Мировая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Мировая торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.
Современная мировая торговля – торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров. В ней участвуют различные юридические лица – корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и, таким образом, увеличивать общий объем производства. Кроме того, немаловажной особенностью является самые разнообразные экономические и политические риски в международной торговле, обусловленные географическими, политическими, национальными факторами.

Содержание работы

1. Структура и основные показатели мировой торговли.
2. Особенности внешнеторговой политики в современных экономических условиях.
3. Оборот внешней торговли России, его товарная структура и перспективы развития.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Тема 5.(Гульназ)doc.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Тема 5: Мировая  торговля.

 

1. Структура  и основные показатели мировой  торговли.

2. Особенности  внешнеторговой политики в современных  экономических условиях.

3. Оборот внешней  торговли России, его товарная  структура и перспективы развития.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура  и основные показатели мировой  торговли.

 

Мировая торговля является центральным звеном в сложной  системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и  связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.

Современная мировая  торговля – торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров. В ней участвуют различные юридические лица – корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и, таким образом, увеличивать общий объем производства. Кроме того, немаловажной особенностью является самые разнообразные экономические и политические риски в международной торговле, обусловленные географическими, политическими, национальными факторами.

Мировая торговля использует следующие организационные формы  экспорта и импорта:

    • торговля готовой продукцией. Готовая продукция – продукция, предназначенная для конечного потребления. Торговля осуществляется путем подписания контрактов непосредственно между производителями и потребителями товаров, либо через посредников. При этом не исключается выполнение посредниками предпродажного сервиса и предпродажной доработки. Цель – улучшение свойств реализуемого товара с учетом специфических вкусов потребителей, а также повышение его конкурентоспособности;
    • торговля продукцией в разобранном виде. Экспорт продукции в разобранном виде применяется для повышения ее конкурентоспособности, а также для проникновения на рынок стран, запрещающих ввоз тех или иных изделий в готовом виде, для защиты аналогичной продукции или стимулирования создания аналогичных отраслей в своей стране;
    • торговля комплектным оборудованием. Комплектным считается оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс. Ее необходимым элементом является строительство объектов "под ключ", которое предусматривает проектирование, сооружение предприятий, оснащение их оборудованием, обучение местного персонала, обеспечение эксплуатации объекта в течение срока по гарантийному договору;
    • торговля сырьевыми товарами. В обобщающее понятие "сырьевые товары" входят минеральное сырье, продукты его переработки и обогащения, сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки химические и продовольственные товары;
    • торговля кооперируемой продукцией, то есть продукцией, изготавливаемой в кооперации, совместно с каким-либо объектом отношений;
    • встречная торговля. К ней относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в единых документах (контрактах или соглашениях) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частичный обмен товарами. При частичном обмене разница в стоимости покрывается денежными платежами;
    • международный торги – это метод заключения договоров купли продажи, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар и после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем из продавцов, который предложил товар на более выгодных условиях.

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. Именно влияние НТР способствовало появлению новой сферы мировой торговли электронной торговли. Электронная торговля - торговля во всемирной сети Интернет. Интернет - коммерция, названная «новой экономикой», развивается намного динамичнее большинства секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира происходит процесс адаптации к «новой экономике», осознание ее роли в системе международных экономических связей. Между тем уже сейчас ясно, что компьютерные и телекоммуникационные сети поставят электронную границу между преуспевающими и бедными странами.

Одним из видов мировой торговли является оптовая торговля. Основная организационная  форма в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой - независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм в Германии имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады.
Промышленные  компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны [3,c.41].
Распространены  вертикальные объединения «контрактного  типа» - когда промышленный концерн  объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» - «добровольные цепи» - контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными. Вертикальные объединения дают их участникам ряд преимуществ: более благоприятные условия воспроизводства по сравнению с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт. Важный параметр в оптовой торговле - соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации (в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных). Специализация идет по предметному (товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

Особое место в оптовой  торговле занимают товарные биржи. Они  похожи на торговые дома, где торгуют  чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи. Движение цен будет определяться числом продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенностью современной биржевой торговли при высокой ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.

 

2. Особенности  внешнеторговой политики в современных экономических условиях.

 

Основной формой мировых  хозяйственных связей остается мировая  торговля, для которой за последние  десятилетия были характерны следующие  тенденции:

  1. темпы роста мировой торговли постоянно опережают темпы роста мирового производства;
  2. происходит изменение удельного веса отдельных стран в общем объёме товарооборота в направлении снижения доли США и увеличения доли стран ЕС и Японии;
  3. наблюдается снижение в мировом товарообороте удельного веса сырья, топлива и продовольствия при повышении удельного веса готовых изделий;
  4. быстрыми темпами развивается торговля услугами.[6, c.45]

динамика роста мировой  торговли по сравнению с динамикой роста мировой экономики характеризовалась следующими данными:

1954— 1963 гг. — среднегодовой  темп прироста международной торговли составил 7,1 %, рост мировой экономики — 5,2%;

1964—1973 гг. — среднегодовой  темп прироста международной  торговли составил 8,7%, рост мировой  экономики — 5,7%;

1974— 1990 гг. — среднегодовой  темп прироста международной  торговли составил 4,5%, рост мировой экономики — 3,2%;

1991 — 1996 гг. — среднегодовой  темп прироста международной  торговли составил 5,6%, рост мировой  экономики — 1,5% [ 4, c. 19].

В 90-е гг. после довольно умеренного роста и стагнации (в 1993 г.) объем мировой торговли товарами с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли товарами в 1995 г. составил почти 9%.

В 1998 г. в результате азиатского финансового кризиса, который распространился  на многие другие страны мира, объем  мировой торговли товарами сократился на 3%, а в 1999 г. опять возрос на 7%.

В 2000 г. прирост мировой  торговли в стоимостном выражении  составил 12,5%, что является самым  высоким показателем с начала 70-х гг.

Еще более высокими темпами  в 90-е гг. развивался экспорт товаров, который по динамике также превышал рост мировой экономики.

Динамизм международной  торговли и повышение ее значения в мировой экономике обусловлены  объективным процессом глобализации и ростом взаимозависимости большинства стран мира.

Дополнительный стимул мировая торговля получила благодаря деятельности Всемирной торговой организации по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

По оценкам экспертов  ВТО, за период с конца 40-х до конца 90-х гг. тарифы на ввоз промышленных товаров в развитые страны снизились в среднем на 90%.

Увеличению международного товарообмена способствовала значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран и, как следствие, расширение масштабов торговли между ними. Однако следует подчеркнуть, что от либерализации мировой торговли выиграли, прежде всего, промышленно развитые страны. Либерализация торговли оказала негативное воздействие на состояние окружающей среды в развивающихся и, особенно в наименее развитых странах

Кроме того, существенным фактором роста  международной торговли стало сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся странах и, особенно в новых индустриальных странах.

Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования с начала 90-х гг. практически удвоилась и достигла в конце 90-х гг. почти 15% общей стоимости мировой торговли.

Настоящей революцией в мировой  торговле можно назвать стремительное  распространение электронной коммерции через систему Интернет. К началу третьего тысячелетия Интернет стал одной из ведущей отраслей мировой экономики с годовым оборотом свыше 500 млрд. долл. и числом занятых более 3 млн. человек.

Важным фактором увеличения мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в новых индустриальных странах и развивающихся государствах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций. В стоимостном выражении объем мировой торговли товарами за период с 1985 по 2000 г. возрос почти в 3 раза и достиг 11,8 трлн. долл., в том числе мировой экспорт товаров составил 5,8 трлн. долл., а мировой импорт — 6 трлн. долл. Что касается развития мировой торговли за последние три года, то темпы роста мировой торговли замедляются. Темпы роста мировой торговли в 2007 году составили 6%.По мнению , экономистов, главными причинами падения активности стало увеличение инвестиционных рисков на рынках финансов и недвижимости, а также рост глобального торгового дисбаланса. По данным ВТО, 2006 год оказался достаточно успешным для мировой торговли, темпы роста которой составили 8% (второй по величине показатель с 2000 года)[19]. Основная причина — рост мирового ВВП на 3,7% за счет сохранения стремительного развития Китая и Индии, а также более быстрого, чем ожидалось, укрепления экономик Европы и Японии.

Вместе с тем успешный экономический рост в 2006 создал перегрева в ряде отраслей. В 2007 году прирост мирового ВВП снизится на 2%. На объеме мировой торговли сказались экономические трудности в Соединенных Штатах. По мнению генерального директора ВТО Паскаля Лами, важным стимулом для мирового экономического роста и борьбы с бедностью могло бы стать завершение Дохийского раунда переговоров о либерализации мировой торговли. «Соглашение также установило бы более актуальные торговые правила, помогло бы создать устойчивую базу для динамично развивающегося глобального рынка»[4, c. 15].

 

Рост ВВП  и объемов торговли по регионам, 2005 – 2006 гг.

 

Рост ВВП, %

Рост экспорта, %

Рост импорта, %

 

2005

2006

2005

2006

2005

2006

США

3,2

3,4

8,0

10,5

6,0

5,5

25 стран Евросоюза 

1,6

2,8

4,0

7,5

3,5

6,5

Страны СНГ 

6,7

7,5

3,5

3,0

18,0

20,0

Китай

9,9

10,7

25,0

22,0

11,5

16,5

Япония 

1,9

2,2

5,0

10,0

2,0

2,0

Индия

8,5

8,3

20,5

11,5

20,5

12,0

В мире

3,2

3,7

6,5

8,0

н/д 

н/д 


Источник: http://www.WTO.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оборот внешней  торговли России, его товарная  структура и перспективы развития.

 

Последние годы были весьма благоприятными для российской внешней  торговли. В 2003 г. внешнеэкономический комплекс оставался динамично развивающимся сектором национальной экономики России, стимулирующим ее экономическое и социальное развитие. В силу сочетания ряда благоприятных внутренних и внешних факторов внешнеторговый оборот России в 2003 году увеличивался высокими темпами, при этом после двухгодичного перерыва экспортная динамика в долларовом выражении вновь опережала расширение импорта. В 2003 г. внешнеторговый оборот РФ составил 210,8 млрд. USD, что на 25% больше, чем в 2002 г. Положительное сальдо внешнеторговой деятельности в минувшем году составило 60 млрд. USD, причем на 90% оно было обеспечено за счет торговли со странами дальнего зарубежья (товарооборот по этой статье составил 174 млрд. USD, увеличившись за год на 24,5%). Экспорт в 2003 г. превысил импорт в 1,8 раза, а доля экспорта из России в мировом экспорте выросла в 2003 г. до 1,8% против 1,65% в 2001 г.

Информация о работе Мировая торговля