Международные стандарты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, на особом месте находятся стандарты аудита. Потребность в неких общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита была всегда, но особенно остро она проявилась в 70-80-х гг. XX века в связи с развитием транснациональных корпораций и превращением аудиторских фирм, их обслуживающих, в крупные международные группы. Именно тогда и были разработаны международные правила (стандарты) аудита.

Содержание работы

1. Аудиторские стандарты……………………………………………………………….3
2. Задания, обеспечивающие уверенность МСА 100……….………………………….5
3. Основные принципы международных стандартов аудита (МСА-120).…………..6
Литература………………………………………………………………………..………8

Файлы: 1 файл

междунар станд аудита.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

2012

 

Содержание 

 

 
1. Аудиторские стандарты……………………………………………………………….3 
2. Задания, обеспечивающие уверенность МСА 100……….………………………….5 
3. Основные принципы международных стандартов  аудита (МСА-120).…………..6 
Литература………………………………………………………………………..………8 
 
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА

 Аудиторские стандарты

    В ряду документов, регулирующих аудиторскую деятельность, на особом месте находятся стандарты аудита. Потребность в неких общих правилах, подходах, понятиях при проведении аудита была всегда, но особенно остро она проявилась в 70-80-х гг. XX века в связи с развитием транснациональных корпораций и превращением аудиторских фирм, их обслуживающих, в крупные международные группы. Именно тогда и были разработаны международные правила (стандарты) аудита. В настоящее время существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:

1)      международные;

2)      национальные (в РФ – общероссийские);

3)      внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций    и стандарты аудиторских фирм – внутрифирменные стандарты).

 

    Стандарты обеспечивают:

• единство принципов  аудита (единство требований к качеству и    надежности);

• унификацию аудита в  вопросах методологии;

• единство подходов к  проведению аудита и к составлению  аудиторской отчетности.

 

    Благодаря этому при соблюдении аудиторских стандартов:

а) могут быть получены определенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита;

б) может быть обеспечен  определенный уровень надежности результатов  аудиторской проверки;

в) облегчено внедрение  в практику работы аудиторов новых научных достижений;

г) обеспечена связь отдельных  элементов процесса аудиторской  проверки;

д) обеспечена возможность  контроля качества работы аудитора;

е) может быть создан достойный  общественный имидж профессии аудитора.

 

    Международные стандарты аудита (МСА) призваны унифицировать подход к аудиту в международном масштабе и содействовать развитию аудита в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового. МСА не являются нормативными документами и имеют рекомендательный характер. Разработкой их занимается Международный комитет по аудиторской практике (IАРС), действующий в рамках Международной федерации бухгалтеров (IFАС).

 

    Всего комитетом определено 11 объектов стандартизации, каждому из которых выделено 100 номеров для возможных стандартов:

№100-199  «Вводные аспекты»,

№200-299 «Обязанности»,

№300-399  «Планирование»,

№400-499  «Внутренний контроль»,

№500-599  «Аудиторские доказательства»,

№600-699  «Использование работы третьих лиц»,

№700-799  «Выводы и отчеты в аудите»,

№800-899 «Специализированные  области»,

№900-999  «Сопутствующие услуги»,

№1000-1099 «Положения по международной  практике аудита».

 

    В России международные аудиторские стандарты принимаются во внимание при разработкеобщероссийских стандартов, которые призваны решать те же задачи, что и международные, но в масштабе РФ.

 

    Разработка общероссийских аудиторских стандартов осуществлялась под руководством Комиссии по аудиторской деятельности, которой были созданы рабочие группы, состоящие из представителей ЦБ РФ, НИИ, вузов, общественных объединений, ведущих аудиторских организаций. Первые из общероссийских аудиторских стандартов были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности в 1996г. Разработано более 30 общероссийских стандартов, которые устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

 

    После утверждения Правительством РФ общероссийские (федеральные) стандарты являются обязательными для аудиторов, аудиторских фирм и проверяемых экономических субъектов. В настоящее время утверждены 34 федеральных стандарта аудиторской деятельности.

 

    Общероссийским стандартом «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (от 20.10.99г.) установлено, что каждая аудиторская организация должна сформировать пакет своих внутренних (внутрифирменных) стандартов, отражающих собственный подход к проведению проверки и составлению заключения.

 

    При этом под внутрифирменными стандартами понимаются документы, детализирующие и конкретизирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, установленные общероссийскими стандартами. Наличие системы внутрифирменных стандартов является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутрифирменные стандарты должны содержать конкретные практические рекомендации, позволяющие аудиторам четко определить порядок своих действий при планировании, проведении аудита, оформлении его результатов, взаимоотношениях с клиентом.

 

    Разработка внутрифирменных стандартов должна осуществляться на основе действующих в РФ законодательных и нормативных актов, требований общероссийских стандартов. При отсутствии правовых норм или требований общероссийских стандартов в какой-либо специфической области аудиторские фирмы могут руководствоваться стандартами международными.

 

    Аудиторская фирма самостоятельно устанавливает перечень, объем, содержание, сроки, порядок разработки и использования на практике своих внутренних стандартов. В случае прямых указаний в общероссийских стандартах на необходимость разработки на их основе внутрифирменных их следует разработать в первоочередном порядке.

 

    Таким образом, в каждой аудиторской фирме должны быть внутрифирменные стандарты. Общий же их пакет может включать внутрифирменные стандарты по следующим объектам:

   o   общие положения по аудиту (внутренняя структура и организация деятельности аудиторской фирмы, ответственность аудиторов, внутрифирменный контроль качества, этика поведения и взаимоотношений аудиторов);

   o   порядок проведения аудита (планирование, оценка существенности и риска, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств, документирование);

   o   порядок формирования выводов и заключений (письменная информация (отчет) аудитора, составление аудиторского заключения, составление отчетов и заключений по специальному аудиту);

   o   специализированные стандарты (специфика аудита определенных экономических субъектов);

   o   сопутствующие услуги (порядок оказания сопутствующих услуг, заключение договора на оказание сопутствующих услуг, отчетность об оказании сопутствующих услуг);

   o   образование и подготовка кадров (профессиональный уровень работников аудиторской фирмы, порядок подготовки и повышения квалификации кадров).

-         Внутрифирменные стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации или иным уполномоченным органом, предусмотренным уставом.

 
Задания, обеспечивающие уверенность МСА 100.

 

    В данный раздел включаются МСА 100 «Задания, обеспечивающие уверенность» (ЗОУ), а также МСА 120 «Основные принципы МСА». Эти стандарты среди российских ПСАД отсутствуют.

    МСА 100 представляет общие принципы заданий, обеспечивающих уверенность. Цель стандарта – предоставление высокого или среднего уровня уверенности. Напомним, что данные категории в российском аудиторском законодательстве отсутствуют. Другими словами, этот стандарт в общем описывает все основные аспекты действий аудитора в ходе проверки и основные аудиторские процедуры, которые подробно рассматриваются в следующих разделах и в конкретных стандартах.

    МСА 100 предназначен для:

а) описания целей и элементов заданий, обеспечивающих уверенность высокого и среднего уровня;  
б) установления стандартов в виде руководства публично практикующим профессиональным бухгалтерам по предоставлению высокого уровня уверенности;  
в) подготовки почвы для разработки специальных стандартов определению видов заданий, обеспечивающих уверенность.

    Работая с данным стандартом, необходимо понимать, что задание, обеспечивающее уверенность, – это задание, которое аудитор или бухгалтер получает от заказчика или своего руководства. МСА выделяют задания, обеспечивающие уверенность и другие виды аудиторских работ, чтобы особо подчеркнуть, что важнейшей целью аудиторской проверки является не просто анализ и проверка отчетности, но выражение обоснованной уверенности в достоверности этой отчетности. Другие же задания по проверке отчетности не позволяют аудитору выразить уверенность в достоверности отчетности и преследуют иные цели. Такое скрупулезное разграничение связано прежде всего с ответственностью аудитора за результаты проверки перед заказчиком и с серьезными финансовыми последствиями.

    Цель заданий, обеспечивающих уверенность – дать возможность бухгалтеру оценить или точно измерить объект исследования на основании точных критериев с тем, чтобы выразить свое мнение. Задания, обеспечивающие уверенность позволяют повысить надежность информации, которая представляется в ходе аудита.   К основным типам заданий, обеспечивающих уверенность относится прежде всего составление отчета по широкому спектру вопросов, затрагивающих финансовую и нефинансовую информацию.

    Другие задания, не обеспечивающие высокий уровень уверенности:

а) согласованные процедуры;  
б) компиляция финансовой и другой информации;  
в) подготовка налоговых деклараций (без выводов) и оказание налоговых консультаций; 
г) консультирование руководства и другие услуги.

    К элементам задания, обеспечивающего уверенность, прежде всего относится наличие трехсторонних отношений, которые включают в себя отношения между профессиональным бухгалтером, ответственной стороной и предполагаемым пользователем. Зачастую предполагаемый пользователь и ответственная сторона являются одним и тем же лицом.

    Задание, обеспечивающие уверенность может быть представлено в виде различной финансовой и статистической информации, систем и процессов внутреннего контроля (СВК); оценки поведения руководства по выполнению нормативных актов, работе с коллективом.

    Задание, обеспечивающие уверенность должно иметь определенные критерии оценки (МСФО, отраслевые критерии). Если проверка проводится в соответствии с российским законодательством, в основе – российские национальные стандарты учета и отчетности (ПБУ и другие документы).

 

Основные  принципы международных стандартов  аудита (МСА-120)

 

    К основным принципам MCA (MCA 120) стандарт относит основные принципы финансовой отчетности и основные принципы аудита. 
    К основным принципам финансовой отчетности относится: 1) то, что финансовая отчетность, которая является основным источником информации для широкого круга пользователей, должна составляться и представляться ежегодно и удовлетворять информационные нужды этих пользователей; 2) финансовая отчетность должна составляться либо в соответствии с МСФО, либо с национальными стандартами или иными авторитетными стандартами. В качестве авторитетных стандартов финансового учета можно рассматривать, например, ГААП (общепринятые принципыучета) – американскую национальную модель финансового учета и отчетности. В России рекомендации по применению ГААП в качестве стандартов, аналогичных МСФО, даются Международным центром реформы системы бухгалтерского учета (ICAR) российским предприятиям, планирующим привлечение иностранного акционерного или заемного капитала. 
    К основным принципам аудита МСА 120 относит разграничение понятий «аудит» и «сопутствующие услуги». Для этого в стандарте приводятся основные показатели, характеризующие аудит и сопутствующие ему услуги, и основные различия между ними. 
    Различия между аудитом и сопутствующими услугами определяются целями, которые ставятся перед этими заданиями. Эти цели обусловлены уровнем уверенности, который должны обеспечивать задания. МСА выделяют следующие уровни уверенности: 1. «Абсолютная уверенность». Достигается исключительно редко, когда доказательства носят исчерпывающий характер. 2. «Высокий уровень уверенности». Может быть достигнут тогда, когда профессиональному бухгалтеру удалось собрать достаточное количество доказательств, соответствующих выбранным критериям. 3. «Средний уровень уверенности». Образуется в тех случаях, когда профессиональный бухгалтер может выразить мнение о том, что предмет является правдоподобным при данных обстоятельствах. 
    Цель аудита – выражение мнения о соответствии финансовой отчетности всем основным критериям ее подготовки. В ходе аудита аудитор должен, для формирования мнения об отчетности, собирать достаточные и надлежащие доказательства, которые необходимы для обоснованного выражения этого мнения. 
    Цель обзорной проверки – выражение мнения по предоставленным процедурам и доказательствам о том, что во всех основных аспектах она соответствует основным критериям подготовки финансовой отчетности. 
    К обзорной проверке относятся различные запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок, положенных в основу формирования финансовой отчетности и которые являются предметом ответственности руководства субъекта проверки. В ходе обзорной проверки уровень уверенности понижается, поскольку сокращается количество аспектов информации, которые она охватывает. 
    Цель согласованных процедур – высказывание аудитором мнения о фактах, для выявления которых он был приглашен. Отчет о согласованных процедурах должен предоставляться только сторонам проверки и используется только аудитором для целей проверки.

Информация о работе Международные стандарты