Международный Валютный Фонд (МВФ) — специализированное учреждение
Организации Объединенных Наций (ООН),
созданное в целях развития международного финансового сотрудничества.
Международный валютный фонд (МВФ) был
создан в конце Второй мировой войны в
рамках усилий, направленных на строительство
новой, более стабильной международной
экономической системы и во избежание
дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий.
На протяжении 60 лет он продолжает изменяться
и перестраиваться. Со времени своего
создания он формировался историей, и
на нем сказывались экономические и политические
идеи времени.
Хотя МВФ является специализированным
учреждением Организации Объединенных
Наций и участвует в работе Экономического
и Социального Совета ООН, он действует независимо и
имеет собственный устав, структуру управления
и финансы.
Основанный на Бреттон-вудской
конференции в 1944 г. Международный валютный
фонд:
содействует международному
сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;
способствует стабильности
валютных курсов и регулирует нормы и
правила в валютной сфере;
содействует созданию многосторонней
системы расчетов и устранению валютных
ограничений;
помогает своим членам устранять
диспропорции платежного баланса за счет
временного предоставления финансовых
средств.
Цели
Международного валютного фонда следующие:
Обеспечивать международное
сотрудничество в денежной сфере через
сеть постоянных институтов, которые консультируют
и принимают участие в решении многих
финансовых проблем.
Содействовать развитию и сбалансированному
росту международной торговли, и вносить
вклад в продвижение и сохранение высокого
уровня занятости и реальных доходов и
развивать продуктивные силы во всех странах
- членах фонда, как первичные объекты
экономической политики.
Обеспечивать стабильность
валютных курсов, сохранять правильные
обменные соглашения между участниками
и избегать разлиных дескриминаций в данной сфере.
Помогать построению многосторонней
системы платежей в отношении текущих
транзакций между странами - членами фонда
и для снятия ограничений на обмен валют,
которые препятствуют росту международной
торговли.
Обеспечивать поддержку государств
- членов фонда, предоставляя средства
фонда для решения временных проблем в
экономике.
В соответстветствии с перечисленным выше, сокращать продолжительность и уменьшать степень неуравновешенности международных балансов счетов своих членов.
Основные
функции МВФ
содействие международному
сотрудничеству в денежной политике
расширение мировой торговли
стабилизация денежных обменных
курсов
консультирование стран-дебиторов
(должников)
разработка стандартов международной
финансовой статистики
сбор и публикация международной
финансовой статистики
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих
(англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член
представлена управляющим и его заместителем.
Обычно это министры финансов или руководители
центральных банков. В ведение Совета
входит решение ключевых вопросов деятельности
Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения,
приём и исключение стран-членов, определение
и пересмотр их долей в капитале, выборы
исполнительных директоров. Управляющие
собираются на сессии обычно один раз
в год, но могут проводить заседания, а
также голосовать по почте в любое время.
Исполнительный совет, который
определяет политику и отвечает за большинство
решений, состоит из 24 исполнительных
директоров. Директоров назначают восемь
стран с наибольшими квотами в Фонде —
Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция,
Соединенное Королевство, Китай, Россия
и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран
организованы в 16 групп, каждая из которых
выбирает по исполнительному директору.
Основные
механизмы кредитования
1. Резервная доля.
Первая порция иностранной валюты, которую
страна-член может приобрести в МВФ в пределах
25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения
«золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve
Tranche). Резервная доля определяется как
превышение величины квоты страны-члена
над суммой, находящейся на счете Фонда
национальной валюты данной страны. Если
МВФ использует часть национальной валюты
страны-члена для предоставления кредита
другим странам, то резервная доля такой
страны соответственно увеличивается.
Непогашенная сумма займов, предоставленных
страной-членом Фонду в рамках кредитных
соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную
позицию. Резервная доля и кредитная позиция
вместе составляют «резервную позицию»
страны — члена МВФ.
2. Кредитные доли.
Средства в иностранной валюте, которые
могут быть приобретены страной-членом
сверх резервной доли (в случае её полного
использования авуары МВФ в валюте страны достигают
100 % квоты), делятся на четыре кредитные
доли, или транша (Credit Tranches), составляющие
по 25 % квоты3. Договоренности о
резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену
гарантию того, что в пределах определённой
суммы и в течение срока действия договоренности
при соблюдении оговоренных условий страна
может беспрепятственно получать иностранную
валюту от МВФ в обмен на национальную.
4. Механизм расширенного
кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную
и кредитные доли. Он предназначен для
предоставления кредитов на более длительные
сроки и в больших размерах по отношению
к квотам, чем в рамках обычных кредитных
долей. Основанием для обращения страны
к МВФ с просьбой о предоставлении кредита
в рамках расширенного кредитования является
серьёзное нарушение равновесия платёжного
баланса, вызванное неблагоприятными
структурными изменениями производства,
торговли или цен. Расширенные кредиты
обычно предоставляются на три года, при
необходимости — до четырёх лет, определёнными
порциями (траншами) через установленные промежутки
времени — раз в полугодие, ежеквартально
или (в некоторых случаях) помесячно.