Миграция в Россию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Для сегодняшней России весьма актуален вопрос воздействия миграции на развитие. Страна подошла к пониманию насущной необходимости реформ в миграционной политике, став практически одним из мировых лидеров по уровню миграции, и особенно нелегальной. На протяжении многих лет политические и экономические кризисы не позволяли увидеть эту сложнейшую проблему, выступающую теперь в качестве существенного дестабилизирующего фактора в экономической и социально-политической сферах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Сущность и понятие ранка труда………………………………………………...3
2. Причина и виды миграций рабочей силы……………………………………….5
3. Анализ трудовой миграции в Российской Федерации………………………….8
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Реферат имиграция в Россию.docx

— 54.93 Кб (Скачать файл)

Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% – Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между  округами.

Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.

На учитываемые статистикой  объемы международной миграции в  большой степени сказываются  изменения в законодательстве. В  частности, резкое сокращение числа  прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.

 

Такая ситуация привела к  минимизации потоков учитываемых  иммигрантов – в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек) (рис. 2.).

 

Рис. 2. Международная миграция, 2000–2009 гг.

 

Среди всех иммигрантов в  2009 г. около 93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти половина – выходцы из Украины, Узбекистана и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек, 42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек) (рис.3.).

Рис. 3. Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ, 2010 гг., %.

 

Наиболее привлекательными для таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Среди прибывших из-за пределов России на постоянное место жительства в регионы этих округов – 99% выходцы из стран – участников СНГ.

Северокавказский и Южный  федеральные округа наиболее привлекательны для иммигрантов из дальнего зарубежья, где их доля составляет соответственно 12,6% и 7,8%. При этом следует учитывать, что существенный поток иммигрантов  в эти федеральные округа составляют прибывшие из Грузии, которая в  настоящее время не является членом Содружества Независимых Государств (рис. 4.).

 

Рис.4. Число эмигрантов, 2000–2009 гг., тыс. чел.

 

 

Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура  по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х  годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало  число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3–5 раз, в 2001–2005 гг. их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 г. эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.

Расширение использования  иностранной рабочей силы в экономике  России как результат включения  страны в систему международного рынка труда обусловлено целым  рядом факторов.

С экономической точки  зрения причины внешней трудовой миграции в России можно свести к  двум основным – межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда. Здесь первым важным фактором трудовой иммиграции в Россию является относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков. Вторым же важным фактором, определяющим приток трудовых мигрантов, выступает ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющие возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

Российские власти  используют определенные меры для регулирования  въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и  использовании в Российской Федерации  иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

Разрешение на привлечение  рабочей силы из-за рубежа может  выдаваться российским юридическим  лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и  лицам без гражданства, проживающим  в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного  въезда на территорию России граждан  из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории  иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек. Все вышеизложенные соображения  характеризуют Россию как активного  участника потоков международной  миграции, выступая одновременно в  качестве страны, посылающей и принимающей  мигрантов, а также транзитной страны.

Более или менее утвердившимся  является мнение о том, что стихийный  характер миграционных процессов на территории России и других государств СНГ должен быть поставлен в законные рамки. Это касается как временных, так и постоянных миграций. После  того, как будет создана легитимная база для регулирования миграции, откроются более широкие возможности  для международного сотрудничества и соглашений в этой области.

 

 

 

 

Заключение.

 

Подвижность населения и трудовых ресурсов –  одна из важных особенностей современной  демографии. Страны-экспортеры и страны-импортеры  трудовых ресурсов, международные организации  по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций  в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями  правительств.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные  преимущества как принимающим рабочую  силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

В заключении можно сделать вывод, о том что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. Одним из возможных направлений совершенствования системы управления миграцией может стать предварительная корректировка бюджета края с учетом социально-экономических последствий миграции.

Для нейтрализации отрицательных  последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в  результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию  в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В  этой области особенно очевидны неэффективность  жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная  база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная  миграционная программа, заключены  двусторонние соглашения с рядом  стран по миграции населения и  трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое  сообщество должна стать ратификация  международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=2875
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 29.12.2010). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=108403
  3. Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.06.2009). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/civic/
  4. Федеральный закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. №1032–1 (в ред. от 18.10.2007) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=71962
  5. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 №115-ФЗ с изменениями и дополнениями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=111914
  6. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. №109-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/? req=doc; base=LAW; n=111913
  7. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
  8. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml
  9. Конвенция МОТ №97. О работниках-мигрантах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php? id=278
  10. Арешев, А. Как управлять потоками миграции в Россию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fondsk.ru/print.php? id=71
  11. Балашова, Т.Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов / Т.Н. Балашова // Миграционное право. – 2007. – №1. – С. 19–21;
  12. Збарская И.А. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения // Миграция и внутренняя безопасность / Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции. 23–24 июня 2009 г. – 2009. – С. 56;
  13. Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2008. – 163 с.;
  14. Рыбаковский Л.Л. Миграционные процессы: понятие, формы, виды и стадии // Миграция населения. – Вып. 1: Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». – М., 2007. – С. 5 – 17;
  15. Современная демографическая ситуация в РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/#

 

 

 

 

 


Информация о работе Миграция в Россию