Международная миграция рабочей
силы между развитыми странами осуществляется
прежде всего по неэкономическим причинам.
В этом случае значительную роль играют
престижность работы или фирмы, возможность
профессионального роста, карьеры, культурные
потребности. Для развитых стран большая
проблема – так называемая «утечка умов»,
например, из Европы в США. Своеобразным
центром притяжения иммигрантов стал
Израиль, созданный в 1947 году. Его население
на 60% увеличилось за счет миграционных
потоков и в значительной мере (на 30%) за
счет выходцев из СССР.
Еще одно направление
в миграции рабочей силы –
это отъезд квалифицированных
специалистов и ученых в развивающиеся
страны, который зачастую вызван
экономическими факторами, новыми
возможностями в работе и, наконец,
просто желанием устроиться на
новом месте, проверить свои
возможности в новых условиях
работы. Данный поток мигрантов
сравнительно небольшой.
2.2 Последствия миграции рабочей силы
Практика показывает,
что миграция рабочей силы
может быть выгодна как для
стран, экспортирующих рабочую
силу, так и для стран, ее
принимающих. Для отдельной страны
экспорт рабочей силы является
важным источником валюты в
страну. Она поступает регулярно
в виде переводов семьям и
при возвращении работника из-за
рубежа. Отъезд рабочей силы за
границу означает улучшение ситуации
на внутреннем рынке труда,
сокращение безработицы в стране.
В то же время пересылаемые
в страну переводы позволяют
семьям повышать уровень потребления,
увеличивают совокупный спрос,
стимулируют развитие производства,
т.е. дают возможность стране
в целом успешнее решать комплекс
внутренних социально-экономических
проблем. Часть полученных денег
через покупку акций, земли,
недвижимости прямо вкладывается
в развитие национальной экономики.
Работающие за границей
в процессе труда приобретают
новые профессиональные навыки,
опыт, знания, которые используют
при возвращении на родину, повышая
результативность труда.
Страны, импортирующие
рабочую силу, решают прежде всего
задачу снижения затрат на
производство. Рабочие-иммигранты получают
значительно меньшую зарплату, чем
местные рабочие, что позволяет
снизить издержки производства
и повысить конкурентоспособность
национальных товаров на мировом
рынке. Если импортируется квалифицированная
рабочая сила, то в стране снижаются
издержки на ее подготовку. Вместе
с тем, миграция рабочей силы
может иметь и отрицательные
последствия. Среди негативных
последствий трудовой миграции
следует назвать:
тенденции роста потребления
заработанных за границей средств,
желание скрыть получаемые доходы,
«утечку мозгов»,
в некоторых случаях понижение
квалификации работающих мигрантов.
Не случайно поэтому в
последнее время довольно широко в интересах
нейтрализации отрицательных последствий
и усиления положительного эффекта, получаемого
страной в результате трудовой миграции,
используют средства, как государственной
политики, так и межгосударственной политики.
Особенностью современной
международной трудовой миграции
становится возрастание ее объемов.
Если в 1960 году в мире насчитывалось
3,2 млн трудящихся-мигрантов, то в 1995 году
их было уже более 35 млн.
Выход России на
международный рынок труда ограничивается
рядом обстоятельств. Более высокий
уровень жизни в промышленно
развитых странах и более высокая
оплата труда постоянно увеличивают
количество желающих выехать
на работу. Но возникают противодействующие
факторы: языковой барьер, непризнание
большинством стран мира отечественных
дипломов о высшем образовании, в целом
невысокая квалификация рабочих и служащих.
Социально-экономические
аспекты международной трудовой
миграции можно рассматривать
с трех точек зрения: мигранта,
страны выбытия и страны прибытия.
Общеизвестно, что экономический
интерес мигрантов состоит в
повышении своего жизненного
уровня в стране прибытия. Страны
в зависимости от разных факторов
могут быть заинтересованы как
в иммиграции, так и в эмиграции.
Эмиграционный интерес, как правило,
имеют развивающиеся страны, где
весьма сложная демографическая
ситуация и относительно низкий
уровень жизни. Интересы всех
трех субъектов могут совпадать
или противоречить друг другу.
Кроме экономического
и социального аспектов международной
миграции, есть еще демографический
и политический аспекты. Так,
повышение плотности населения
усложняет отношения в системе
человек – природа. Концентрация
населения в городах вызывает
рост социальной напряженности,
ведет к разжиганию национальных
конфликтов, росту преступности
и т. п. При формировании
концепции миграционной политики
следует учитывать и те, и другие
аспекты.
2.3 Регулирование миграции рабочей силы
Для ликвидации отрицательных
последствий и усиления положительных
эффектов, получаемых страной в результате
миграции рабочей силы, необходимо
использовать набор средств государственного
и межгосударственного регулирования
миграционных процессов. Вмешательство
государства в процесс перемещения
рабочей силы через государственные
границы возникло раньше, чем регулирование
международных рынков товаров и
услуг. Уже на исходе XIX века появились
законодательные акты, запрещавшие выезд
своих рабочих и въезд нежелательных иностранных
граждан. Напротив, поощрялась иммиграция
специалистов для перспективных отраслей
экономики, представителей редких профессий,
лиц с мировым именем в области науки,
культуры, искусства и спорта, представителей
бизнеса, инвестирующих свой капитал в
экономику принимающей страны, и, наконец,
рабочих, согласных выполнять вредные
и тяжелые работы за минимальную заработную
плату.
Сегодня в государствах
мирового сообщества сложилась
целая система мер регулирования
межстрановой миграции рабочей силы, включающая
законодательство о юридическом, политическом
и профессиональном статусе мигранта.
Миграционная политика проводится непосредственно
через национальные службы миграции, создаваемые,
как правило, при министерствах труда,
юстиции или иностранных дел. Иммиграционные
службы осуществляют функции контроля
за въездом в страну. В круг их обязанностей
входят выдача въездных виз, разрешений,
согласование их с заявками предпринимателей
относительно найма на работу, а также
контроль за временем пребывания иностранной
рабочей силы в стране.
Страны-импортеры трудовых
ресурсов, постоянно испытывающие
потребности в привлечении рабочей
силы, свою иммиграционную политику
основывают, прежде всего, на мерах
регулирования численности и
качественного состава прибывающих
трудящихся-мигрантов, а в качестве
инструмента регулирования используется
показатель иммиграционной квоты,
который ежегодно рассчитывается
и утверждается в стране-импортере.
При определении квоты учитываются
потребности страны в иностранной
рабочей силе и по отдельным
категориям привлекаемого населения
(половозрастным группам, образованию
и т.п.), а также состояние национальных
рынков труда и жилья, политическая
и социальная ситуация в стране-импортере.
Примером высоких требований
к качеству прибывающей рабочей
силы свидетельствует необходимость
прохождения процедуры признания
имеющихся у мигранта документов
об образовании или профессиональной
подготовке, а также имеющегося
опыта работы по специальности.
Возрастной ценз является одним
из распространенных критериев
отбора иммигрантов и действует
в пользу более молодых претендентов.
Среди других требований,
предъявляемых к качеству рабочей
силы. выделяются:
хорошее состояния здоровья
у прибывающего мигранта (характерно для
ряда скандинавских стран и США);
дополнительные профессиональные
требования, относящиеся к ряду специальностей
или профессий (в США иностранный
программист должен владеть принятыми
в стране программными средствами,
быть знакомым с соответствующими компьютерными
системами):
ограничения личностного
и психологического плана. Так, претендент
на получение гражданства ЮАР
должен иметь «приятный характер»,
а в США ограничен въезд
для представителей любой из партий
тоталитарного типа.
Вместе с тем необходимо
иметь в виду, что значение
какого-либо качественного признака
при отборе иммигрантов не
является постоянным и может
меняться в пользу других приоритетов.
Но по ряду характеристик, таких
как возрастной ценз, наличие
трудового сертификата, обладание
профессией и профессиональной
подготовкой, требования достаточно
устойчивы во времени.
Определенную роль
в регулировании миграции рабочей
силы играют мировое сообщество
и международные организации.
Мировым сообществом признано
целесообразным и необходимым
условием придерживаться определенных
правовых норм и стандартов, закрепленных
в документах международных организаций.
Ратифицируя международные конвенции,
страны, регламентирующие процесс трудовой
миграции, признают приоритет норм международного
права над национальным законодательством,
что имеет важное значение как для страны,
так и для мигрантов, чьи права за рубежом
существенно расширяются. Если страна-импортер
рабочей силы в основном отвечает за прибытие
и использование мигрантов, то в функции
страны-экспортера рабочей силы, прежде
всего, входит регулирование оттока и
зашита интересов своих граждан-мигрантов
за рубежом. Поэтому во многом интересы
стран-экспортеров и импортеров рабочей
силы оказываются тесно переплетенными.
Ныне немалое число
глобальных учреждений и организаций
(прежде всего в рамках ООН),
а также региональных группировок
продолжают заниматься проблемами,
связанными с миграцией населения
и трудовых ресурсов. Так, Комиссия
ООН по народонаселению располагает
фондом, часть которого используется
на субсидирование национальных
программ в области миграции
населения. Деятельность Международной
организации труда (МОТ) предусматривает
в качестве одной из своих
целей регулирование межстрановой
миграции населения. Ряд международных
договоров, принятых Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные
нормы, которые касаются физического состояния
трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО
имеются положения, направленные на улучшение
образования трудящихся-мигрантов и членов
их семей. Возрастает роль Международной
организации по миграции (MOM), целью которой
является обеспечение упорядоченной и
плановой межстрановой миграции, ее организация,
обмен опытом и информацией по этим вопросам.
Кроме того, в регионе Западной Европы
Межправительственный комитет по вопросам
миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует
обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Булатов
А.С. – Мировая экономика: Учебник
– М.: Экономисть, 2004.
2. В.П. Воронин,
Г.в. Кондакова, И.М.Подмолодина, Мировая
экономика, краткий курс лекций, 2-е издание,
дополнительное, Москва 20095.
3. Мировая
экономика /Под ред. В.К. Ломакина. – М.:
Дело, 2003 – 348с.
4. Раджабова З.К.
Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФА
– М, - 2004. – 320.
5. Шлихтер С.Б.,
Лебедева С.А., «Мировая экономика. Краткий
полный курс» Москва, 2004.