Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или Всемирный банк (ВБ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:06, доклад

Описание работы

Группа Всемирного банка состоит из 5 тесно связанных между собой международных организаций, входящих в систему ООН. Их общей целью является оказание помощи странам, испытывающим трудности в обеспечении экономического развития и прежде всего, развивающимся государствам.
Состав и организационная структура Всемирного банка претерпевали существенные изменения со времени его создания. Количество стран-членов МБРР выросло с38 в 1946г.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.Текст для презентации. Международный банк реконструкции и развития (МБРР).doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), 
или Всемирный банк (ВБ)

Группа Всемирного банка состоит  из 5 тесно связанных между собой  международных организаций, входящих в систему ООН. Их общей целью  является оказание помощи странам, испытывающим трудности в обеспечении экономического развития и прежде всего, развивающимся государствам.

Состав и организационная  структура Всемирного банка претерпевали существенные изменения со времени его создания. Количество стран-членов МБРР выросло с38 в 1946г. До 180 в 1996 г. Создание новых дочерних организаций позволило преобразовать МБРР в группу Всемирного банка, включающую в себя четыре международных  финансовых института. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация – МФК

(International Finance Corporation), которая осуществляет финансирование проектов частного сектора, в отличие от МБРР, предоставляющего займы только под гарантии правительств стран-членов. В 1960 г. была основана Международная ассоциация развития - МАР (International Development Association), предоставляющая беспроцентные льготные кредиты наиболее бедным странам. Задачей Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций – МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency), основанного в 1988 г., является предоставление гарантий зарубежным инвесторам от некоммерческих политических рисков. Рост потоков прямых иностранных инвестиций обусловил создание в 1966 г. Международного центра урегулирования инвестиционных споров – МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes), связанного с деятельностью Всемирного группы банка. МЦУИС призван обеспечивать урегулирование и арбитраж споров между иностранными инвесторами и правительствами стран-заёмщиц.

Основа всей группы –  Всемирный банк является специализированным учреждением ООН, но вместе с тем в соответствии с соглашением, подписанным между ним и ООН, он является независимой международной организацией.

Эта организация основана в 1945 г.вместе с МВФ в соответствии с решениями Бреттон-Вудской конференции  ООН по валютно-финансовым вопросам, проходившей в июле 1944. Штаб-квартира находится в США, Вашингтон.

В соответствии с уставом  Всемирного банка его членами  могут быть лишь те государства, которые  являются членами Международного валютного  фонда. В настоящее время в  состав Всемирного банка входят 185 государств. Россия вступила во Всемирный банк в 1992г.

Крупнейшие акционеры  Всемирного банка – США (16,41% голосов), Япония (7,87%), Германия (4,49%),Великобритания (4,31%), Франция (4,31%). Доля России – 1,8%. Уставный капитал Банка превышает 180 млрд долл.

Средства банка формируются из различных источников. Основным является продажа различных долговых обязательств на мировых финансовых рынках. Гарантами операций банка выступают все страны-участницы. Благодаря его разумной финансовой политике ценные бумаги банка считаются одними из самых надежных в мире. Они охотно приобретаются пенсионными фондами, страховыми компаниями, другими банками, частными лицами. Другие источник – акционерный капитал, нераспределенная прибыль, а также взносы богатых членов банка.

Организация Всемирного банка Высший орган Банка – Совет управляющих. Каждая страна-член Всемирного банка имеет в нем одного представителя. Исполнительный орган Банка – директорат, состоящий из 24 директоров-распорядителей , 5 из которых назначаются государствами-членами, имеющими наибольшее число акций Банка, а 19-избираются управляющими из числа представителей остальных государств-членов (Россия имеет в директорате одного представителя). Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство его деятельностью.

Основные задачи Всемирного банка – стимулирование экономического роста государств-членов, содействие социальному развитию, росту международной торговли, содействие частным иностранным инвестициям, сбор и публикация статистической информации.

Реализация этих задач  обеспечивается через предоставление Всемирным банком займов государствам-членам.

Первые займы банка  помогли странам Западной Европы восстановить их разрушенную войной экономику. В нынешней ситуации банк предоставляет займы странам Африки, Азии, Латинской Америки, Карибского бассейна, Северной Африки, Ближнего Востока, Центральной и Восточной Европы.

Всемирный банк предоставляет  низкопроцентные займы на срок до 20лет с льготным периодом от 3 до 5 лет, в течении которого по займу уплачиваются только проценты (выплата основной части долга начинается после истечения льготного периода). Основными заемщиками банка являются развивающиеся страны со средним уровнем дохода.

Различают два вида займов Банка – инвестиционные займы и займы структурной адаптации. Один из вариантов первого вида займов – займы политики развития, предназначены для финансирования конкретных проектов в экономической и социальной сферах. За счет них Всемирный банк традиционно финансирует проекты в области производственной инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика). В последние десятилетия инвестиционные займы все больше ориентируются на решение социальных проблем развития и предназначаются также для финансирования проектов в области здравоохранения, образования, планирования семьи, борьбы с бедностью.

Займы структурной адаптации  предоставляются государствам-членам в рамках согласованных с Банком программ экономических реформ (например, программ перехода к рыночной экономике) и предназначены для смягчения их социально-экономических последствий. В отличие от инвестиционных займов  займы политики развития поступают в полное распоряжение стран-заемщиков, которые могут использовать их по своему усмотрению.

Совокупный годовой объем  займов Всемирного банка в последние годы превышает 11 млрд. долл. Доля инвестиционных займов в общем объеме заимствований составляла в последние двадцать лет 75-80%.

Российская Федерация  является заемщиком Всемирного банка с 1992 г. Наиболее активное содействие России банк оказывал в 1992-1998 гг., когда ей были предоставлены займы на реализацию 41 проекта общим объемом в 11,4 млрд. долл. В 2000-2005 для России были утверждены 5 проектов Всемирного банка с общим объемом финансирования 320 млн. долл. В качестве конкретных примеров можно назвать проект содействия реформе здравоохранения, проект модернизации гидрометеорологической службы и др.

Критика


Деятельность  Всемирного банка в течение длительного  времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными, среди которых видное место занимаетнобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц.[22].

В частности  Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ, Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США, значительного экономического роста не произошло бы[23]. Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

В частности  Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России, критикуя шоковую терапию переходного периода.

Демонстрация  протеста против деятельности Всемирного банка,Джакарта, 2004

Анализ развития мировой экономики показывает, что  программы Всемирного банка в  том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на Банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.[24]

В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили «бедные» государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, что нельзя объяснить только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.[17]

Исследовательский центр Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка. За период с 1980 по 2003 год его кредиты и гранты получили 105 «бедных» государств. В результате, в 39-ти странах валовой внутренний продуктуменьшился, в 17-ти - рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х - умеренным (1- 4%). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Ещё более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного Банка получили 48 государств, лишь три из них смогли успешно развиваться экономически, в 23-х был отмечен экономический спад.[17]

В настоящее время (2010 г.) заметным критиком Всемирного Банка стал американский академик Радж Патэл. Он опубликовал множество критических статей о политических и псевдонаучных методах Всемирного банка.


Информация о работе Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или Всемирный банк (ВБ)