Международные методики оценки качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 08:30, контрольная работа

Описание работы

Проблема качества товаров и услуг, в том числе и образования, в мире существовала всегда. Однако в последнее время она существенно обострилась во всех сферах жизнедеятельности общества, усилив социокультурное значение образования и вызвав необходимость поиска новых подходов к управлению качеством. Это непосредственно связано со стремительными переменами, происходящими как во всех областях жизни современного общества, так и в самой образовательной сфере. Повышение качества стало ключевой идеей новой философии образования

Файлы: 1 файл

ФОС Женин!!!.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Международные критерии оценки качества образования на примере США и Великобритании.

 

Значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшего внимания заслуживает методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса (AACSB), применяемая для общественной аккредитации школ бизнеса университетов. Государственная аккредитация в США отсутствует. В методике предусмотрено 6 групповых критериев оценки качества образования: 

1. Миссия и цели. 

2. Профессорско-преподавательский  состав. 

3. Содержание и оценка учебных программ. 

4. Учебно-методическое обеспечение  и ответственность за него. 

5. Студенты и выпускники  учебного заведения. 

6. Интеллектуальный продукт  учебного заведения. 

Рейтинг университетов Великобритании формируется на основе следующих показателей:

отношение количества студентов к персоналу университета;

объем проводимых научных исследований;

количество докторов наук;

затраты на библиотеку;

обеспеченность общежитием;

доля окончивших по отношению к поступившим;

количество принимаемых на первый курс;

занятость выпускников;

доля зарубежных студентов;

оценка преподавателей.

 

Первые места в этом рейтинге занимают университеты Кембриджа, Оксфорда. Каждый показатель оценивается в баллах при задании максимально возможной оценки. Рейтинговый показатель вычисляется как арифметическая сумма частных показателей. 

Рейтинговая оценка немецких университетов формируется на базе показателей:

приближенность к практике;

уровень обучения (качества);

коммуникации (связи);

теоретический уровень;

сотрудничество в исследованиях;

исследовательские достижения;

деятельность студентов;

уровень административного управления.

 

По каждому показателю университеты выстраиваются в порядковую очередь, и рейтинговая оценка вычисляется как сумма порядковых номеров по отдельным показателям 

Основной принцип достижения успеха в любой деятельности - ориентация на потребителя. Выявление же потребителей, в свою очередь, является критическим шагом на пути внедрения системы качества во всех организациях. Однако надо осознать, что высшее образование отличается от других отраслей сферы услуг, так как студенты - не просто и не только «потребители товара». 

Высшее образование - это долгосрочные инвестиции с множеством лиц, получающих пользу. И хотя студенты - первые, кто получает выгоду, они осознают это позднее - в течение своей дальнейшей производственной деятельности, и их истинное удовлетворение можно будет измерить только тогда. 

Прежде чем учебное заведение продвинется вперед по пути качества, оно должно принять реалистичную модель сегодняшнего высшего образования, в которой студент - это продукция, а работодатель - это потребитель. 

Каждый вуз выступает в роли поставщика и имеет пять основных «групп субъектов» - заинтересованных лиц:

Потребители продукции и/или услуг данной организации (для вуза - это студенты, организации и государство).

Поставщики «сырья» (школы, колледжи и тому подобное).

Персонал (как профессорско-преподавательский и научный, так и обслуживающий).

Вышестоящие организации (в нашем случае - Министерство образования России).

Социальная инфраструктура (район, город, республика, страна).

 

Именно в выявлении и изучении реальных потребностей каждой из перечисленных групп с целью достижения и поддержания равновесия состоит одно из ключевых предназначений системы качества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Международные сравнительные  исследования.

 

Начиная с 60-х годов в мире стали проводится международные исследования, которые позволяют странам сравнивать достижения своих учащихся с достижениями учащихся других стран. Международные сравнительные исследования часто играют значительную роль в улучшении образования в странах. Они становятся причиной пересмотра национального учебного плана, введения новых стандартов, изменения программ подготовки учителей и т.д. Во многих государствах международные сравнительные исследования являются основной частью оценки качества образования и их результаты используются при проведении образовательных реформ.

Наиболее известные международные сравнительные исследования в области оценки качества образования.

 

PISA (Program for International Student Assessment)

Цель программы – дать оценку тому, насколько эффективны существующие образовательные системы в обеспечении молодых людей 15-летнего возраста необходимым набором умений и навыков для полноценного участия в жизни общества. В исследовании оцениваются такие области как грамотность чтения, математическая и естественнонаучная грамотность. Кроме того, в рамках исследования изучаются факторы, которые оказывают непосредственное влияние на изучаемые образовательные результаты. Разработчик и организатор программы OECD (Organization for Economic Cooperation and Development - Организация экономического сотрудничества и развития)

 

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study)

Цель программы – сравнительная оценка качества математического и  естественнонаучного образования в начальной и основной школе. Каждые 4 года оцениваются образовательные достижения учащихся 4 и 8 классов, включающие не только их знания и умения, но и отношения к предметам, интересы и мотивации к обучению. В координации TIMSS задействованы IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – Международная ассоциация оценки успеваемости в образовании), а также международное сообщество, состоящее из исследовательских центров и отделов образования более чем 50 стран.

 

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)

Целью PIRLS является сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы. PIRLS состоит из тщательно разработанного теста, направленного на оценку ряда стратегий понятия прочитанного материала, исходя из двух основных целей чтения: литературной и информационной. PIRLS проводит широкомасштабный сбор информации о доме, школе, и национальных факторах влияния на то, как хорошо ученики учатся читать. Организатор исследования - IEA.

 

CIVED (Civic Education)

Исследование CIVED состоит из тестирования трех ключевых предметных областей: 1. значение демократии в национальном контексте (что такое демократия и какие институты с ней ассоциируются, включая конституцию, права и обязанности граждан); 2. осознание национальной принадлежности и верность своему народу среди 14-летних; 3. социальное многообразие и социальная стабильность. CIVED измеряет более глобальное понимание гражданских понятий и не ограничивается оценкой гражданских знаний и умений, но в равной мере измеряет мотивацию и отношение студентов и их опыт. CIVED был разработан IEA.

 

SACMEQ (Southern Africa Consortium for Monitoring Educational Quality)

Основной целью SACMEQ является наращивание человеческого потенциала посредством вооружения профессионалов, занимающихся образовательным планированием в странах-участницах техническими умениями отслеживать и оценивать процесс обучения и качество образования. В рамках исследования собирается информация по основным показателям образовательных ресурсов, вкладываемых в образование, общим условиям обучения, оценке равного распределения возможностей для людского и материального ресурса и уровням грамотности среди 6-классников по математике и чтению.

Особый интерес представляет сравнение грамотности учащихся России с результатами их сверстников из других стран–участниц по программам международной оценки обучающихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии в области функциональной грамотности пятнадцатилетних учащихся (PISA – Programme for International Student Assessment) и сравнительное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study). Международная программа PISA по оценке общеобразовательных достижений учащихся осуществляется ОЭСР. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Качество образования – это широкое понятие, содержание которого постоянно меняется в зависимости от того, кто задаёт этот вопрос и каковы его взгляды на цели образования.

Качество образования сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем. Качественное образование рассматривается с позиций целостности содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов на соответствие личностного развития жизненному самоопределению субъекта и требованиям общества в новых социально–экономических условиях. Оно выступает одной из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность отдельных учебных заведений и национальных систем образования в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.

1. Да   
2. Нет 
3. Да  
4. Да  
5. Да 
6. в 
7. а

8. г

9. г

10. б

11. Нет 
12. Да  
13. Нет 
14. Да

15. Да  
16.  Нет 
17. Нет 
18. в

19. г

20. в

21. г

22. б

23. б

24. в

25. в

26. Нет 
27. Да  
28. Да  
29. Нет 
30. Да  
31. б

32. б

33. г

34. а

35. б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций. - Всемирный банк, 2013.
  2. Расширение возможностей и развитие способностей молодёжи. Новые задачи среднего образования. – М.; Весь Мир, 2013.
  3. Шамхалов Ф.И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия», 2012.
  4. Якобсон Л.И. «Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов», 2013.
  5. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2012.
  6. Стиглиц Дж.Ю. Экономика общественного сектора/ Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2013.
  7. Аткинсон Энтони Б., Стиглиц Джозеф Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. Пер. с англ. Под ред. Л.Л. Любимова. - М.: Аспект Пресс, 2013.
  8. Вэриан Х.Г. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2012.
  9. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. Курс лекций. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2012.
  10. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2013.

 

 


 



Информация о работе Международные методики оценки качества образования