Международные экономические организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:26, реферат

Описание работы

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. Это отражает возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений.

Содержание работы

1 Введение……………………………………………..……3
2 Сущность и предпосылки создания международных
экономических организаций……………………………..4
3 Этапы развития ………………………………………….10
4 Формы международных экономических организаций...12
5 Заключение………………………………………………..22
Список литературы……………………………………….24

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

торговыми связями, а  также отрегулированной формой сотрудничества. В  планах АСЕАН до 2000г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем  на  5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995г. принято решение о  создании зоны свободной торговли в 2003г., а при благоприятном развитии событий —  к 2000г.

    Перспективы   развития  экономической  интеграции  в  Восточной  Азии  в

значительной   степени   связывают   с   созданием   организации   Азиатско-

Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).  Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная  организация,  объединяющая 21 государство региона.

    АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с  целью  развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в  нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия,  Япония,  Малайзия, Новая  Зеландия,  Филиппины,  Сингапур,  Южная  Корея,  Таиланд  и  США.   В последующие годы к ним  присоединились  Китай,  Гонконг  (Сянган),  Тайвань, Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

    АТЭС формально   имеет  консультативный  статус,  однако  в  рамках  его

рабочих  органов  определяются  региональные   правила   ведения  торговли,

инвестиционной и  финансовой  деятельности,  проводятся  встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

 

Международные экономические организации в Южной Америке.

    К  крупнейшим  и  наиболее   динамичным   торгово-политическим   союзам Латинской Америки следует отнести Южноамериканский  общий  рынок  в  составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР)  с  населением  200  млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45%  населения  этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40%  прямых  иностранных  инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и  33%  объема  внешней  торговли стран Латинской Америки.

    Договором  о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991г., предусматривалась отмена  в  перспективе  всех  пошлин  и  тарифных  ограничений  во  взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного  тарифа  в отношении  третьих  стран,  свободное движение  капитала  и  рабочей  силы, координация  политики  в  области   промышленности,   сельского   хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

    В  январе  1994  г.  страны  —  участницы  МЕРКОСУР  приняли  программу продвижения к таможенному союзу и наметили срок  (до  2000  г.),  когда  85% взаимного внешнеторгового  оборота  будут  полностью  освобождены  от  любых тарифных барьеров. Договор о  создании  МЕРКОСУР  также  предусматривает  до 2000г. отмену нетарифных ограничений  на  подавляющее  большинство  товаров (за исключением торговли  вооружением и боевой  техникой,  радиоактивными

материалами, драгоценными металлами,  предметами  культурного национального достояния).

 

Экономическое сотрудничество в Африке, в арабских странах.

    С  учетом  приоритетных  потребностей  все   больше  внимания  уделяется

реализации  Договора  о  поэтапном  создании   Африканского экономического сообщества (АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994  г.  План постепенного — в шесть этапов —  создания  АфЭС  должен  быть  реализован  в течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами  АфЭС  являются  уже существующие  субрегиональные  группировки,  в  частности,  ЭКОВАС,  КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное  внимание  планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и  усилению  скоординированность

их  деятельности.  Создание   АфЭС   объективно   зависит   от   дальнейшего

«самочувствия»  субрегиональных  африканских   группировок,   которое   пока оставляет желать лучшего.

   Стремление  к  интеграции,   тесному   взаимовыгодному   сотрудничеству

отмечается и среди  арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и  функционирует  Совет  по  сотрудничеству   ряда    арабских государств, включающий  Саудовскую  Аравию,   Кувейт,   Катар,   Бахрейн,   Объединенные Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г.  было  объявлено  о создании Организации  экономического   сотрудничества   центрально-азиатских государств  (ОЭС-ЭКО),  которая,  по  замыслу  учредителей,   должна   стать прообразом  будущего  Центрально-азиатского  общего  рынка,  который  должен включать  и  мусульманские  республики  СНГ  —  среднеазиатские,  Казахстан, Азербайджан.

 

Развитие  СНГ

    Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где  взаимные части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное  разделение труда  отнюдь  не  всегда  было  оправданным   с   точки   зрения   развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей в  результате  распада  СССР был  очень  болезненным  (по  оценке,  от  1/3  до   1/2   падения   ВВП   в странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от  разрушения этих связей).

    Сразу  же  после  распада  Советского  Союза  возникли   интеграционные

тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в  попытках  оградить,  хотя  бы  частично  прежнее   единое   экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки  в  первую  очередь затрагивали   области,   где   прекращение   связей    оказывало    особенно неблагоприятное воздействие на  состояние  народного  хозяйства  (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с  1996—1997 гг. усилились стремления к интеграции на новых основах  с  учетом  возникших реалий.

    Интеграционные  тенденции  на  постсоветском  пространстве порождаются следующими основными факторами:

.  разделением труда,  которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток  времени.  Во многих  случаях это вообще нецелесообразно, поскольку   сложившееся   разделение   труда   в   значительной   степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

. желанием широких масс населения  в  странах  —  членах  СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за  смешанного  населения,  смешанных  браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового  барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

. технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Однако  интеграционные  процессы   наталкивались   и   на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в  бывших советских республиках  упрочить  недавно  полученный  суверенитет,  укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как  безусловный  приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план,  если интеграционные меры  воспринимались  как  ограничение суверенитета. Однако всякая интеграция, даже  самая  умеренная,  предполагает  передачу  каких-то прав  единым  органам   интеграционного   объединения,   т.е.   добровольное ограничение суверенитета в  определенных  областях.  Запад,  с  неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на  постсоветском  пространстве  и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто,  а  затем и открыто начал активно противодействовать интеграции  во  всех  ее  формах. Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов  СНГ от

Запада, это не могло  не препятствовать интеграционным процессам.

Готовность бывших советских  республик  к  интеграции  была  различной, что определялось  не  столько  экономическими,  сколько политическими и   даже этническими факторами. С самого  начала  прибалтийские  страны  были  против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться  от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить  свой  суверенитет и   «войти   в   Европу»   было   доминирующим,    несмотря    на    высокую заинтересованность  в  поддержании  и  развитии  экономических   связей   со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение  к  интеграции  в  рамках  СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана  и  Узбекистана,  более положительно —  со  стороны  Белоруссии,  Армении,  Киргизии  и  Казахстана. Поэтому  многие  из  них  рассматривали  СНГ,  прежде  всего  как   механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить  собственную государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные  потери  от нарушения  сложившихся  связей  и  избежать  эксцессов.   Задача   реального сближения  стран  отодвигалась  на  второй  план.   Отсюда   и   хроническое неудовлетворительное  выполнение  принятых  решений.  Ряд   стран   пытались использовать  механизм  интеграционной  группировки  для  Достижения   своих политических задач.

    Решение   о  создании  Содружества   Независимых  Государств  (СНГ)  было принято  президентами  России,   Белоруссии   и   Украины одновременно   с подписанием Беловежских соглашений  о  роспуске  СССР  в  конце  1991  г.  В дальнейшем к СНГ  присоединились  все  бывшие  советские  республики,  кроме прибалтийских.  В  Уставе  определены   цели   Содружества:   способствовать интеграции  членов  СНГ  в  экономической,   политической   и   гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество  между  людьми, государственными  институтами  и  предприятиями  стран  Содружества.  СНГ  — открытая организация для присоединения других стран.

 

5 Заключение 

 

    Между странами — участницами интеграционного объединения,  прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный  союз,  когда наряду  с отменой   внешнеторговых   ограничений   устанавливается   единый таможенный тариф и проводится единая  внешнеторговая  политика  в  отношении третьих   стран;   общий   рынок,   знаменующийся   подписанием    договора, охватывающего «четыре свободы»  пересечения  государственных  границ  —  для товаров, услуг, капитала и  людей;  экономический  и  валютный  союз,  когда договоры  о  зоне  свободной  торговли,  таможенном  союзе  и  общем   рынке

дополняются  соглашениями  о  проведении  общей  экономической  и   валютной политики,   а   также   вводятся   наднациональные   институты    управления интеграционным объединением. Дальнейшее развитие  и  совершенствование  форм международной экономической интеграции, возможно, приведет  к  политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство  со  всеми  вытекающими   последствиями,   включая   образование центральных  органов  с   еще   большими   полномочиями   и   властью,   чем наднациональные институты управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1 Киреев А.П. «Международная экономика»  изд.  «Международные  отношения» 1999г. Москва.

2 «Международные  экономические  отношения»  Учебник  под  редакции   В. Рыбалкина, «Бизнес-школа», «Интел-синтез» 1998г. Москва.

3 Авдокушин  Е.Ф. «Международные экономические отношения» Учебник, изд. «Юрист» 1999г. Москва.

4 «Мировая экономика»: Учебник. Под ред. проф. А.С.Булатова. изд. «Юрист» 2000г. Москва.

5 Фомичев В.И. «Международная торговля»: Учебник  2-е  изд.,  перераб.  и доп. « ИНФРА-М» 2000г. Москва.

6 Федоров  «Современные  валютно-кредитные  рынки»,  изд.   «Финансы   и

    статистика»  1998г. Москва.

7 «Основы  международных  валютно-финансовых  и   кредитных отношений» Учебник, научный ред. В. В. Круглов, изд. «ИНФРА-М» 1998г. Москва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Международные экономические организации