Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:16, реферат
Для сегодняшней России весьма актуален вопрос воздействия миграции на развитие. Страна подошла к пониманию насущной необходимости реформ в миграционной политике, став практически одним из мировых лидеров по уровню миграции, и особенно нелегальной. На протяжении многих лет политические и экономические кризисы не позволяли увидеть эту сложнейшую проблему, выступающую теперь в качестве существенного дестабилизирующего фактора в экономической и социально-политической сферах.
Введение……………………………………………………………………………...2
1. Сущность и понятие ранка труда………………………………………………...3
2. Причина и виды миграций рабочей силы……………………………………….5
3. Анализ трудовой миграции в Российской Федерации………………………….8
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………...16
Сибирь и Дальний Восток
потеряли более 350 тыс. своих жителей,
что составляет более половины (52%)
перераспределенного между
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Такая ситуация привела к
минимизации потоков
Рис. 2. Международная миграция, 2000–2009 гг.
Среди всех иммигрантов в 2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина – выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек) (рис.3.).
Рис. 3. Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ, 2010 гг., %.
Наиболее привлекательными
для таких иммигрантов в 2009
Северокавказский и Южный
федеральные округа наиболее привлекательны
для иммигрантов из дальнего зарубежья,
где их доля составляет соответственно
12,6% и 7,8%. При этом следует учитывать,
что существенный поток иммигрантов
в эти федеральные округа составляют
прибывшие из Грузии, которая в
настоящее время не является членом
Содружества Независимых
Рис.4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел.
Учтенная эмиграция на
протяжении двух десятилетий ежегодно
уменьшается. При этом ее структура
по странам предполагаемого
Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов.
С экономической точки зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.
Российские власти используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Разрешение на привлечение
рабочей силы из-за рубежа может
выдаваться российским юридическим
лицам, предприятиям с иностранными
инвестициями, действующими на территории
России, а также отдельным российским,
иностранным физическим лицам и
лицам без гражданства, проживающим
в нашей стране, использующим труд
наемных работников в личном хозяйстве.
Привлечение рабочей силы из-за рубежа
делает весьма актуальной проблему бесконтрольного
въезда на территорию России граждан
из стран с неразвитой экономикой.
Официальная численность этой категории
иммигрантов будет составлять ежегодно
(в ближайшие годы) около 100 тыс. человек.
Все вышеизложенные соображения
характеризуют Россию как активного
участника потоков
Более или менее утвердившимся
является мнение о том, что стихийный
характер миграционных процессов на
территории России и других государств
СНГ должен быть поставлен в законные
рамки. Это касается как временных,
так и постоянных миграций. После
того, как будет создана легитимная
база для регулирования миграции,
откроются более широкие
Заключение.
Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современной демографии. Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Международная
организация труда является уникальной
среди всемирных организаций
в том отношении, что при разработке
ее политики представители трудящихся
и предпринимателей обладают равным
количеством голосов с
Мировой
опыт свидетельствует, что трудовая
миграция обеспечивает несомненные
преимущества как принимающим рабочую
силу странам, так и поставляющим
ее. Но она способна породить и острые
социально-экономические
В заключении можно сделать вывод, о том что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
Список использованной литературы.