Международные торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Торговля является традиционной и древнейшей формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей.
Партнеры по международной торговле, в роли которых могут выступать государства, фирмы или отдельные индивидуумы, должны быть резидентами разных стран, что принципиально важно для разграничения внутренних и внешних сделок.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового
обмена, выгоды торговли 5
2. Ситуация абсолютного преимущества 8
3. Закон сравнительного преимущества 10
4. Неотехнологические теории международной торговли 11
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

- включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и переменных, в том числе, различных человеческих и капитальных ресурсов стран, НТП, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной мобильности последних и др.;

- макроэкономический подход к анализу мировой торговли дополнился микроэкономическим, основные преимущества связывались с монопольной позицией фирмы (страны) - новатора;

- объектом международной торговли в данном случае выступала технология - как воплощенная в наукоемких товарах, так и в виде лицензий;

- неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (страны) - новатора. Отсюда и новая стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может;

- государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших [2, 143].

К неотехнологическим относятся:

- теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);

- теория эффекта масштаба С. Кэмпа (1964 г.);

- теория несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);

- теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.);

- теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.) и др.

Теория технологического разрыва. В результате НТП нововведения в одной из отраслей первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве продукта-новинки. Таким образом, преимущество, получаемое страной-новатором - результат возникшего технологического разрыва в уровнях развития отдельных стран. Это может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному отказу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригинальной, не имеющей аналогов в мире продукции [9, 101].

Теория эффекта масштаба. При определенных технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются при увеличении объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно теории многие страны (особенно, развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Чтобы эффект массового производства был реализован, необходим емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, расширяя рынки сбыта. Она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельно взятой страны. В итоге потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Теория жизненного цикла  товара. Теория разработана во второй половине 60-х гг. Р. Верноном, Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Согласно концепции, новый продукт проходит жизненный цикл со стадиями: внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с жизненным циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости.

Теория конкурентного  преимущества нации М. Портера. Основная идея: на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международной торговле определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):

- факторные условия - конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;

- условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью;

- стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке;

- характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране - наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке [10, 214].

Теории неотехнологического направления связаны с процессом радикальной перестройки системы международного разделения труда и международной торговли на основе развития последствий научно-технической революции. Эти модели связывают международную торговлю уже не с альтернативными ценами товаров или факторов производства, а с монопольной позицией фирмы (страны) — новатора на мировом рынке и объясняют новые тенденции в структуре мирового товарооборота.

 

Заключение

 

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, специфическая форма обмена продуктами производственной деят-ности между покупателями разных стран.

Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение  в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда. Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые. Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

Согласно теории А. Смита, развитие национального производства на основе абсолютного преимущества в условиях свободной торговли позволяет каждой стране одновременно получать выгоду от международной торговли, продавая товары по мировым ценам. Каждая из стран выходит на такой уровень потребления, который был недостижим в условиях автаркии, т. е. странам выгодно проводить специализацию производства на международном уровне и осуществлять торговлю на основе принципа абсолютного преимущества.

Содержание закона сравнительных  преимуществ можно свести к следующему утверждению: основанием для возникновения и развития международной торговли может служить исключительно разница в относительных издержках производства товаров, независимо от их абсолютной величины.

Теории неотехнологического  направления связаны с процессом  радикальной перестройки системы международного разделения труда и международной торговли на основе развития последствий научно-технической революции. Эти модели связывают международную торговлю уже не с альтернативными ценами товаров или факторов производства, а с монопольной позицией фирмы (страны) — новатора на мировом рынке и объясняют новые тенденции в структуре мирового товарооборота. К неотехнологическим относятся: теория технологического разрыва М. Познера; теория эффекта масштаба С. Кэмпа; теория несовершенной конкуренции П. Кругмана; теория жизненного цикла товара Р. Вернона; теория конкурентного преимущества нации М. Портера и др.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Киреев, А.П. Международная экономика / А.П. Киреев. — М. : Международные отношения, 2009. — 488 с.
  2. Королев, П.Ю. Мировая экономика/ П.Ю. Королев. – СПб. : РИО СПб РТА, 2010. – 418 с.
  3. Любецкий, В.В. Мировая экономика / В.В. Любецкий. – М. : Феникс, 2010. – 488 с.
  4. Мировая экономика / под ред. Ю.А. Щербанина. –. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 447с.
  5. Пузакова, Е.П. Мировая экономика / Е.П. Пузаков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 514 с.
  6. Сергеев, Е.Ю. Международные экономические отношения / Е.Ю. Сергеев. - М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2012. – 420 с.
  7. Смитиенко, Б.М. Международные экономические отношения / Б.М. Смитиенко. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 512 с.
  8. Спиридонов, И.А. Мировая экономика / И.А. Спиридонов. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 256с.
  9. Стрелкова, И.А. Мировая экономика: учеб. пособие / И.А. Стрелкова. – М. : РИОР: ИНФРА-М, 2011. – 267 с.
  10. Черников, Г.П. Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. – М.: Дрофа, 2009. – 415 с.

Информация о работе Международные торговли