Международные торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Торговля является традиционной и древнейшей формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей.
Партнеры по международной торговле, в роли которых могут выступать государства, фирмы или отдельные индивидуумы, должны быть резидентами разных стран, что принципиально важно для разграничения внутренних и внешних сделок.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового
обмена, выгоды торговли 5
2. Ситуация абсолютного преимущества 8
3. Закон сравнительного преимущества 10
4. Неотехнологические теории международной торговли 11
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение                                                                                                                       3

1. Основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового

обмена, выгоды торговли                                                                                            5

2. Ситуация абсолютного преимущества                                                                  8

3. Закон сравнительного преимущества                                                                  10

4. Неотехнологические теории международной торговли                                    11

Заключение                                                                                                                 14

Список использованной литературы                                                                       16

 

Введение

 

Торговля является традиционной и древнейшей формой международных  экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей.

Партнеры по международной  торговле, в роли которых могут  выступать государства, фирмы или отдельные индивидуумы, должны быть резидентами разных стран, что принципиально важно для разграничения внутренних и внешних сделок.

Международную торговлю образуют два встречных потока товаров  и услуг — импорт и экспорт. В соответствии с принятыми нормами ключевым моментом в осуществлении международной торговли является факт пересечения товаром таможенной границы государства и регистрация этого пересечения в таможенной службе.

Международная торговля может осуществляться в разном режиме. Свободная торговля предполагает, что на пути товарных потоков не встречается никаких барьеров. Антиподом свободной торговли является протекционизм. При чрезмерно высоком уровне торговых ограничений они могут приобрести запретительный характер. В таком случае торговые взаимоотношения прекращаются, на смену им приходит автаркия.

Сумма экспорта и импорта  дает торговый оборот, а их разность — торговое сальдо. Превышение экспорта товаров над импортом обеспечивает стране активное торговое сальдо, а при обратном соотношении — пассивное.

Поставки товаров и  услуг по линии международной  торговли обычно оплачиваются в соответствующей валюте. Однако когда фирмы испытывают затруднения с валютой для оплаты приобретаемых товаров и услуг, они прибегают к встречной торговле. Встречная торговля предполагает взаимный обмен товарами и услугами на двусторонней или многосторонней основе. Если же обмен одних товаров на другие происходит без какой-либо денежной оплаты, то такую форму торговли принято называть бартером.

Экономическая мысль  на протяжении по крайней мере трех последних столетий пытается теоретически осмыслить проблемы международной  торговли, ответить на такие основополагающие вопросы: что составляет основу торговли и какова выгода, получаемая от торговых отношений; какими товарами должна торговать та или иная страна, из чего должен состоять ее импорт и экспорт.

Различные ответы на эти  вопросы и образуют теории международной торговли.

 

 

1. Основы международной  торговли, оценка последствий внешнеторгового  обмена, выгоды торговли

 

Мировой рынок, или международная  сфера обмена как товарами и услугами, так и денежными капиталами и рабочей силой, развивается значительно динамичнее, чем национальные рынки. Это, как уже отмечалось, характерный признак экономической глобализации, под знаком которой человечество вступило в XXI век.

Сегодня мировой рынок  характеризуют не только гигантский объем сделок, но и ряд других новых черт. Исчезают традиционные барьеры, и обмен результатами деятельности становится несравненно более свободным и интенсивным, чем раньше. Изменился состав участников рынка, среди которых определяющую роль теперь играют транснациональные корпорации (ТНК) и их многочисленные зарубежные филиалы. Значительную часть мировой торговли представляет оборот, совершающийся внутри транснациональных структур, где действуют особые цены и отсутствует конкуренция. В то же время соперничество между ТНК и остальными участниками рынка приобретает особенно ожесточенный характер. Отдельные государства, оставаясь активными действующими лицами на международной арене, тем не менее утрачивают часть своего суверенитета в вопросах внутренней и внешней экономической деятельности [4, 122].

Новым структурным элементом  мирового рынка стали интеграционные группировки государств, создаваемые  с целью интенсификации торговли и разнообразного экономического сотрудничества между их членами, а также для защиты от торговой экспансии извне. Порядки и условия торговых отношений складываются под все большим воздействием международных экономических организаций, в том числе региональных, и ТНК. Они определяют также многие нормы и стандарты социальной и экономической политики, которым вынуждены подчиняться отдельные государства. Ведущие торговые державы мира, объединенные в рамках «Большой семерки», имеют решающий голос в основных межгосударственных экономических организациях, им принадлежат наиболее мощные и влиятельные ТНК, они являются главными экспортерами новейшей техники и технологий, услуг, капиталов. Понятно, что преимущества экономической глобализации достаются прежде всего им. Под влиянием всей совокупности этих обстоятельств произошли существенные сдвиги в вещественной и географической структуре мировой торговли и валютно-финансовых отношений.

Приобретая новый облик, мировой рынок выдвигает перед  его участниками немало сложных задач и проблем. Чтобы успешно справляться с ними, необходимо располагать достоверной информацией о процессах, происходящих на этом рынке, правильно оценивать тенденции его развития и разбираться в особенностях механизма функционирования. Поэтому анализ мирового рынка и международной торговли заслуживает специального рассмотрения.

Система устойчивых мирохозяйственных связей за более чем столетнюю историю своего существования претерпела заметные изменения. Так, первоначально наиболее распространенным каналом их осуществления являлась мировая торговля. Среди специалистов существуют различные подходы к определению начального этапа становления той или иной формы международных экономических отношений. Тем не менее широко признается то обстоятельство, что основой для формирования как самих устойчивых связей, так и их системы послужило появление крупной машинной индустрии в западных странах в XIX веке. Впоследствии (в середине прошедшего столетия) создание мирового рынка означало закрепление сложившейся системы международного обмена, способствовало постепенному оформлению мирового хозяйства. На современном этапе осуществляется дальнейшая диверсификация мирохозяйственных связей, и прежде всего в таких важнейших сферах, как:

- международная торговля  товарами и услугами;

- международное движение  капитала;

- международная миграция  рабочей силы [8, 85].

Не вызывает сомнений, что на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. На протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства.

Вследствие этого, с  одной стороны, внешняя торговля стала ныне мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

Сам термин «внешняя торговля»  подразумевает обмен той или  иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг [3, 112].

Согласно современной  классификации, подразделение внешнеторговой деятельности по принципу потоварной специализации осуществляется следующим образом: обмен готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами.

При этом «международная торговля» представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс. Статистические издания ООН публикуют данные по динамике объема международной торговли как совокупной стоимости экспорта всех стран мира. Совершенно естественно, что развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.

 

 

2. Ситуация абсолютного  преимущества

 

Первые наивные попытки  теоретического осмысления международной  торговли связаны с доктриной  меркантилизма, господствовавшей на протяжении XVII–ХVIII вв. Однако научное объяснение данная проблема нашла в трудах экономистов-классиков.

В отличие от меркантилистов отправным  пунктом теории А. Смита было утверждение, что богатство нации зависит не только и даже не столько от накопленного запаса благородных металлов, сколько от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Поэтому важнейшей задачей правительства становится не накопление золота и серебра, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда [6, 153].

Наиболее благоприятные условия для этого создает экономика свободной конкуренции, где “невидимая рука” конкуренции согласовывает действия множества производителей так, что каждый из экономических агентов, стремясь к собственной выгоде, обеспечивает благоденствие общества в целом. Обосновывая политику государственного невмешательства в экономику и свободной конкуренции , А. Смит выступал за свободу торговли. Он полагал, что каждая из стран всегда производит один или несколько товаров с меньшими издержками, чем за рубежом. Другими словами, в производстве и обмене подобных товаров страна будет располагать абсолютным преимуществом. Именно такие товары должны экспортироваться и быть объектом международной торговли. В результате свободной торговли на основе принципа абсолютного преимущества увеличивается богатство нации, растет ее способность к сбережениям.

Выводы А. Смита базировались на трудовой теории стоимости, в соответствии с которой обмен товаров осуществляется в той же пропорции, что и количество труда, необходимого для их производства. Далее, А. Смит исходил из наличия в национальном хозяйстве рынка совершенной конкуренции, он абстрагировался от технического прогресса и транспортных издержек.

Таким образом, согласно теории А. Смита, развитие национального производства на основе абсолютного преимущества в условиях свободной торговли позволяет каждой стране одновременно получать выгоду от международной торговли, продавая товары по мировым ценам. Каждая из стран выходит на такой уровень потребления, который был недостижим в условиях автаркии, т. е. странам выгодно проводить специализацию производства на международном уровне и осуществлять торговлю на основе принципа абсолютного преимущества [1, 217].

Однако теория абсолютного  преимущества А. Смита не является универсальной. Ее ограниченность состоит в том, что она оставляет открытыми ответы на ряд вопросов, возникающих в ходе внешнеторговых отношений. Действительно, что будет, если страна не располагает абсолютным преимуществом ни по одному товару? Сможет ли такая страна быть полноправным партнером во внешней торговле? Не обречена ли такая страна на необходимость покупки всех необходимых ей товаров на мировом рынке? Чем в таком случае она сможет рассчитаться за приобретаемые за рубежом товары?

Ответы на эти вопросы дал сформулированный Д. Рикардо закон сравнительных преимуществ.

 

 

3. Закон сравнительного  преимущества

 

Развивая теорию абсолютного  преимущества, Д. Рикардо доказал, что международная торговля взаимовыгодна для двух стран даже в том случае, когда ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом ни по одному товару [5, 108].

Содержание закона сравнительных  преимуществ можно свести к следующему утверждению: основанием для возникновения и развития международной торговли может служить исключительно разница в относительных издержках производства товаров, независимо от их абсолютной величины.

Действительно, издержки производства одного и того же товара в разных странах, как правило, различаются между собой. В этих условиях практически в любой стране найдется такой товар, производство которого будет более выгодным при существующем соотношении издержек, чем производство других товаров. Именно по такому товару страна будет располагать сравнительным преимуществом, а сам товар станет объектом внешнеторговых сделок.

Теория Д. Рикардо совершенствовалась и дополнялась в работах его  последователей. Так, исходная посылка “две страны - два товара” была расширена и распространена на большее количество стран и большее количество товаров, в модель Д. Рикардо были введены транспортные расходы и неторгуемые товары [7, 309].

С этими дополнениями и расширениями базовой модели идеи Д. Рикардо на многие десятилетия  вперед предопределили господствующие взгляды в теории международной торговли и оказали сильное воздействие на экономическую теорию в целом. Закон сравнительных преимуществ впервые доказал взаимовыгодность международной торговли для всех участвующих в ней стран, вскрыл научную несостоятельность широко распространенного заблуждения о том, что отдельная страна может получить в процессе торговли односторонние преимущества только в результате нанесения ущерба другим странам.

 

 

4. Неотехнологические теории  международной торговли

 

Слабой стороной классических теорий является то, что для их практического подтверждения необходимо соблюдение многочисленных ограничений и допущений. Поэтому экономисты XX в. осуществляют поиск новых теорий, объясняющих различные аспекты международной торговли, основываясь на классических теориях, развивая или опровергая их.

На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины XX в. на основе НТР. Возникшие на основе НТР теории международной торговли полностью отвергали базовые понятия классических теорий и предлагали иные подходы к объяснению мировой торговли. Особенности неотехнологической школы международной торговли:

Информация о работе Международные торговли