Международный экономический шпионаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:48, реферат

Описание работы

Для экономического шпионажа большую роль играют перепады в экономическом и социальном развитии различных стран мира. Ведь сегодня одно лишь обладание сырьевыми ресурсами уже не предопределяет успех экономики. Самым важным становятся сведения о технологических и производственно-экономических «ноу-хау». Потому интерес многих национальных экономик направлен на получение такой информации, чем и занимаются их разведывательные службы. Границы между разведкой, управляемой государством, и получением информации частными фирмами при этом становятся все более размытыми. Поэтому для предприятия часто непросто точно определить, от кого исходит направленная против него шпионская деятельность.

Содержание работы

Введение 3
Цели и методы экономического шпионажа 4
Кто занимается экономическим шпионажем? 7
Современный экономический шпионаж 8
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 27.83 Кб (Скачать файл)

Российская  академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации (Сибирский институт управления (СибАГС)

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

Межсессионная контрольная работа по дисциплине 
«Экономика»

 

 

Фамилия

Лукьянчук

Имя

Андрей

Отчество

Константинович

Номер группы:

12331

Дата сдачи

07.05.13

Номер варианта

Международный экономический шпионаж


 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Цели и методы экономического шпионажа 4

Кто занимается экономическим шпионажем? 7

Современный экономический шпионаж 8

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

Введение

Во всем мире многочисленные государства направляют усилия своих  спецслужб на постоянную разведку достижений иностранных предприятий, особенно их патентов, коммерческих, технологических  и производственных тайн. Спецслужбы подключаются к компьютерам, телефонам  и факсам интересующих их фирм, в  них внедряются шпионы и вербуются  агенты. Такой процесс привел к  тому, что теме экономического шпионажа стало уделяться большое внимание и эта проблематика приобрела и политическое значение.

Для экономического шпионажа большую роль играют перепады в экономическом  и социальном развитии различных  стран мира. Ведь сегодня одно лишь обладание сырьевыми ресурсами  уже не предопределяет успех экономики. Самым важным становятся сведения о  технологических и производственно-экономических  «ноу-хау». Потому интерес многих национальных экономик направлен на получение  такой информации, чем и занимаются их разведывательные службы. Границы  между  разведкой, управляемой государством, и получением информации частными фирмами  при этом становятся все более  размытыми. Поэтому  для предприятия  часто непросто точно определить, от кого исходит направленная против него шпионская деятельность.

 

Цели и методы экономического шпионажа

Получение информации разведывательным путем происходит, в первую очередь, в  сфере технологий «двойного  использования». Это, например: биотехнолология, генная технология, медицинская техника, техника по защите окружающей среды, высокоэффективные компьютеры, программное обеспечение, оптическая электроника,  сенсорная и сигнальная техника, накопители данных, техническая керамика, высококачественные сплавы, нанотехнология, аэрокосмическая техника, транспортная техника, а также системы контроля, измерения и управления.

Экономический шпионаж не «зациклен» на каком-либо одном средстве получения информации. Для него сгодится все, например, письменные документы (проекты, записки, черновики, фотокопии), чертежи, фотоматериал, магнитные хранители данных, электрические сигналы, модели, образцы товаров, прототипы, приборы, технические устройства и устная информация. При этом интересы разведки не ограничиваются получением готового продукта, а охватывают идеи, исследования, конструкторские работы, проекты, производство и стратегии маркетинга, то есть весь цикл разработки, создания, производства и продажи продукта. Но в центре усилий шпионажа остаются  разработка и производство.

В 39% случаев шпионажа против предприятий заказчиками были конкуренты, в 19 % - клиенты, в 9 % - поставщики и в 7% - разведслужбы. Шпионят собственные  работники, частные шпионские бюро, оплачиваемые хакеры и профессионалы  разведок. Методы получения информации охватывают весь репертуар и персонал разведслужб, включая засылку агентов, разведчиков из резидентур, использование  экономических журналистов, практикантов, получение информации техническим  путем и т.д. Но экономический  шпионаж обладает и некоторыми особенностями:

1. Анализ открытых источников: систематическая оценка докладов  о результатах научных исследований, дипломных работ, специальной  литературы, заводских газет, справочников, технической, патентной и лицензионной документации, а также рекламного и информационного материала.

2. Получение информации в ходе бесед: выуживание информации в разговорах с легковерными собеседниками во время не вызывающих подозрений контактов на ярмарках, выставках, конгрессах, симпозиумах, семинарах и при посещениях предприятий из-за неосторожности в ходе профессиональных разговоров, причиной которой обычно становятся гордость и тщеславие собеседника и его желание похвастаться своими успехами.

3. Участие в экономической жизни: покупка фирм и основание совместных предприятий, создание «фирм-крыш», получение коммерческих предложений, покупка и анализ продукции, пользование сервисными услугами, создание тайной агентурной сети на собственных предприятиях.

4. Использование современной информационной техники: Компьютерный шпионаж. Быстрое увеличение доли использования электронного и мультимедийного обмена данными при разработке, производстве и исследованиях открывает трудно контролируемые возможности доступа и для нежелательных пользователей. Экономических шпионов привлекает возможность одним нажатием кнопки получить уже готовые «ноу-хау».  Сейчас  сфера электронной обработки данных с ее глобальными сетями представляет собой самый полный источник информации для экономических шпионов, среди которых 80% являются «внутренними преступниками» (т.е. работниками тех же предприятий, за которыми и шпионят).

5. Агенты на предприятии. Внутренние преступники представляют собой наибольшую опасность для интересов безопасности предприятия. Собственные сотрудники благодаря своим законным возможностям допуска и внутренним знаниям могут выдать куда больше доверительной информации, чем засланные «снаружи» агенты иностранных разведок. Потому спецслужбы предпринимают все, чтобы завербовать для разведывательной деятельности высококвалифицированных специалистов. Экономическое развитие, вместе с ослаблением лояльности по отношению к работодателю, чаще, чем прежде побуждают сотрудников становиться  экономическими шпионами конкурентов или чужих разведслужб.

 

Кто занимается экономическим шпионажем?

Ответ таков: все разведки.

После 1990 года разведывательные мощности, занятые раньше борьбой  с противником по ту сторону «железного занавеса» освободились, и теперь могут быть использованы в других сферах. США открыто заявили, что часть их разведывательной деятельности касается экономики. Но и другие разведки давно уже открыли для себя эту область. Высокоразвитые промышленные государства получают большую пользу от экономического шпионажа. Путем разведывания чужих достижений в какой-либо области можно «пробить» мероприятия в области внешнеэкономической или инвестиционной политики, которые либо сделают собственную промышленность более конкурентоспособной, либо позволят сэкономить на субсидиях. Другая цель - добывание деталей больших заказов и контрактов.  В случае с технически менее развитыми странами основным направлением является получение технических «ноу-хау» для преодоления отставания собственной промышленности без расходов на научно-исследовательские работы и разработки и без покупки патентов и лицензий. Здесь речь идет о получении технической документации и информации о производстве интересующей продукции, с целью изготовления собственных более дешевых копий и выхода с ними на мировые рынки. По некоторым сведениям, такая задача официально поставлена перед спецслужбами России.

С тематикой управляемого государством экономического шпионажа тесно связано и получение  стратегически важных технологий или  товаров, которые можно использовать при создании ядерного, биологического или химического оружия массового  поражения, обойдя при этом национальные и международные эмбарго. Такими действиями занимаются, в первую очередь,  разведки (и управляемые ими замаскированные «фирмы-крыши») т.н. «кризисных стран».

Современный экономический шпионаж

Часто термины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт - это:

1) рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции и услуг за год;

2) сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений), его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.

Ответ на вопрос, почему экономический  шпионаж интересуется вышеперечисленными показателями государства, заключается  в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего  государства. Особенно это относится  к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских  работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.

В принципе, в наше время, любое правительство хорошо развитой страны располагает крупными денежными  средствами, не контролируемыми парламентом. Эти суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов или не учтены в публикуемом государственном бюджете. Таким путем скрытого финансирования была создана, например, атомная бомба в США. Ее создание стоило правительству 2 млрд. долларов.

Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический  шпионаж кроме промышленных секретов охватывает и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.

С развитием промышленного  шпионажа промышленные монополии тщательно  охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты  и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру  ТНК входят т.н. технические центры основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.

В целях повышения прибыли  ТНК стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Для этого производится детальнейший анализ продукции конкурентов с  целью установления сравнительного качества своей продукции.

Все промышленные монополии  имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей  продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают  каждый узел и агрегат собственных  машин и аналогичной продукции  конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются  все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Недостатки своей продукции  тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается  выгодно. Но никогда информация о  слабых сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. Само существование таких лабораторий также не афишируется.

Существуют различные  способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются  сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов  и т.д.

Основными законными путями сбора информации о конкурентах  являются: публикации конкурентов и  отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими  конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады  инженеров-консультантов; выпускаемые  конкурентами издания; анализ изделий  конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др.

Так как каждая ТНК знает  о возможных действиях, исследований против нее со стороны конкурентов, то в официальных публикациях и отчетах каждая ТНК старается дать минимальную информацию о своей деятельности и финансовом положении, о научно-исследовательских работах. В основном, любая крупная компания составляет несколько вариантов отчета.

Отчет, отражающий истинное состояние дел, в считанных экземплярах  представляется высшим руководителям  ТНК, которые определяют политику и стратегию корпорации.

Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее важная и личная информация, структура производственных издержек, предоставляется руководителям  корпорации среднего уровня, некоторым  управляющим зарубежными филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.

Возможен и третий - популярный вариант отчета, в котором отсутствует  практически всякий смысл, но зато присутствуют отличные иллюстрации, отчет прекрасно издан и т.д.; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.

Но конкурирующие фирмы, зная о возможных способах сокрытия информации, осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:

- различного рода вопросы,  задаваемые специалистам конкурента

- приглашение на работу  специалистов конкурента

- ложные предложения работы  специалистам из фирм-конкурентов  без намерения брать их на  работу

Также могут быть реализованы  следующие способы:

- тайное наблюдение за  интересующим специалистом, отделом,  лаборатории

- использование профессиональных  шпионов для получения информации

- подкуп сотрудников из  основных отделов конкурента

Информация о работе Международный экономический шпионаж