Мировая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Структура экономики – понятие многоплановое, так как экономику можно структурировать, отталкиваясь от самых разнообразных критериев. Цель любой структуризации – показать соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводственную, региональную (территориальную) и внешнеторговую структуры.

Содержание работы

1 Общее понятие отраслевой структуры мировой экономики. 3
1.1 Структурные изменения в развитии мировой экономики на
рубеже XX-XXI вв. 5
2 Понятие международной миграции рабочей силы 17
2.1 Причины миграции рабочей силы 19
2.2 Последствия миграции рабочей силы 20
2.3 Регулирование миграции рабочей силы 22
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 39.29 Кб (Скачать файл)

Международная миграция рабочей  силы между развитыми странами осуществляется прежде всего по неэкономическим причинам. В этом случае значительную роль играют престижность работы или фирмы, возможность профессионального роста, карьеры, культурные потребности. Для развитых стран большая проблема – так называемая «утечка умов», например, из Европы в США. Своеобразным центром притяжения иммигрантов стал Израиль, созданный в 1947 году. Его население на 60% увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 30%) за счет выходцев из СССР.

 Еще одно направление  в миграции рабочей силы –  это отъезд квалифицированных  специалистов и ученых в развивающиеся  страны, который зачастую вызван  экономическими факторами, новыми  возможностями в работе и, наконец,  просто желанием устроиться на  новом месте, проверить свои  возможности в новых условиях  работы. Данный поток мигрантов  сравнительно небольшой. 

 

 

2.2 Последствия миграции рабочей силы

 

 

 Практика показывает, что миграция рабочей силы  может быть выгодна как для  стран, экспортирующих рабочую  силу, так и для стран, ее  принимающих. Для отдельной страны  экспорт рабочей силы является  важным источником валюты в  страну. Она поступает регулярно  в виде переводов семьям и  при возвращении работника из-за  рубежа. Отъезд рабочей силы за  границу означает улучшение ситуации  на внутреннем рынке труда,  сокращение безработицы в стране. В то же время пересылаемые  в страну переводы позволяют  семьям повышать уровень потребления,  увеличивают совокупный спрос,  стимулируют развитие производства, т.е. дают возможность стране  в целом успешнее решать комплекс  внутренних социально-экономических  проблем. Часть полученных денег  через покупку акций, земли,  недвижимости прямо вкладывается  в развитие национальной экономики.

 Работающие за границей  в процессе труда приобретают  новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют  при возвращении на родину, повышая  результативность труда.

 Страны, импортирующие  рабочую силу, решают прежде всего  задачу снижения затрат на  производство. Рабочие-иммигранты получают  значительно меньшую зарплату, чем  местные рабочие, что позволяет  снизить издержки производства  и повысить конкурентоспособность  национальных товаров на мировом  рынке. Если импортируется квалифицированная  рабочая сила, то в стране снижаются  издержки на ее подготовку. Вместе  с тем, миграция рабочей силы  может иметь и отрицательные  последствия. Среди негативных  последствий трудовой миграции  следует назвать: 

тенденции роста потребления  заработанных за границей средств,

желание скрыть получаемые доходы,

«утечку мозгов»,

в некоторых случаях понижение  квалификации работающих мигрантов.

 Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства, как государственной политики, так и межгосударственной политики.

 Особенностью современной  международной трудовой миграции  становится возрастание ее объемов.  Если в 1960 году в мире насчитывалось  3,2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году их было уже более 35 млн.

 Выход России на  международный рынок труда ограничивается  рядом обстоятельств. Более высокий  уровень жизни в промышленно  развитых странах и более высокая  оплата труда постоянно увеличивают  количество желающих выехать  на работу. Но возникают противодействующие  факторы: языковой барьер, непризнание  большинством стран мира отечественных  дипломов о высшем образовании, в целом невысокая квалификация рабочих и служащих.

 Социально-экономические  аспекты международной трудовой  миграции можно рассматривать  с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия. Общеизвестно, что экономический  интерес мигрантов состоит в  повышении своего жизненного  уровня в стране прибытия. Страны  в зависимости от разных факторов  могут быть заинтересованы как  в иммиграции, так и в эмиграции.  Эмиграционный интерес, как правило,  имеют развивающиеся страны, где  весьма сложная демографическая  ситуация и относительно низкий  уровень жизни. Интересы всех  трех субъектов могут совпадать  или противоречить друг другу.

 Кроме экономического  и социального аспектов международной  миграции, есть еще демографический  и политический аспекты. Так,  повышение плотности населения  усложняет отношения в системе  человек – природа. Концентрация  населения в городах вызывает  рост социальной напряженности,  ведет к разжиганию национальных  конфликтов, росту преступности  и т. п. При формировании  концепции миграционной политики  следует учитывать и те, и другие  аспекты. 

 

 

2.3 Регулирование миграции рабочей силы

 

 

Для ликвидации отрицательных  последствий и усиления положительных  эффектов, получаемых страной в результате миграции рабочей силы, необходимо использовать набор средств государственного и межгосударственного регулирования  миграционных процессов. Вмешательство  государства в процесс перемещения  рабочей силы через государственные  границы возникло раньше, чем регулирование  международных рынков товаров и  услуг. Уже на исходе XIX века появились  законодательные акты, запрещавшие выезд своих рабочих и въезд нежелательных иностранных граждан. Напротив, поощрялась иммиграция специалистов для перспективных отраслей экономики, представителей редких профессий, лиц с мировым именем в области науки, культуры, искусства и спорта, представителей бизнеса, инвестирующих свой капитал в экономику принимающей страны, и, наконец, рабочих, согласных выполнять вредные и тяжелые работы за минимальную заработную плату.

 Сегодня в государствах  мирового сообщества сложилась  целая система мер регулирования  межстрановой миграции рабочей силы, включающая законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится непосредственно через национальные службы миграции, создаваемые, как правило, при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Иммиграционные службы осуществляют функции контроля за въездом в страну. В круг их обязанностей входят выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей относительно найма на работу, а также контроль за временем пребывания иностранной рабочей силы в стране.

 Страны-импортеры трудовых  ресурсов, постоянно испытывающие  потребности в привлечении рабочей  силы, свою иммиграционную политику  основывают, прежде всего, на мерах  регулирования численности и  качественного состава прибывающих  трудящихся-мигрантов, а в качестве  инструмента регулирования используется  показатель иммиграционной квоты,  который ежегодно рассчитывается  и утверждается в стране-импортере.  При определении квоты учитываются  потребности страны в иностранной  рабочей силе и по отдельным  категориям привлекаемого населения  (половозрастным группам, образованию  и т.п.), а также состояние национальных  рынков труда и жилья, политическая  и социальная ситуация в стране-импортере. 

 Примером высоких требований  к качеству прибывающей рабочей  силы свидетельствует необходимость  прохождения процедуры признания  имеющихся у мигранта документов  об образовании или профессиональной  подготовке, а также имеющегося  опыта работы по специальности.  Возрастной ценз является одним  из распространенных критериев  отбора иммигрантов и действует  в пользу более молодых претендентов.

 Среди других требований, предъявляемых к качеству рабочей  силы. выделяются:

хорошее состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США иностранный  программист должен владеть принятыми  в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными  системами):

ограничения личностного  и психологического плана. Так, претендент на получение гражданства ЮАР  должен иметь «приятный характер», а в США ограничен въезд  для представителей любой из партий тоталитарного типа.

 Вместе с тем необходимо  иметь в виду, что значение  какого-либо качественного признака  при отборе иммигрантов не  является постоянным и может  меняться в пользу других приоритетов.  Но по ряду характеристик, таких  как возрастной ценз, наличие  трудового сертификата, обладание  профессией и профессиональной  подготовкой, требования достаточно  устойчивы во времени.

 Определенную роль  в регулировании миграции рабочей  силы играют мировое сообщество  и международные организации.  Мировым сообществом признано  целесообразным и необходимым  условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для страны, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются. Если страна-импортер рабочей силы в основном отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы, прежде всего, входит регулирование оттока и зашита интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Поэтому во многом интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными.

 Ныне немалое число  глобальных учреждений и организаций  (прежде всего в рамках ООН), а также региональных группировок  продолжают заниматься проблемами, связанными с миграцией населения  и трудовых ресурсов. Так, Комиссия  ООН по народонаселению располагает  фондом, часть которого используется  на субсидирование национальных  программ в области миграции  населения. Деятельность Международной  организации труда (МОТ) предусматривает  в качестве одной из своих  целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того, в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Булатов  А.С. – Мировая экономика: Учебник  – М.: Экономисть, 2004.

2. В.П. Воронин,  Г.в. Кондакова, И.М.Подмолодина, Мировая экономика, краткий курс лекций, 2-е издание, дополнительное, Москва 20095.

3. Мировая  экономика /Под ред. В.К. Ломакина. – М.: Дело, 2003 – 348с.

4. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФА – М, - 2004. – 320.

5. Шлихтер С.Б., Лебедева С.А., «Мировая экономика. Краткий полный курс» Москва, 2004.


Информация о работе Мировая экономика