Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:48, реферат
Преобразование сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических условий хозяйствования вызывают необходимость внедрения нетрадиционных для нашей экономики методов обновления материальной базы. Рыночные отношения предполагают оздоровление кредитно-финансовой системы и сокращение государственных инвестиций, что объективно способствует развитию внебанковских кредитов, поставляемых как в денежной, так и в товарной форме. Развитие международных торговых и производственных связей, расширение сети станций по техническому обслуживанию экспортированного оборудования способствуют активизации особой формы капиталовложений — лизинга.
Введение……………………………………………………….3
I. Сущность, история и понятие лизинга……………………5
Преимущества лизинга…………………………………….9
Виды лизинга………………………………………………12
II. Международный лизинг………………………………….17
III. Лизинг в Республике Беларусь…………………………..24
Структура рынка лизинговых услуг РБ…………………..27
Лизинг и рыночная инфраструктура………………………29
Заключение……………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………33
Финансовый лизинг предусматривает в течение периода действия контракта выплату арендатором сумм, которые покрыли бы полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По окончании срока действия контракта арендатор должен возвратить объект аренды арендодателю, а также он имеет право заключить новый контракт на аренду данного имущества или произвести выкуп предмета лизинга по остаточной стоимости.
В свою очередь, финансовый лизинг подразделяется на следующие виды.
— покупка оборудования
— сдача предмета лизинга в аренду
— опцион на продажу
Оперативный лизинг характеризуется тем, что оборудование используется в течение значительно меньшего времени, чем срок экономической службы оборудования. Чтобы возместить стоимость оборудования, лизинговая компания сдает его во временное пользование несколько раз и обычно разным пользователям. Объекты оперативного лизинга — обычно оборудование с высокими темпами морального старения.
В практике используются и другие разновидности лизинговых соглашений.
«Сухой лизинг» — лизингополучатель самостоятельно обеспечивает полученное по договору имущество (машины, транспортные средства, станки и т.п.) горюче-смазочными материалами.
Возобновляемый лизинг — в лизинговом соглашении подобной формы предусматривается периодическая замена оборудования по требованию арендатора на более совершенные образцы.
Лизинг с привлечением средств (иногда указывается как разновидность финансового лизинга) предусматривает получение лизингодателем долгосрочного займа у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% сдаваемых в аренду активов. Кредиторами в таких случаях являются крупные коммерческие или инвестиционные банки, располагающие значительными ресурсами, привлеченными на длительные сроки.
Групповой лизинг — при сдаче в аренду крупномасштабных объектов (самолеты, суда, буровые платформы, вышки) в роли лизингодателя выступают несколько компаний.
Контрактный найм — это специальная форма лизинга, при которой лизингополучателю предоставляется в аренду комплектные парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники.
Генеральный лизинг — право лизингополучателя дополнять список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.
Лизинг на налоговой основе предполагает в качестве основной или дополнительной цели сделки максимизацию налоговых льгот, приобретаемых лизингодателем и/или лизингополучателем.
Лизинг с поставкой давальческого сырья предполагает поставку лизингодателем не только оборудования, но и необходимого давальческого сырья. Подобный лизинг часто используется предприятиями легкой промышленности, по производству мебели и некоторых других отраслей.
Компенсационный лизинг предполагает, что часть арендной платы производится поставками продукции, выпущенной на взятом в лизинг оборудовании.
Лизинговая линия (lease-line) — соглашение, аналогичное банковской кредитной линии и позволяющее лизингополучателю арендовать дополнительное оборудование без заключения каждый раз нового контракта. Работа в режиме лизинговой линии возможна при наличии тесных длительных связей между лизингодателем и лизингополучателем.
Таким образом, лизинговые операции представляют собой достаточно сложную схему финансово-коммерческих взаимоотношений.
Схема 1.
II. Международный лизинг
С начала 60-х годов лизинговые операции приобретают международный характер (операция имеет международный характер, если хотя бы один из участников лизинга является иностранной компанией по отношению к другим), причем независимо от формы международной лизинговой сделки ее предметом обычно является оборудование, импортируемое в страну арендатора. До начала 70-х годов международные лизинговые операции применялись в ограниченных размерах, главным образом из-за помех юридического, налогового и валютного характера. Резкое расширение объема арендных операций вызвало необходимость выработки, хотя бы в общих чертах, международных норм лизинга. Начиная с 1974 г. «Юнидруа» — организация, занимающаяся законодательными вопросами регулирования международного бизнеса, рассматривала вопрос о регулировании международных лизинговых операций. Результатом деятельности этой организации стало подписание в мае 1988 г. в Оттаве Конвенции о международной финансовой аренде.
Большую роль сыграло создание международных лизинговых объединений типа «Орион Лизинг Груп», которые осуществляют операции во всех странах мира как с государственными предприятиями, так и с частными компаниями. Указанное объединение располагает широкой сетью филиалов в разных странах мира, которые предоставляют в аренду различные объекты — от самолетов до промышленных предприятий.
Особая роль в международных лизинговых операциях в развитых странах принадлежит так называемым лизинговым клубам. Их деятельность основана на посредничестве в осуществлении поставок по лизингу из одной страны в другую. Так, если клиент из одной страны обратился к фирме — члену клуба из другой страны с просьбой о поставке из этой страны на условиях лизинга, то данная фирма предлагает клиента фирме — члену клуба из его страны, который и будет осуществлять лизинговые операции с клиентом из своей страны. Фирма, предложившая клиента, получает комиссионные за посредничество, но никаких обязательств на себя не берет и дальнейший ход операции от нее не зависит. Лизинговые клубы получили распространение в Западной Европе. Это ассоциация «Интерлиз», которая объединяет лизинговые фирмы Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии, Франции, Германии, Швейцарии и Швеции. В ассоциацию «Лизклаб», входят лизинговые фирмы из 10 стран Европы и Австралии. Ряд объединений создан по территориальному признаку и в других регионах, например «Эптализ» в Азии.
Помимо международных
Среди международных лизинговых компаний продолжают выделяться американские. Но если в начале лидерами были самостоятельные лизинговые фирмы, такие, как «Юнайтед Стейтс Лизинг Корпорэйшн», ПАТС, ИТЕЛ, то впоследствии их сменили дочерние лизинговые подразделения транснациональных банков США, такие как «Сити Корпорэйшн», «Банк Америка Корпорэйшн», «Кемикал Нью-Йорк Корпорэйшн», «Мэньюфэкчурэрз Хановер Корпорэйшн» и др.
С середины 80-х годов с американскими компаниями, занимавшими лидирующие позиции, вступают в серьезную конкуренцию западноевропейские, прежде всего английские, фирмы, относящиеся к «большой четверке» английских банков: «Барклай Бэнк», «Ллойдс», «Нэшнл Вестминстер Бэнк» и «Мидлэнд».
В тихоокеанском бассейне прочные позиции занимают японские компании во главе с «Ориент Лизинг» и «Дженерал Лизинг», представляющими крупнейшую финансовую группу Японии «Сумитомо».
Некоторые банки и крупные лизинговые
компании открыли свои заграничные
филиалы в развивающихся
По оценкам западных экономистов, в 60-х годах лизинговые компании находились в 60 странах мира и осуществляли операции в развивающихся странах через 150 заграничных филиалов.
Экспортный лизинг — лизинг, при котором поставщик и лизинговая компания находятся в одной стране, а лизингополучатель — заграничная компания. Экспортным лизингом данная сделка считается потому, что в отношении своего одно-национального участника сделки (в данном случае поставщика) лизинговая фирма выполняет функцию стимулирования экспорта.
Лидирующее положение по масштабам экспортных лизинговых операций, также как по объемам внутреннего лизинга, занимают США (около 8—10 млрд. долл. в год), Япония (3—4 млрд. долл. в год), Великобритания (0,5—1,5 млрд. долл. в год). Эти цифры выглядят достаточно скромно в сравнении с показателями всего экспорта машин и оборудования указанных стран: в США они составляют 8—10% стоимости вывозимых машин и оборудования, Японии — 2—4, в Великобритании — 1,5—4,5, а в целом в промышленно развитых странах — 3—4,5%.1
Доля экспортного лизинга пока значительно ниже показателя, характеризующего его роль на внутреннем рынке машин и оборудования. Вместе с тем имеются значительные резервы для наращивания экспортных лизинговых операций. Эти резервы связаны не только с увеличением объемов торговли арендными услугами между развитыми странами, но и с расширением масштабов лизинга в развивающихся странах и новых индустриальных странах, имеющих достаточно емкие внутренние рынки. Очевидно, что большая часть потребностей этих стран в лизинговых услугах будет покрываться за счет их импорта. Так, инвестиции в новое оборудование, сдаваемое в аренду в Бразилии, Индии, Малайзии, Южной Корее, в конце 80-х годов превысили аналогичные показатели ряда западноевропейских стран (Австрии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии).
Импортный лизинг — лизинг, при котором лизинговая компания находится в стране лизингополучателя, а поставщик — заграничная компания. Импортным лизингом данная сделка называется потому, что в отношении своего одно-национального участника сделки (в данном случае лизингополучателя) лизинговая фирма выполняет функцию стимулирования импорта.
Транзитный лизинг — сделка, все участники которой находятся в разных странах. Это наиболее сложная операция для лизинговой компании, так как требует знаний правовых, налоговых и иных особенностей, свойственных сразу минимум двум иностранным рынкам.
Иногда можно встретить термин льготный лизинг. Это не особая форма лизинговых сделок, а лишь указание на применение в той или иной стране льготных условий для лизинга. Как правило, этим стимулируется развитие отдельных отраслей промышленности, торговли или географических регионов.
В практике лизинговых фирм применяются операции с дополнительными услугами (лизинг — полное обслуживание) при аренде сложного оборудования. Этот вид лизинга характеризуется выполнением поставок и предоставлением добавочных услуг в дополнение к чисто финансовому аспекту традиционного лизинга (поставки определенных видов сырья, командирование специалистов вплоть до управления производственным процессом и другие необходимые услуги).
Когда арендодатель и арендатор заключают общий договор, предусматривающий право арендатора дополнять список оборудования без заключения новых контрактов, такое соглашение называется генеральным лизингом.
Международные лизинговые операции являются
более сложными по сравнению с
внутринациональными
Во-первых, трудности
в определении
Во-вторых, возникают политические риски в том смысле, что лизинговая компания должна учитывать социально-политическую и экономическую обстановкой в стране клиента-арендатора, а также отношение судебных органов этой страны к иностранцам и реальные возможности принудительного выполнения условий контракта в случае невыплаты клиентом арендной платы.
В-третьих, юридические нормы и юридические положения, по которым совершаются лизинговые операции в различных странах, значительно отличаются. В ряде государств существует специальное законодательство, регламентирующее заключение соответствующих контрактов и деятельность компаний, их осуществляющих. В некоторых странах действует лишь частичное законодательство или лизинг как таковой еще не регламентирован и регулируется торговым кодексом, в котором отождествляются контракты совсем другого свойства (сдача внаем, аренда, продажа в рассрочку на основе договора о праве выкупа и т.п.). Очевидно, что в таких случаях лизинговая компания должна разбираться в том, что связано с юридической проблематикой лизинга в тех странах, в которых она намеревается осуществлять свой операции.
В-четвертых, особенности налогового законодательства в различных странах. В разных странах различны права на импорт, а также отношение к налогу на добавленную стоимость (в одних случаях возмещаемую, в других — нет), вычетам (например, с арендных взносов по лизингу), налогу на арендные контракты (они могут быть разными в зависимости от того, находится арендодатель в данной стране или за границей) и в особенности к возможности налоговых отчислений из сумм погашения стоимости имущества, являющегося предметом лизингового контракта. Поэтому участникам лизинговых операций необходимо заблаговременно выяснить, существует ли возможность произвести долгосрочное или обычное погашение долга, каковы размеры этих погашений, допускаемые налоговыми нормами, и кому предоставляются такие возможности — собственнику имущества или клиенту-арендатору и т.д. Компании, практикующие экспортный лизинг, должны знать, существуют или нет в той или иной стране предусмотренные государством или местным правительством льготы для развития лизинга. Как известно, в некоторых странах действуют различные формы государственного вмешательства, понижающие стоимость лизинговой операции для фирмы-арендатора. Необходимо располагать информацией, практикуется ли подобное вмешательство со стороны государства, в какой мере, какова процедура предоставления средств, на какие операции это вмешательство распространяется (например, только на внутринациональный лизинг или и на международный).