентируется на экспорт сырья и материалов, в добыче которого имеет большие преимущества перед другими странами, т.е. Казахстан специализируется на добыче природных материальных ресурсов, и это обусловливает роль и место Казахстана в международном разделении труда как поставщика дешевых ресурсов. Что касается импорта страны, то можно выявить следующие тенденции.

Импортная политика.

В 1998 г. импорт составил свыше 3,5 мллрд.дол. США. Из них доля энергоносителей - 31%, машин, оборудования, транспортных средств и приборов - 29%, продукции химической промышленности - 8%, товаров широкого потребления в пределах - 10%.7

Импортная политика республики должна быть направленна прежде всего  на осуществление жесткого контроля за импортом.

В соответствии с общепринятой международной практикой предстоит  регулировать импорт, ограничивая косвенными методами ввоз продукции, которая может  нанести ущерб национальному  производству и шире развивать импортозамещающие производства, которые Казахстан может осуществлять самостоятельно. На закупку импортных товаров расходуется значительная часть валютных поступлений и импортного кредита, а также средства негосударственных структур.

 

2.1. Формы участия  Республики Казахстан в МРТ

 

С  1987  года  союзные  республики  самостоятельно составляют  планы экспортно-импортных  операций  и  им  было  официально  разрешено  самостоятельно  выходить  на  внешний  рынок.

До  этого  внешнеэкономические  и  межреспубликанские  связи  формировались  в  составе  единого  государственного  плана  и  народнохозяйственного  комплекса. Советами  Министров  союзных  республик  устанавливались  задания  по  экспорту  только  по  продукции, которая  изготавливалась  предприятиями  непосредственно  республиканского  подчинения. Основные  предприятия - экспортеры  находились  в  ведении  союзные  министерств, в  планах  которых  устанавливались  задания  по  производству   продукции на   экспорт. Аналогичная система отношений действовала и при импортных закупках.

Решением  детективных  органов  были  определены  права  и  обязанности   предприятий, отраслевых, региональных  и   республиканских  органов  и  в  их  структуре  созданы  специальные  подразделения  по внешнеэкономическим  связям.

В  1988  году  было  создано  республиканское   внешнеторговое  объединение  “Казахимпорт”, в 1989  году  был образован Государственный Комитет по   внешнеторговым  связям,  который в 1991  году  был преобразован  в министерство внешнеэкономических   связей  (МВЭС),  с июня  1993  года  его возглавлял  заместитель премьер-министра  республики.

В  целях  более  эффективного  использования   производственного  потенциала  республики  и  удовлетворения  потребности  рынка, быстрейшего  вхождения  республики  в  международные хозяйственные  связи  в  июне  1994  года  образовано  Министерство  промышленности  и  торговли  Республики  Казахстан  (МПиТ  РК)  на  базе  упраздненных  МВЭС,  Минпрома  и Минторга Республики  Казахстан.

Были  созданы  и  укрепляются  соответствующие  подразделения  в  аппарате  Кабинета  Министров,  Минэкономики,  Минфина,  Нацбанка,  организованы  Таможенный  Комитет  и  Внешэкономбанк (Алембанк)  с развернутой системой  в регионах.

В  целях  широкого  привлечения  иностранной  помощи  для  структурной  перестройки  экономики  и  укрепления  его  экспортного    потенциала  в  1992  году  было  создано  Национальное  агентство  по  иностранным  инвестициям, которое  с  января  1993  года  находилось  при  Министерстве  экономики  республики, а  с  марта  1995  года  оно  было  преобразовано  в  Комитет  по  использованию  иностранного  капитала  при  Кабинете  Министров  Республики  Казахстан.

Для  координации  работы  по  привлечению  правительственных  кредитов  иностранных  государств  и  для   решения  оперативных  вопросов  создана  республиканская  Комиссия  по  иностранным  кредитам  под  руководством  Премьер - Министра.

Для   усиления  государственного  регулирования  процессов  привлечения, использования, обслуживания  и  погашения  иностранных  кредитов, полученных  или  гарантируемых  Республикой  Казахстан, и  стимулирования  развития  экспорта  отечественной  продукции в  июле  1994  года  создан государственный  экспортно-импортный  банк Республики  Казахстан (Эксимбанк  Казахстан), который является  правопреемником  Алембанка  Казахстан по  всем  международным  обязательствам. Алембанк  Казахстан за  3  года  получил серьезное международное признание, имеет корреспондентские связи со  170  крупнейшими банками мира,  обслуживает 13  генеральных кредитных линий, финансирует ряд крупнейших  объектов, более 85%  валютных  кредитов  направляет  в сферу производства.

Общая  сумма  подписанных  кредитных  соглашений  превышает  1 млрд.долл., из  которых  600 млн.долл.  уже  используется.

В  Минэкономике  РК  ведется контроль  за  использованием  иностранных кредитов  в рамках  открытых  24  кредитных линий из  19  стран и пяти  международных организаций.

Должно  быть  реализовано  15  крупных инвестиционных  проектов  с участием  иностранного  капитала  на  6260 млн.дол.8

Посредником  в  отношениях  отечественного  бизнеса  как  внутри  республики, так  и  за  ее  пределами  становится  Торгово-промышленная  палата  Казахстана  (ТПП), организованная  в  1959 году  и  ставшей  самостоятельной  с  1989  года. К 1994 году ее  членами являлись  более   400  организаций, при ней сформированы  специализированные  фирмы  "Казахстанэкспертиза ", "КазЭспо ", "Казвнешсервис ".

В  областных  центрах  создаются  независимые  ТПП  со  всеми  полномочиями  республиканской  палаты. Проводится  целеустремленная  работа  по  созданию  совместных  торговых  палат (СТП)  с зарубежными  странами. СТП  создана  во  Франции. В девяти  странах созданы Торговые  дома.

В  целях  активизации  предпринимательской  деятельности  в  республике, содействия  последовательному  интегрированию  отечественной  экономики  в  систему  мировых  хозяйственных  связей, отработки экономико-правовых  норм  функционирования  свободных  экономических  зон   и  их  использования  в  других  регионах   республики, в  городе  Алматы, в  границах  территории  Казахстанского  центра  делового  сотрудничества  создана  свободная  торговая  зона  "Атакент".

В  Республике  аккредитовано  свыше  160 представительств  зарубежных  фирм, действуют  10  банков  с  участием  иностранного  капитала, зарегистрировано  2025 совместных  предприятий  с участием  свыше 60  стран, одним  из  первых  среди  республик  СНГ  были  приняты  нормативные  документы, регулирующие  внешнеэкономическую  деятельность ( ВЭД )  суверенного  государства.9

Все  это  обуславливает  зависимости  положения  Республики  Казахстан в сфере международных  экономических  отношений, развития  экономики  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III глава Будущее Республики Казахстан в международном разделении труда

 

3.1. Проблемы и перспективы Казахстана в международном разделении  труда

 

Для   того, чтобы  повысить  роль  Республики  Казахстан  в  сфере  международного  разделения  труда, необходимо  полностью  реализовать  ресурсный   потенциал  страны, а  также  повысить  роль  отраслей, проводящих  готовую  продукцию, чтобы  не  иметь  зависимого  положения  от  промышленно  развитых  стран. Этого  можно  добиться  путем  привлечения  в  страну  новых  партнеров, а  также  улучшением  экспортно-импортной  политики  и  вовлечением  Казахстана  в  рынок  наукоемкой  продукции.

Поиск новых партнеров.

Для  Казахстана  с  его  значительным  и  малоосвоенным  ресурсным  потенциалом  привлечение  иностранного  капитала  является  важным  фактором  устранения  имеющихся  диспропорций  и  преодоления  технологического  отставания. Надо  искать  устойчивых  инвесторов.

В  настоящее  время   Казахстан  имеет  около  30  нефтепроектов  по  освоению  нефтеносных  зон. Строится  нефтепровод  от  Тенгиза  до Черноморского  порта. Новороссийск, рассматриваются  вопросы   строительства  второго  нефтепровода  через  территории  Исламской  Республики  Иран, а  также  нефтепровода  внутри  страны. Введутся  переговоры  (и  небезуспешно)  о  строительстве  нефтеперерабатывающего, реконструирующих  заводов, например: Карагандинского  металлургического  комбината  и  других  крупных  объектов, которые  могут  существенно  изменить  структуру  экономики  нашей  страны  и  в  значительной  степени  устранить  имеющиеся  диспропорции.

В  послевоенной  период  Япония  поставила  перед  собой   задачу:  "Экспортировать  или  умереть!". Эта  программа  позволила  ей  выйти  на  передовые  позиции  на  мировом  рынке. В  настоящее  время  все  "ниши" мирового  рынка  заняты  развитыми  капиталистическими  странами  и  вряд ли  в  ближайшее  время  Казахстану  удастся  их  вытеснить  и  занять  соответствующее место. Поэтому  упор  должен  быть  сделан  на  развитие  внутренней  экономической  структуры, искать  надо  наиболее  целесообразные   направления, развитие  экспорта  для  валютных  запасов, а  не  бесконтрольно  продавать  свои  сырьевые  ресурсы. Кредиты  следует  брать  с  целевым  направлением, иначе есть возможность  оказаться  на  месте  африканцев. 30 - 40  лет  назад  Африка  брала  кредиты  под  освоение  меди, алюминия, нефти. Деньги  проедали, а  когда  наступал срок  расплаты  утверждали об отсутствии денег. Это  и  называется  "африканский  стиль".

При  отсутствии  в  стране  перерабатывающих  отраслей  промышленности, в  мире  существует  принцип  использования  толлинговых  операций, т.е. передавать  сырье  другой  стране  для  переработки, сохраняя  на  него  право  собственности  и  затем  продавать  продукцию  высокой  обработки  на  мировом  рынке. Эффект, конечно, значительно  больше, чем при продаже  сырья. Следует  искать  таких  партнеров.

В  мире  существуют  общие  правила  привлечения  иностранного  капитала, которые  наиболее  выгодны, чем  индивидуальные. Поэтому  необходимо  ими  пользоваться.

Республика  имеет  серьезное  экономические  связи  со  многими  странами: США, Германией, Францией, Австрией, Турцией, Южной  Кореей  и  другими. Стоит  переходить к  общемировой  практике  заключения  соглашений  на  разведку, разработку  и  эксплуатацию  месторождений  природных  ресурсов. Привлекать  иностранный  капитал  для  освоения  нефтегазовых  месторождений  следует  в  соответствии  с  общепринятой  в  мире  практикой. Ньютон  писал: "Я  видел  дальше  всех, потому  что  я  стоял  на  плечах  гигантов.". Стартовой  площадкой  нашего  движения  должен  быть  мировой  опыт, мировые  общие  правила, иначе  Казахстан  растеряет  все  свое  богатство. Кроме  этих  правил  правительство  республики  стало  применять, начиная  с  1993 г., более  жесткие  меры  в  области  развития  внешнеэкономических  связей, т.к. бесконтрольность  может  привести  к  серьезному  перекосу  в  развитии  экономики.

Помимо  того  улучшения  инвестиционной  политики,  Казахстану  необходимо  сбалансировать  экспорт  и  импорт  страны.

Экспортно-импортная политика.

Ее  необходимо  разрабатывать  в  соответствии  со  стратегической  программой  "Казахстан - 2030". В  соответствии  с   ней  существуют  следующие  направления  в  сфере  экспорта  и  импорта, которые  увеличивают роли и места Республики Казахстан в международном  разделении труда.

Экспортную  стратегию  республики  предпочтительнее  разрабатывать  не  в целом, а  с  ориентацией  на  определенные  рынки,  с  учетом  их  особенностей. Поэтому, при  изучении  возможностей  проникновения  на  новые  мировые  рынки  существенно  важным  является  организация  в  республике  систематической  работы  по  проведению  конъюнктурных  исследований  (как  по  странам, так  и  по  важнейшим  товарным  группам).

Политика в области совершенствования  географической направленности экспорта должна быть ориентирована на увеличения доли стран СНГ и Азии. Это связано с:

1. географической близостью;

2. наличием на рынках этих  стран высококачественных товаров  по более низким ценам по  сравнению с европейскими;

3. благоприятной конъюнктурой рынка по основным видам экспортируемой республикой продукции;

4. национально-этническими факторами;

5. возможностью получения новой технологии путем создания совместных предприятий или оффшорных предприятий.

В  области  же  импорта  также  необходима  структурная  перестройка  для  того, чтобы  улучшить  торговое  сальдо, а  также  рационально  использовать  возможные  поступления.

Во-первых, необходимо  дать  приоритет  закупкам  медикаментов  и  медицинского  оборудования, отдельным  видам  продукции  легкой  промышленности, хотя  республика  располагает  полной  возможностью  организовать  их  производство  у  себя  за  счет  покупки  новой  технологии  и  создания  совместных  предприятий.

Во-вторых, каждой  отраслью  народного  хозяйства  республики  необходимо  разработать  собственную  импортную  политику, особенно в аграрном  секторе, легкой   и  пищевой  промышленности, машиностроении.

В-третьих, импорт новой технологии, которая с меньшими затратами позволит получить максимум продукции и удовлетворить потребности. Следует организовать в стране широкий лизинг. Решение этих проблем требует глубочайшего анализа мировой экономической ситуации. Кроме того, политика продавать все подороже, а покупать товары по дешевле – это политика люмпена. Продают как всегда товары, не находящих сбыта у себя, т.е. старого  выпуска.

Информация о работе Международное разделение труда и его роль в развитии человечества