Минимальный эффективный масштаб производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Известно утверждение, согласно которому последовательное увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собой снижение издержек производства единицы продукции, но начиная с определенного момента все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних издержек. Объясним эту закономерность. Прежде всего надо подчеркнуть, что закон убывающей отдачи в данном случае неприменим, потому что условием его действия является неизменность количества одного из используемых в производстве ресурсов, тогда как в долговременном периоде допускаются изменения в количестве всех ресурсов.

Содержание работы

1. Как определяется минимальный эффективный масштаб производства? Какова связь между размером минимального эффективного масштаба и типом рыночной структуры отрасли?
2. Каким образом предприятие оптимизирует свое положение на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде? Опишите условия кратковременного прекращения производства предприятием. Что представляет собой краткосрочная кривая предложения на рынке совершенной конкуренции?
Задачи
Тесты
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

контрольая работа.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Три отличительные черты  этого правила заслуживают комментария.

  1. Ограничение: правило предполагает, что фирма предпочтет производить, нежели закрыться. Предельный доход должен быть равен или должен превышать средние переменные издержки, или фирма сочтет более предпочтительным закрыться, чем производить объем продукции, при котором MR=MC.
  2. Нужно подчеркнуть, что правило MR=MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, не зависимо от того, являются ли они конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими. Применение правила не ограничивается особым случаем чистой конкуренции.
  3. Третий момент состоит в том, что правило MR=MC можно сформулировать в несколько иной форме, если применять его для чисто конкурентной фирмы. В условиях чистой конкуренции мы можем заменять цену предельным доходом в правиле, так что оно будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам [2, c72].

Для определения уровня выпуска, дающего максимальную прибыль, можно использовать также сравнение предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход в данном случае будет равен цене, поскольку она зависит от производителя и будет представлять собой как раз ту величину, которую выпуск каждой дополнительной единицы добавляет к общему доходу. Предельные издержки будут показывать, на какую величину будут возрастать общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции.

Подход с точки зрения анализа предельных величин особенно удобен для определения тех границ, до которых имеет смысл продолжать производства продукции. В приведенном выше примере, в соответствии с правилом MR = MC, точкой, где будет достигнут максимум прибыли, будет 9-я единица выпуска, ибо именно здесь предельный доход сравняется с предельными издержками.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена равна  предельному доходу, правило максимизации прибыли может быть представлено как P =MC, что означает возможность продолжать производство до тех, пока предельные издержки не сравняются с ценой. Это равенство означает достижение точки наиболее эффективного распределения ресурсов, при котором наилучшим образом удовлетворяются потребительские запросы. Если меняются потребительские предпочтения ресурсов, то цена откланяется от предельных издержек, а это значит, что при производстве последней единицы продукта ресурсы либо недоиспользованы (P>MC), либо перерасходованы (P<MC). В обоих случаях возникает необходимость в перераспределении ресурсов таким образом, чтобы обеспечивалось максимально эффективное их использование. Это позволяет не только максимизировать прибыль, но и наиболее полно удовлетворить потребности членов общества.

Рыночная ситуация далеко не всегда бывает благоприятной для  фирмы и может сложиться так, что она не сможет получать прибыль. Допустим, цена упала значительно ниже той, которая давала прибыль. Не будучи в состоянии как-либо повлиять на цену, фирма может лишь попытаться приспособиться к новым условиям. Но это еще не означает, что фирма должна исчезнуть с рынка. В краткосрочном периоде она может продержаться, если сведет свои убытки к минимуму и сможет покрыть хотя бы часть издержек.

Согласно приложения 3 если фирма не будет выпускать  продукцию, то её доход будет равен  нулю, но при этом она должна будет  выплачивать постоянные издержки. Они и составят чистые убытки фирмы (-100). Ниже этого предела фирма не может опуститься, так как не сможет покрыть даже постоянных издержек. Но существуют варианты, при которых фирма хотя и несёт убытки, но меньше 100 долларов; в этом случае она может покрыть не только постоянные издержки, но и часть переменных. Таких вариантов несколько, но один из них (6 единиц выпуска) ведёт к минимальным потерям (-64).

Если цена упадет еще  больше, то убытки от любого уровня выпуска  будут больше 100, а следовательно, не могут быть покрыты даже постоянные издержки. В этом случае лучший выход для фирмы — закрыть производство, распродать оборудование и уйти с рынка.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена совпадает  с предельным доходом, каждое её изменение (падение или увеличение) ведет к необходимости в целях максимизации прибыли или максимизации убытков находить такие уровни выпуска, при которых новая цена уравнивалась бы с предельными издержками. Эта зависимость будет иметь место, если цена не опустится ниже уровня средних переменных издержек. Если это произойдет, то фирма прекращает свое существование.

Но ту же зависимость  между ценой и выпускаемым  количеством отражает и кривая предложения. Можно, следовательно, сформулировать предложение, согласно которому кривая предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль на рынке совершенной конкуренции, совпадает с возрастающим отрезком кривой переменных затрат, лежащим выше точки её пересечения с кривой средних переменных издержек.

До сих пор поведение  фирмы в условиях совершенной конкуренции анализировалось в краткосрочном периоде, когда фирма реагировала на изменения цены решением сокращать или увеличивать объем производимой продукции. Но реакция конкурирующих фирм на изменение цен может выразиться также в решениях об участии или неучастии в производстве данного товара, о выходе на рынок или уходе с него. Эти решения отражают поведение фирмы уже в долгосрочном периоде[3, c.85].

В краткосрочном периоде  постоянные издержки не оказывают влияния  на объем предложения. Конкурентная фирма, производя свою продукцию, максимизирует прибыль только в том случае, если цена по крайней мере не ниже средних пе6ременных издержек. В противном случае фирма может уменьшить свои потери за счет временного прекращения производства.

Краткосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы совпадает с частью кривой ее предельных издержек, лежащей выше ее цены прекращения выпуска, которая соответствует минимальному значению средних переменных издержек.

Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем сложения (по горизонтали) кривых предложения всех фирм данного рынка. При каждом значении цены совокупный объем предложения - это сумма объемов предложения всех фирм.

Задачи

 

3. Спрос и предложение  на рынке товара X описываются уравнениями:

Спрос q = 200 - 2р, предложение q= -10 + р. Найти рыночную цену, которой соответствует избыток предложения в размере 60 единиц товара X. Дать графическую иллюстрацию.

РЕШЕНИЕ:

Спрос = Предложение –  избыток спроса

Тогда

Спрос q = 200 - 2р, предложение q= -10 + р.

200 - 2р=(-10 + р)-60,

Выразим цену: 270=3р тогда  р=90 рублей / единицу

Проверка:

Спрос = 200-2*90=20

Предложение = -10+90=80

Избыток = 80-20=60 единиц.

4. Рыночный спрос на  продукт монополии и ее предельные  издержки описываются уравнениями: р = 1000 – 10q,(руб./ед.) МС = 500 + 30q (руб./ед). Определить оптимальный объем выпуска монополии, осуществляющей совершенную ценовую дискриминацию на рынке.

РЕШЕНИЕ:

Модель совершенной  ценовой дискриминации, осуществляемой фирмой-монополистом, показана на рис. 1. Если монополия назначает единую цену для всего товарного рынка, то при оптимальной для нее цене Р1 объем производства устанавливается на уровне QB. Увеличивать производство дальше не имеет смысла: предельная выручка становится меньше предельных затрат (МС). При этом излишек потребителей равен площади треугольника Р1АВ. Совершенная ценовая дискриминация означает, что каждая единица товара продается по максимально возможной цене, равной цене спроса. Теперь с ростом продаж потери от снижения цен на все единицы товара отсутствуют, и кривая предельной выручки МДпд совпадает с кривой спроса (D). Монополисту становится выгодно увеличивать объем производства и продаж (за счет снижения цены на каждую последующую единицу товара) до тех пор, пока цена не опустится до величины P2, равной предельным затратам. Общий объем производства возрастает с QB до QE. Это столько же, сколько производилось бы в условиях совершенной конкуренции. Однако монополист перераспределяет в свою пользу весь излишек потребителя. Общая величина излишка становится равной площади фигуры, ограниченной осью ординат и кривыми МС и D (GAEF). В случае совершенной конкуренции при единой цене товарного рынка Р2 покупатели сохранили бы излишек, равный площади треугольника Р2AE.

масштаб производство концентрация оптимизация конкуренция

 

Рис. 1. Совершенная ценовая дискриминация

 

Определим предельный объем  продукции:

100-10 q = 500+300 q

Тогда q = 12.5 – критический  объем, при увеличении объема больше 12,5 штук, монополия терпит убыток.

Следовательно, оптимальный объем продукции будет находится в отрезке (1; 12,5), чем меньше объем тем больше прибыль компании.

Тесты

 

5. Модель ломаного  спроса позволяет объяснить

а) механизм картельных соглашений;

б) нечувствительность олигопольной цены к изменению уровня издержек производства;

в) механизм установления цен на некооперированных олигопольных рынках;

г) появление на олигопольном рынке ценового лидера.

Ответ: в

6. Рост цен товаров  сдвинет:

а) бюджетную линию  потребителя вправо;

б) бюджетную линию потребителя влево;

в) кривую безразличия  потребителя вправо;

г) кривую безразличия  потребителя влево.

Ответ: б

7. Если цена X растет, кривая  спроса на близкий субститут Y:

а) сместится влево;

б) не изменит свое положение;

в) сместится вправо;

г) станет более эластичной по цене.

Ответ: в

8. Пусть чистый монополист  устанавливает оптимальную цену 12 руб., которой соответствует предельный  доход 9 руб. Можно утверждать, что:

а) предприятие максимизирует  прибыль;

б) предприятие максимизирует  свою выручку;

в) ценовая эластичность спроса при р = 12 руб. равна -4;

г) выручка монополиста  возрастет, если он будет повышать цену.

Ответ:

9. Если покупатели  товара X будут получать дотацию в размере 10 руб. на каждую купленную единицу товара, то равновесная рыночная цена этого товара:

а) увеличится на 10 руб., если рыночное предложение X абсолютно неэластично по цене;

б) увеличится на 10 руб., если рыночное предложение X абсолютно эластично  по цене;

в) снизится на величину меньшую, чем 10 руб., если рыночный спрос  на X эластичен по цене;

г) увеличится на величину большую, чем 10 руб., если рыночный спрос на X неэластичен по цене.

(Обоснуйте ответ с  помощью графической модели рынка).

Ответ: г

10. В краткосрочном периоде конкурентное предприятие прекращает производство, когда:

а) оно не получает экономическую прибыль;

б) р < A VC при всех уровнях выпуска;

в) р < AFC при всех уровнях выпуска;

г) нет точки, в которой MR = МО,

д) р < АС при всех уровнях выпуска.

(Где р - цена товара, АС - средние общие издержки, AFC - средние постоянные издержки, AVC - средние переменные издержки, MR - предельная выручка, МС- предельные издержки.)

Ответ: а

 

Список использованных источников

 

  1. Агапока Т.А. Микроэкономика. – М.: 2001.
  2. Золотарчук В.В. Экономическая теория. – Хабаровск, 2004.
  3. Макконел К. Экономикс. – М.: 1999.
  4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: 2001.

 


Информация о работе Минимальный эффективный масштаб производства