Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:36, реферат
Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой – одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики любой страны в целом. По сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства автомобилестроение не имеет аналогов среди других отраслей современного машиностроения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие рынка мирового автомобилестроения……………………………...4
2. Крупнейшие мировые производители автомобилей…………………………6
3. Революция в мировом автомобилестроении………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………...12
ФГБОУ ВПО ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: экономики агробизнеса и вэс
Реферат по дисциплине: Мировая экономика
«Мировое автомобилестроение»
Выполнил:
студент 21 группы
экономического факультета
Петров Д.К.
Научный руководитель:
Чернышева Ю.В.
Оренбург – 2011
План
Введение…………………………………………………………
1. Развитие рынка мирового автомобилестроения…………………………….
2. Крупнейшие мировые производители автомобилей…………………………6
3. Революция в мировом автомобилестроении………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Значение автомобильной промышленности и перспективы её развития определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Автомобильная промышленность, являясь, с одной стороны, крупным потребителем материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой – одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства и экономики любой страны в целом. По сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства автомобилестроение не имеет аналогов среди других отраслей современного машиностроения. С этой особенностью связана высокая степень концентрации капиталов в автомобильном производстве, а также быстрое сокращение числа фирм. Эти факторы обусловили обострение конкурентной борьбы между мировыми автомобильными компаниями за сохранение своей доли на внутреннем рынке и расширение экспортной торговли. В условиях такой жёсткой конкуренции некоторые государства принимают ряд мер, ограничивающих влияние крупных зарубежных компаний на внутренний автомобильный рынок. В настоящее время в автомобильной промышленности продолжается процесс изменения региональной структуры. Этот процесс включает в себя как перераспределение доли между ведущими центрами капиталистического производства, так и возрастание доли экономически развивающихся стран, в которых под влиянием крупных мировых автомобильных компаний происходит интенсивное развитие автомобильного производства. Для современного автомобильного мира также характерна высокая степень специализации и внутренняя и межфирменная кооперация. В настоящее время нет ни одной крупной автомобилестроительной компании, которая не имела бы межфирменных соглашений о взаимных поставках отдельных компонентов, а также совместной разработке или выпуске продукции.
1. Развитие рынка мирового автомобилестроения
Автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей отраслью машиностроения. На это есть причины: во-первых, людям с каждым днём требуется все больше и больше автомобилей для решения различных хозяйственных задач; во-вторых, эта промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом; в-третьих, автомо-бильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наибо-лее прибыльных отраслей народного хозяйства, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы за счет продаж, как на внутреннем, так и на мировом рынке; в-четвертых, автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, повышает оборонную мощь страны. Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передо-вых позиций в мировой экономике. Сто лет назад именно автомобильная промышленность породила массовое производство потребительских товаров. Автомобилестроение, появившись впервые в Германии и Франции, полнос-тью созрело только в США благодаря введению Генри Фордом конвейера. Долгое время автомобилестроение опережало другие отрасли по степени организации производственного процесса, именно поэтому его назвали «промышленностью промышленностей». Эта отрасль первой столкнулась с массовым недовольством покупателей (в 60-е годы, когда американские покупатели сочли американские автомобили недостаточно безопасными), взлетом цен на нефть вследствие энергетического кризиса 70-х. Первой эта отрасль попала и под жесткий контроль со стороны государства: начиная от экологичности производства и кончая вопросами антимонопольной полити-ки. Сейчас автомобилестроение сконцентрировало в себе самые передовые технологии массового производства и маркетинга. Именно к этой отрасли относятся некоторые самые сильные торговые марки мира. Ни один иной вид продукции не имеет такого хождения на вторичном рынке, как автомобили.
В 1980-1990-е годы - началось интенсивное развитие автомобилестроения в Республике Корея, а также в других странах азиатского региона, прежде всего в КНР. С 2000 по настоящее время наиболее бурными темпами развивается именно автомобилестроение континентального Китая, лидирующее также по объемам привлечения иностранного капитала. При этом лидирующие позиции в мировом автомобилестроении уже на протяжении столетия сохраняет американский автопром, представленный Большой тройкой, а с 1980-х и японский автопром, представленный компаниями Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и т. д. Но за последние годы производство японских автомобилей снижается, по сравнению с ростом производства китайских автомобилей. Суммарный объем производства японских автомобилей в мире за 2009 год составил 9,93 млн. Важным фактором является и то, что автомобильная промышленность обеспечивает высокий процент занятости трудоспособного населения каждой страны, где производятся и (или) продаются автомобили. Страны производители автомобильной техники обеспечивают рабочими местами также страны, с которыми у них заключены соглашения о сотрудничестве. Кроме того, еще большой процент трудоспособного населения занят в смежных отраслях, обеспечивающих автомобильную промышленность. В России в автомобильной промышленности, несмотря на спад, занято примерно 1,7 млн. человек из 70 млн. трудоспособного населения, при этом налоговые поступления в бюджет от деятельности предприятий автомобилестроения оценивается в 2,5-3% от общего объема. В автомобильной промышленности существует ряд тенденций, которые свидетельствуют о важности и значении её, а также смежных с ней отраслей в экономике промышленно развитых стран. Наблюдается совершенно новый подход в техническом развитии автомобиля, организации и технологии его производства. Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении расхода топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильно-дорожных систем. Тенденции в экономической сфере: снижение издержек производства и, соответственно, цены автомобиля и одновременно растущую в связи с ожесточающимися законодательством и запросами потребителей стоимость новых конструкторских разработок и внедрение новых технологий; усиление конкурентной борьбы за создание автомобиля будущего с целью господства на рынке, а также интеграция авто производителей и поставщиков комплектующих; специализация исследований, разработок и производства на основе международного разделения труда. Кроме того, американский, европейский и японский рынки уже утратили темпы роста. Американский рынок явно перенасыщен: туда поставляется продукция европейских, японских, южнокорейских и собственно американских автомобильных компаний. Более того, американские компании постоянно наращивают выпуск, чтобы успешно конкурировать с иностранными производителями.
2. Крупнейшие мировые производители автомобилей
Положение на французском автомобильном рынке с начала текущего года характеризовалось ежемесячным сокращением продаж на 2-9 %. В августе отмечалось наиболее сильное падение продаж легковых автомобилей – на
17,7 % по сравнению с августом 2001 года. Сбыт легких грузовых машин в этом месяце сократился еще больше – на 23,1 %, а общие продажи двух названных категорий автомобилей – на 14,7 %. В целом за 8 месяцев 2002 года продажи новых автомобилей во Франции составили 1479,7 тыс.шт., т.е. сократились на 5,2 % по сравнению с тем же периодом 2001 года, в том числе машин французского производства – на 3,4 % – до 897,3 тыс.шт.
Существенное сокращение августовского показателя объясняется прежде
всего сезонным фактором, а также ожиданием Парижского автомобильного салона в конце сентября, на котором традиционно представляется много новинок. Среди иностранных марок прирост продаж отмечался у моделей германской фирмы "BMW", который составил в августе и за 8 месяцев 2002 года соответственно 4,1 % и 21,1 %, а также у японских (на 3,4 % и 11,1 %) и южнокорейских. Наибольшей популярностью пользовались автомобили "Toyota", в основном полноприводные и модель "Jaris", собираемая во Франции. Расширение экспорта новых моделей автомобилей, как наиболее дешевых ("Mini"), так и самых дорогих ("Серия 7" и "Х-5"), позволило группе "BMW" получить хорошие финансовые результаты во втором квартале текущего года. Консолидированные продажи группы возросли по сравнению с тем же периодом 2001 года на 18,2 % и достигли 543,7 тыс.шт. Чистая прибыль увеличилась на 11,9 % – 629 млн.евро, а оборот – на 8,9 % – до 11,6 млрд.евро. При этом прибыль только от сбыта автомобилей возросла на 8,8 % и составила 958 млн.евро. В географическом распределении продажи автомобилей "BMW" возросли: в Германии – на 6,5 %, в США – на 16 % и в Великобритании – на 52 %. Несмотря на то, что оборот отделения по выпуску мотоциклов во втором квартале 2002 года сократился на 2,8 %, в целом в первом полугодии он возрос на 6,5 %. Группа "Audi" инвестировала 135 млн.евро в расширение мощностей завода по выпуску автомобильных двигателей в венгерском городе Дьер. Валовая прибыль снизилась на 8,3 % – до 1197 млн.шв.кр., а чистая до 334 млн.шв.кр. Такие результаты обусловлены общим снижением рентабельности во всех областях деятельности группы. Сбыт грузовых автомобилей составил 59,1 млрд.шв.кр., сократившись на 1,3 %, а валовая прибыль упала до 9 млн.шв.кр. с 789 млн. в первом полугодии 2001 года. Тем не менее, начала приносить плоды политика обновления ассортимента грузовых автомобилей. За новые модели получено 31 тыс. заказов со времени их выпуска на рынок. Количество алюминия, используемого в североамериканских моделях легковых и легких грузовых автомобилей, продолжает расти. В настоящее время его удельное потребление в автомобилях двух названных видов составляет соответственно 121 и 127 кг против 109,8 и 116,6 кг в 1999 году. В наибольшей степени алюминий используется в изготовлении двигателей, в частности, из его сплавов производят 86 % головок блока цилиндров против 70 % в 1999 году. Доля алюминиевых сплавов в производстве самих цилиндров блоков возросла за этот период с 23 до 38 %. Кроме того, отмечается расширение применения данного металла в производстве таких частей, как капоты, откидные борта и крышки багажников. Из общего объема производства легковых и легких грузовых автомобилей в Северной Америке в 2002 году, оцениваемого в 15,5 млн.шт., данные детали из алюминия будут иметь 3,8 млн. машин, т.е. на 42 % больше, чем в 1999 году. По данным Федерации порошковой металлургии США, в настоящее время удельное потребление деталей из металлических порошков на один американский легковой автомобиль составляет 17 кг против 7,2 кг в Европе и Японии. В конце августа текущего года компания "Daewoo Motor" была вынуждена остановить производство на своих трех заводах в силу бойкота со стороны ее 191 поставщика комплектующих и прежде всего фирмы "Delphi Automotive", на долю которой приходится 20 % закупаемых частей и блоков. Это бойкот был вызван тем, что с начала лета "Daewoo" не платит по счетам, ожидая начала реализации соглашения с американской фирмой "General Motors", подписанного в апреле 2002 года. В соответствии с соглашением "GM"
должна прибрести 42,1 % капитала СП, создаваемого совместно с кредиторами "Daewoo", выделив на это 251 млн. долларов. Кроме того, она согласилась выплатить поставщикам комплектующих южнокорейской группы 250 млн. долларов, однако лишь после создания СП. Долг "Daewoo" составляет более 1500 млн.евро. Потери группы от бойкота достигают 12 млн.евро в день. Недавно подписанное соглашение между японской группой "Toyota" и китайской государственной компанией "FAW" предусматривает строительство СП в городе Тяньцзинь по производству моделей "Toyota" и "Daihatsu". Ввод завода в эксплуатацию намечен на 2005 год. Сотрудничество двух фирм может в дальнейшем распространиться на выпуск мини-автобусов и малогабаритных фургонов. По предварительным данным в первом полугодии 2002/03 года валовая прибыль "Nissan" возросла аналогичным периодом 2001 года и составила 280 млрд.йен (2,4 млрд.евро).
Оборот увеличился на 7 % – до 3,2 трлн.йен. Такие результаты были благодаря успеху новых моделей фирмы в Японии и модели "Altima" в США.
3. Революция в мировом автомобилестроении
Автомобильная индустрия готовится к переменам. Специалисты утверждают, что недалек тот день, когда на смену привычной механике и гидравлике придет электроника. И тогда автомобиль станет удобнее и безопаснее, но при этом лишится многих привычных деталей – и прежде всего руля. Кто-то может назвать новую электронную систему управления автомобилем
"автоинтернетом". Впрочем, в отличие от Интернета, эта система не имеет права на сбои, она не должна подвисать или падать. Фактически она будет
единственным связующим звеном между рулем и колесами, между тормозными колодками и педалью тормоза. Новый принцип называется x-by-wire . В такой машине все – или почти все – механические и гидравлические с место проводам и микросхемам. Технология FlexRay, принятая большинством крупных автомобильных компаний в США и Европе определяет работу компьютерной сети автомобиля, благодаря которой и осуществляется идея управления автомобилем с помощью электроники. Сторонники идеи рассчитывают, что FlexRay будет использоваться в новых автомобилях уже лет через десять. Если опыт использования FlexRay окажется успешным, это станет подлинной революцией в автомобилестрое-нии. Начать с того, что автомобиль станет легче, безопаснее, экономичнее и проще в управлении. Кроме того, его внешний вид будет зависеть только от воображения конструктора – и больше ни от чего. В электронном автомобиле будет удобнее и водителю. Возможности электроники позволяют свести воедино тормозную, рулевую систему и подвеску, поэтому, если, например, войдя в поворот, водитель станет слишком сильно давить на тормоз, система отреагирует на его оплошность и смягчит действие тормозов. Сейчас разработка технологии завершена. Первые микросхемы FlexRay компании Philips и Motorola должны выпустить к концу 2003 года. Вообще же, планируемые объемы выпуска микросхем в стандарте FlexRay исчисляются миллионами единиц. Переход на технологию FlexRay приведет к революционным переменам не только в производстве и использовании автомобилей, но и в их обслуживании. У системы x-by-wire масса преимуществ в. том, что касается управления автомобилем, экономичности и безопасности. Одно только отсутствие рулевой колонки сделает место водителя значительно безопаснее.
Заключение
Можно предположить, что рост автомобилестроения в ближайшие 3-5 лет останется на уровне 5-10%. Серьёзных изменений в структуре производства и продаж произойти не должно. Тенденция к строительству заводов в развивающихся странах и «странах третьего мира» будет усиливаться. Новые рынки сбыта будут предметом конкурентной борьбы между основными гигантами мировой автопромышленности, так же усилится процесс концентрации сил, станут создаваться совместные предприятия, учредителями которых станут компании из разных стран и континентов. Мировой автомобильный рынок включает региональные автомобильные рынки и автомобильные рынки отдельных стран, на которых действуют основные транснациональные корпорации автопроизводителей. Существуют так же проблемы автомобильной промышленности: высокая фрагментация рынка, влекущая замедленный рост производства; дорогостоящая система производства автомобилей для склада, а не по заказам; практика сборки машин из крупных узлов и агрегатов – значительная часть стоимости готового автомобиля создается не самим автомобильным заводом, а поставщиками компонентов; перспектива перехода на электромобили. Возможен следующий сценарий развития мирового автомобилистроения: концерн General Motors окончательно возьмёт под свой контроль марки Isuzu и Subaru, которыми сейчас владеет частично; DaimlerChrysler завершит своё объединение с Mitsubishi, став таким образом немецко-американо-японской корпорацией; одна из азиатских компаний примкнёт к европейскому гиганту Volkswagen. Вероятно, вдали от слияний и интеграций в ближайшее время останутся Ford, Toyota и BMW. В ближайшее десятилетие автомобилестроение особенно активно будет развиваться в странах Азии, Восточной Европы и Южной Америки. Согласно прогнозам экспертов, ежегодный рост отрасли в этих регионах составит 7,5%. Лучшие шансы на выживание будут иметь те компании, которые создадут в этих частях планеты собственные производственные мощности.
Список используемой литературы
1. Иванов А.С. «Мировой рынок автомобилей: современные параметры и качественные сдвиги» // БИКИ, 2010, с. 145-146
2. Иванов Т.И. «Мировое автомобилестроение»: // Ведомости, 2007, с. 23
3. Транкин Г.П. «Революция мирового автомобилестроения»: // Ведомости, 2009, с. 5
4. Филина В.Н., История развития мирового автомобилестроения:// Экономист, 2001, с.10
5. Жуков Е.Ф. «Мировое автомобилестроение и стратегия развития автомобильной промышленности сегодня»: // Промышленность России, 2002, с. 6