Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:53, контрольная работа
Примерами реальной поддержки развития национального сельского хозяйства со стороны ФАО является распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство объектов инфраструктуры в сельской местности.
Многие международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек.
1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 3-5
2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 5-9
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ 9-11
4. ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ И ОТСТАЛОСТИ 11-13
5. ВСЕМИРНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА 13-17
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
7. РАСЧЕТ УЧАСТИЯ СТРАНЫ В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ИНДИЯ, ЧЕХИЯ) 18-22
5. Всемирная продовольственная проблема
Мировую продовольственную проблему
называют одной из главных нерешенных
проблем XX в. За последние 50 лет в производстве
продовольствия достигнут существенный
прогресс – численность недоедающих и
голодающих сократилась почти вдвое. В
то же время немалая часть населения планеты
до сих пор ощущает дефицит продуктов
питания. Численность нуждающихся в них
превышает 800 млн. человек, т.е. абсолютную
нехватку продовольствия (по калориям)
испытывает каждый седьмой.
Наиболее остро проблема дефицита продуктов
питания стоит во многих развивающихся
странах (к ним по статистике ООН относится
и ряд постсоциалистических государств).
В частности, к числу наиболее нуждающихся
стран, где средне душевое потребление
продовольствия по энергетической ценности
составляет менее 2000 ккал в день и продолжает
снижаться, Того и Монголия.
В то же время в ряде развивающихся стран
уровень потребления на душу населения
в настоящее время превышает 3000ккал в
день, т.е. находится на вполне приемлемом
уровне. К данной категории относятся,
в частности, Аргентина,Бразилия,
Другим важнейшим аспектом продовольственной
проблемы является несбалансированность
питания. Так, для современной России характерно
не столько снижение энергетической ценности
потребляемого продовольствия (в течение
90-х гг. – с 2500 до 2300 ккал в день), сколько
ухудшение структуры питания. Иными словами,
душевое потребление наиболее важных
видов продовольствия находится значительно
ниже медицинских норм, рекомендуемых
для полноценного питания, и продолжает
сокращаться. В 1997 г. потребление мяса
и мясопродуктов в расчете на одного человека
составило 50 кг (при норме 81 кг), молока
и молочных продуктов – 229 кг (норма 392 кг), растительного
масла – 7,9 кг (норма – 13 кг), сахара – 33
кг (норма 40,7 кг). Наибольшую остроту продовольственная
проблема в России приобрела в 90-е гг. в
связи с резким снижением жизненного уровня
основной части населения и падением сельскохозяйственного
производства более чем в 1,5 раза.
Мировое производство сельскох
Несмотря на то, что основная часть продовольствия
потребляется там, где оно произведено, международная
торговля продуктами питания ведется весьма интенсивно.
Объем мирового экспорта продовольствия
составляет более 300 млрд. долл. в год.
Основные участники международной торговли
продовольствием – развитые страны, прежде
всего США, Франция, Нидерланды, Герм
Россия является крупным нетто-импортером продовольствия
и сырья для его производства, ежегодно
закупая этих товаров на сумму более 10
млрд. долл. (прежде всего мясо и мясные продукты, сахар, зерно, а также молоко и молочные продукты).
Наиболее активно ведется международная торговля зерново
Страны – ведущие экспортеры продовольствия
являются одновременно его крупными покупателями. Так, США, обеспечив
себе, ключевые позиции в поставках стратегического
продовольственного сырья, импортируют
в больших количествах фрукты и овощи, кофе, какао, чай, специи
и ряд других товаров. В 1996 г. экспорт продовольствия
Соединенными Штатами составил 47 млрд.
долл., а импорт – 22 млрд. долл.
Система международной торговли сельскохозяйственной
продукцией, в том числе и продовольствием,
в настоящее время претерпевает коренные
изменения. Необходимость осуществления
реформ в указанной сфере была вызвана
ростом государственной поддержки и протекционизма
во многих странах, особенно развитых.
Проводимая политика поддержки высоких
внутренних цен привела к перепроизводству
ряда сельскохозяйственных товаров и
широкому распространению экспортных
субсидий и ограничений на импорт, что
в свою очередь осложнило межгосударственные
отношения во внешнеэкономической сфере.
Отсутствие согласованных на международном
уровне правил и процедур неоднократно
являлось поводом для возникновения противоречий,
чреватых порывом стабильности международной
торговли и возникновением торговых войн.
Основные «битвы» развертывались между
ЕС и США, которые вследствие проблем со
сбытом практиковали широкомасштабное
применение субсидий при поставках своего
зерна на внешние рынки. Эти действия
вызывали активное противодействие со
стороны Канады, Австралии и других более
мелких экспортеров, чье финансовое положение
не позволяет применять субсидии в больших
размерах. В целом по развитым странам
уровень поддержки сельского хозяйства
в период 1986-1991 гг. составлял от 42 до 47%.
Совокупный денежный эквивалент субсидий
производителям, рассчитанный по методике ОЭСР, приближался
к 180 млрд. долл. (к настоящему времени он
снизился на 30 млрд. долл.).
Россия, как будущая участница ВТО, очевидно,
столкнется с отмеченными выше проблемами.
В то же время РФ располагает довольно
широкими возможностями для перестройки
структуры производства и внешней торговли
аграрной продукцией.
Наиболее сложной для России проблемой
является будущее изменение форм государственной
поддержки сельского хозяйства, особенно
с учетом его нынешнего кризисного состояния.
К настоящему времени прямые платежи производителям
сельскохозяйственной продукции, а также
дотации потребителям (в основном на молочную
и хлебобулочную продукцию) практически
сошли на нет. В то же время, очевидно, что
России по примеру США и Западной Европы
необходимо переносить акцент при осуществлении
поддержки АПК на развитие инфраструктуры
в сельской местности, защиту окружающей
среды, контроль качества и санитарный контроль, активизацию
научных исследований в аграрной сфере
и меры в области государственного регулирования
продовольственного рынка страны.
Вступление в ВТО также налагает на Россию обязательства в отношении
перехода от нетарифных мер регулирования
импорта продовольствия к тарифным и последующему
снижению таможенных пошлин. Между тем
уровни российских пошлин не всегда обеспечивали
достаточно эффективную защиту отечественного
производителя. В результате, несмотря
на общее снижение потребления продовольствия
в стране, доля импорта продолжала оставаться
высокой, а сокращалась реализация именно
российских продовольственных товаров.
Финансовый кризис, начавшийся 17 августа 1998 г., обозначил
новые тенденции в российской внешней торговле продовольствием.
Резкое изменение курса рубля по отношению
к доллару привело к снижению покупательной
способности населения и сокращению спроса
на импортное продовольствие.
В то же время в связи с кризисом придает новое
звучание вопрос об открытии рынков стран
– членов ВТО для российской сельскохозяйственной
продукции. Климатические условия на территории
России позволяют наладить в перспективе
выпуск товаров, которые могут найти спрос на мировом
рынке (этот рынок, хотя и насыщен в довольно сильной степени,
все же имеет достаточно ниш). К таким товарам
относятся, в частности, высококачественная пшеница,
Помимо ВТО, другой важной организацией, где определяются
перспективы мировой продовольственной
ситуации, является ФАО (Продовольственная
и сельскохозяйственная организация ООН).
В настоящее время эта организация, в деятельности
которой Россия участвует в качестве постоянного
наблюдателя, и мировое сообщество в целом
уделяют серьезное внимание перспективам
решения продовольственной проблемы в
нуждающихся странах, в том числе в странах
с переходной экономикой. Если ранее (в
70 – 80-е гг.) наиболее важная роль отводилась
продовольственной помощи, то к настоящему
времени акцент сместился на оказание
содействия развитию национального сельского
хозяйства. Основной формой помощи аграрному
сектору со стороны как ФАО, так и крупнейших
стран – доноров (США и государств – членов
ЕС) является финансирование конкретных
проектов, ориентированных на подъем сельского
хозяйства. На эти цели, в частности, расходуется
часть бюджета ФАО, составляющего 1 млрд. долларов. Оказывается
также техническая помощь, включая подготовку
кадров для сельского хозяйства, предоставление
консультаций специалистов, осуществление
экспертных оценок и т.д.
Примерами реальной поддержки развития
национального сельского хозяйства со
стороны ФАО является распространение
новых высокоурожайных сортов культур
в нуждающихся странах, передача им достижений
в области биотехнологии, разработка
и помощь в осуществлении проектов расширения
производства продовольствия, строительство
Многие международные эксперты сходятся
в том, что производство продовольствия
в мире в ближайшие 20 лет будет способно
в целом удовлетворить спрос населения
на продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно
возрастать на 80 млн. человек. При этом
спрос на продовольствие в развитых странах,
где он и так достаточно высок, останется
примерно на современном уровне (изменения
коснутся главным образом структуры потребления
и качества продуктов). В то же время усилие
мирового сообщества по решению продовольственной
проблемы приведут, как предполагается,
к реальному росту потребления продовольствия
в странах, где наблюдается его нехватка,
т. е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской
Америки, а также Восточной Европы.
Список использованной литературы
Расчет участия страны в процессе международного разделения труда (Великобритания, Индия, Чехия)
Наименование страны |
ВВП, млрд., $ |
Экспорт, млрд., $ |
Импорт, млрд., $ | ||||||
1 г. |
2 г. |
3 г. |
1 г. |
2 г. |
3 г. |
1 г. |
2 г. |
3 г. | |
Великобритания |
1107,0 |
1282,9 |
1357,2 |
185,3 |
281,1 |
271,1 |
224,6 |
306,6 |
313,6 |
Индия |
338,8 |
355,7 |
370,0 |
17,9 |
33,9 |
32,9 |
23,6 |
40,4 |
42,2 |
Чехия |
50,4 |
52,0 |
55,0 |
8,4 |
22,8 |
26,4 |
8,7 |
27,0 |
28,9 |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
1) Экспортная квота |
1 год Кэ =
2 год Кэ =
3 год Кэ =
2) Импортная квота |
1 год Ки =
2 год Ки =
3 год Ки =
3) Внешнеторговая квота , где ВТ=Э+И |
1 год Квт =
2 год Квт =
3 год Квт =
4) Коэффициент динамики международного разделения труда (МРТ) , где , а |
1 период = 1,52 = 1,16 = 1,31
2 период = 0,97 = 1,06 = 0,9
5) Коэффициент внутриотраслевой специализации (КВС) |
1 год
2 год
3 год
ИНДИЯ
1) Экспортная квота |
1 год Кэ =
2 год Кэ =
3 год Кэ =
2) Импортная квота |
1 год Ки =
2 год Ки =
3 год Ки =
3) Внешнеторговая квота , где ВТ=Э+И |
1 год Квт =
2 год Квт =
3 год Квт =
4) Коэффициент динамики международного разделения труда (МРТ) , где , а |
1 период = 1,89 = 1,05 = 1,8
2 период = 0,97 = 1,04 = 0,93
5) Коэффициент внутриотраслевой специализации (КВС) |
1 год
2 год
3 год
ЧЕХИЯ
1) Экспортная квота |
1 год Кэ =
2 год Кэ =
3 год Кэ =
2) Импортная квота |
1 год Ки =
2 год Ки =
3 год Ки =
3) Внешнеторговая квота , где ВТ=Э+И |
1 год Квт =
2 год Квт =
3 год Квт =
4) Коэффициент динамики международного разделения труда (МРТ) , где , а |
1 период = 2,71 = 1,03 = 2,63
2 период = 1,15 = 1,05 = 1,09
5) Коэффициент внутриотраслевой специализации (КВС) |
1 год
2 год
3 год
Информация о работе Мировая экономика и международные экономические отношения