Миграционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 11:33, творческая работа

Описание работы

По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн человек, то есть почти 3 % населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной.
Республика Беларусь занимает достойное место в управлении миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.

Файлы: 1 файл

Презентация!.pptx

— 324.54 Кб (Скачать файл)

  
 
 
Выполнила: 
студентка 2 курса, 2 высшее 
экономический факультет 
БГУ 
специальность 
«Мененджмент» 
заочной формы обучения 
 
Крутова-Миндлина Юлия Андреевна  

 

Миграционная  политика Республики Беларусь.

 

 Миграция населения является естественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы мирового сообщества. Средства массовой информации, Интернет позволяют получить информацию о социальных гарантиях в развитых странах, установить контакты, подыскать работу.

По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн человек, то есть почти 3 % населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной.

Республика Беларусь занимает достойное место в управлении миграционными потоками, проводит эффективную политику в сфере миграции в рамках Содружества, активно участвует в реализации принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников Содружества Независимых Государств.

Беларусь расположена непосредственно по соседству с одной стороны с государствами Евросоюза (Латвия, Литва и Польша) и с другой стороны со странами СНГ (Россией и Украиной). Географическое положение страны, стабильная политическая и экономическая ситуация привлекают мигрантов в Беларусь, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии.

В Республике Беларусь можно выделить пять основных миграционных потоков: внутренняя миграция; внешняя миграция (эмиграция и иммиграция); внешняя трудовая миграция (экспорт и импорт рабочей силы); вынужденная миграция; незаконная миграция.

Для многих государств все более актуальными становятся вопросы преодоления отрицательных последствий миграционных процессов, таких как высокий уровень нелегальной миграции, незаконной занятости, торговля людьми и др. Данные явления представляют угрозу национальной безопасности, оказывают крайне негативное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.

Численность населения  Республики  Беларусь на 1 января 2014 года по предварительным  данным составила 9 468,1 тыс. человек.

Естественная убыль населения  в 2013 году по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 30,4% и составила 7 409 человек. Миграционный прирост за 2013 год составил 11 643 человека и компенсировал  естественную убыль населения, обеспечив  увеличение численности населения  по сравнению с началом года на 4,2 тыс. человек.

 

При этом основной миграционный приток иммигрантов наблюдается из стран СНГ (15 582 человека), в том числе: России – 9 601 человек, Украины – 2 978 человек, Казахстана – 855 и Туркменистана – 662, на долю которых приходится около 90 % общего числа прибывающих в Беларусь. Численность иммигрантов из других государств составляет 4 310 человек

 

Работа  и зарплата белорусских мигрантов  

 

  
Регион

  
Количество часов работы в среднем в день

  
Число дней работы в среднем в неделю

  
Среднемесячная зарплата (руб.)

  
Сколько Вы могли бы заработать в месяц у себя на родине ($)

  
Москва 

  
10,4 

  
6,1

  
13 337 

  
111

  
Астрахань

  
8,9 

  
6,4 

  
8 238

  
98

  
Карелия

  
8,7

  
6,4 

  
8 513 

  
104

  
В среднем 

  
9,6

  
6,3

  
10 948

  
106


 

На первый взгляд доходы мигрантов кажутся немалыми. Однако следует учитывать, что мигранты работают в среднем на 15–20 часов в неделю больше, чем граждане России. Их рабочая неделя составляет 55–60 часов, а для более трети мигрантов — 70 часов и даже больше (т. е. они работают по 10 часов в день без выходных). 

  В последнее время большое распространение получают зарубежные стажировки научных работников, вузовских преподавателей, аспирантов, обучение студентов в университетах и других научных центрах. Они связаны, главным образом, с выполнением обязательств по контрактам и зарубежным грантам. Мировой опыт показывает, что такие временные поездки за рубеж в ряде случаев можно рассматривать как первый шаг к интеллектуальной миграции -- "утечке умов". По мировым оценкам, миграция научных работников в размере до 1% считается нормальным явлением. Беларусь вписывается в этот показатель: количество эмигрировавших ученых пока не превышает 0,2% общего числа научных работников. За последние 5 лет из Республики Беларусь уехали около 400 ученых, из них 60 докторов наук и около 200 кандидатов [8]. Тем не менее в Концепции национальной безопасности страны сокращение числа научных и научно-педагогических кадров и притока молодежи в сферу науки было названо одним из факторов, создающих угрозу безопасности страны в гуманитарной сфере.

Миграционная  политика страны, оказывающая непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов, а следовательно и на важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Проблемы  миграционной политики государства, рынка  труда и безработицы являются составной частью социально-экономической  сферы, объединяющей обширную область  экономической теории, макроэкономики, вопросов предпринимательства.

 

Миграционная политика Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции направлена на совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

Лидерами по приему «трудовых мигрантов» в 2009 году являются: наиболее промышленно развитый регион Республики Беларусь – г. Минск (2 955 чел.) и Брестская область (727 чел.). Из стран СНГ за указанный период въехали в Беларусь на работу граждане: Украины (1 308), Молдовы (118), Таджикистана (104), Азербайджана (77), Армении (77), Грузии (31). Из других стран в Беларусь прибыли граждане Турции (988), Литвы (786), Китая (399), Вьетнама (180).

Иностранцы в республике преимущественно заняты в качестве сельскохозяйственных рабочих, строителей, на должностях руководителей, в качестве спортсменов-инструкторов, тренеров, поваров и других специалистов.

Потоки выезжающих из Беларуси трудовых мигрантов направлены как в ближнее, так и в дальнее зарубежье. Как и прежде, основной поток направлен в Россию (2 656 человек). Также граждане Беларуси выезжали в США (1 263), Польшу (116), Чехию (46) и другие страны.

Подавляющее большинство мигрантов из числа граждан Республики Беларусь выезжают на работы, связанные с физическим трудом (строительные и сельскохозяйственные (сбор ягод), на перерабатывающие предприятия), а также в сферу обслуживания (работа в гостиницах, на круизных лайнерах). Большинство мигрантов, несмотря на образование (среднее, среднее специальное, а иногда и высшее), преимущественно заняты ручным, наименее привлекательным, тяжелым и низкооплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения.

Трудовые мигранты, занятые на выезде умственной деятельностью, составляют лишь около 10–11 % их общей численности. Из 4 178 выехавших – 452 руководители и специалисты.

Республика Беларусь подписала в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года, а также присоединилась в 2001 году к Конвенции 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженца, и осуществляет защиту лиц, ищущих убежище, и беженцев в соответствии с названной Конвенцией и национальным законодательством.

 

Основными задачами государственной миграционной политики Республики Беларусь в сфере внешней трудовой миграции является совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы и смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

Республика Беларусь активно включена в процессы международной трудовой миграции, выступая как государство-донор, либо поставщик, трудовых ресурсов, так и государство-реципиент.

С экономической точки зрения трудовая миграция может рассматриваться как стихийно протекающий процесс распределения трудовых ресурсов между национальными звеньями мирового хозяйства.

Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение подвижности населения, его территориального перераспределения. Она способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. В то же время миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей.

Массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру. Органы местного самоуправления не всегда могут справиться с притоком людей, возникают проблемы с жильем, здравоохранением, да и криминальная ситуация может измениться не в лучшую сторону. Так миграция влияет на уровень жизни коренных жителей.

Географическое  положение страны в центре Европы, стабильная политическая и экономическая ситуация в Республике Беларусь привлекает мигрантов, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии. С целью защиты национальной безопасности, а также упорядочения миграционных потоков в Республике разработано и действует миграционное законодательство. В конце 90-х гг. появился новый вид трудовой миграции, быстро набирающий темп, -- студенческая. Она связана с активизацией деятельности фирм, занимающихся трудоустройством белорусских студентов во время летних каникул в США и некоторых странах Западной Европы (Великобритания, Норвегия, Ирландия и т. д.), поскольку для выезда студентов существует облегченный визовый режим. Студенты выезжают в основном на сезонные сельскохозяйственные работы, для работы на фермах, в сфере гостиничного сервиса, услуг и досуга. Основной мотив студенческой трудовой миграции -- улучшение материального положения в связи с необходимостью оплачивать учебу, изучение иностранных языков, знакомство с чужой культурой, желание испытать себя и т.д. Возраст выезжающих в основном до 24 лет, хотя есть страны, которые принимают молодежь только до 20 лет (например, Великобритания).

 

 

 

 

 

2013 г.

Справочно  
2012 г.

число прибывших

число  
выбыв- 
ших

мигра- ционный  прирост

число прибывших

число  
выбыв- 
ших

мигра- ционный  прирост

Миграция населения

225 446

213 803

11 643

212 304

202 976

9 328

в том числе:

 

 

 

 

 

 

в пределах Беларуси

206 011

206 011

194 264

194 264

международная миграция

19 435

7 792

11 643

18 040

8 712

9 328


 

Миграционные  перемещения населения Республики Беларусь 
(человек)

Вывод:

Анализируя распределение  трудовых мигрантов по возрасту, можно  сделать вывод, что выезжают для  трудоустройства за границу, люди более  молодого возраста, чем приезжают. Так, в 2009 году более половины (2 512 человек) выехавших из Беларуси составили  молодые люди до 24 лет, в то время 4 052 прибывших – лица старше 25 лет.

Таким образом, наблюдается  тенденция снижения количества выезжающих граждан Республики Беларусь в целях  осуществления трудовой деятельности на основании подписанных трудовых договоров и контрактов за рубежом, что обусловлено прежде всего  складывающейся кризисной ситуацией  в мировой экономике и предпринимаемыми на национальном уровне мерами по регулированию  процессов внешней трудовой миграции. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного  населения из одних государств в  другие сроком более, чем на год, вызванное  причинами экономического и иного  характера. Она ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных  странах.

Миграция оказывает  существенное влияние на социально-экономическое  и демографическое развитие Республики Беларусь.

Это один из самых  сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение  населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

Информация о работе Миграционная политика Республики Беларусь