Мировое хозяйство: этапы и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
Выявление основных субъектов мирового хозяйства;
Выяснение их структуры и истории возникновения;
Выявление их основных функций, задач, значения для мировой экономики.

Содержание работы

Введение
1. Основные этапы мирового хозяйства
2. Роль и место субъектов мирового хозяйства
2.1 Государства как субъекты мирового хозяйства
2.2 Международные экономические организации
2.3 Транснациональные корпорации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая мировая экономика.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

· Использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок;

· Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;

· Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;

· Использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так, по данным Министерства торговли США, общие активы зарубежных филиалов американских корпораций в начале ХХI века оценивались в почти 4 трлн. долл. Источниками их финансирования выступают не только иные столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих и третьих стран. Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании;

· постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределить финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют);

· рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;

·опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть долговых контактов зарубежного филиала с местными фирмами, принимающей страны, умелое использование их возможностей, предоставляемых законодательством этой страны.

По оценкам Доклада по мировым инвестициям, периодически публикуемого ЮНКТАД, в середине 90-х годов в мире насчитывалось примерно 37 тыс. ТНК, имеющих более 206 тыс. филиалов по всему миру. На около 100 крупнейших ТНК (исключая транснациональные финансовые компании и банки) приходилось около 1/2 всех прямых иностранных инвестиций. Из 100 крупнейших ТНК 38 базировались в Западной Европе, 29 - в США, 16 - в Японии и остальные - в Австралии, Канаде, Финляндии, Новой Зеландии и других индустриальных странах. Примерно треть международной торговли составляли внутрикорпорационные поставки ТНК.

Если ранжировать 100 крупнейших ТНК по размерам иностранных активов, то наиболее существенно их влияние в электронной промышленности (26% от общей суммы иностранных активов), в горнорудной и нефтедобывающей промышленности (24%), автомобилестроении (19%), химической и фармацевтической промышленности (15%), пищевой промышленности (9%), торговле (4%) и металлургической промышленности (4%). Под ТНК принято понимать лишь действительно крупные международные корпорации, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов их производства.

К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которой ТНК контролирует до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологий и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК.

В начале XXI в. в мире насчитывается более 70 тыс. ТНК и 850 тыс. их филиалов. Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% - рынка меди и бокситов, 80% - рынка чая и олова, 75% - рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. До половины экспортных операций США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре - до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн. человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн. дол. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн. человек, занятых в современном промышленном производстве и оказании услуг.   

 

 

Особенности современной стратегии ТНК

 В структуре международного  производства товаров и  услуг  в  90-е  гг. следует отметить преимущественный рост капиталовложений  в  сферу  услуг.  В частности,  по  оценкам  экспертов  ЮНКТАД,  более  50%  прямых  иностранных инвестиций крупнейших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в  сектор  услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования.

   В отношениях со своими  зарубежными филиалами ряд ТНК  предоставляет  им максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым  фирмам.  Связи таких филиалов  с материнской компанией  базируются  на  правах  определенной доли  собственности родительской компании в активах  зарубежного  филиала,  а также на обеспечении филиала технологией и финансовой поддержкой.  При  этом родительская   компания   не   уделяет   большого   внимания   контролю   за деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока функционирует  прибыльно. Так,  «Гост  Интернэшнл2»,  зарубежный  филиал   многонациональной   компании «Юнилевер», функционирует в сфере производства  пищевых  добавок  независимо от родительской фирмы и имеет  собственные  филиалы  в  нескольких  странах. Свои  зарубежные  филиалы  «Гэст  Интернэшнл»  обеспечивает   маркетинговыми исследованиями и информацией о новых технологиях.

На  производственной  и  сбытовой  стратегии  многих  ТНК   отражается международная   конвергенция   производства   и   потребительского   спроса. Например, американская ТНК  «Ксерокс»  проводит  НИОКР  в  исследовательских центрах,   коллективы   научных   работников   и    конструкторов    которых функционально и географически располагаются с таким  расчетом,  чтобы  новые технологические  процессы  и  продукция  оперативно   внедрялась   по   всей производственной  и  сбытовой  сети  ТНК.  Корпорация  объединяет  НИОКР   и производственные  процессы  в  сеть   предприятий   таким   образом,   чтобы сотрудники участвовали в разработке  и  выпуске  строго  стандартизированной продукции.

Совершенствование  информационных  технологий  и   средств   связи   и транспорта приводит к увеличению количества товаров и  услуг  с  идентичными или подобными потребительскими свойствами,  которые  пользуются  спросом  на многих рынках. Примерами могут служить модная одежда,  бытовая  электроника, продукты питания,  ресторанные  и  гостиничные  услуги.  Используя  растущий феномен единства вкусов потребителей,  многие  ТНК,  такие  как «Кока-Кола» (США), «Мак Доналдс» (США),  «Нестле»  (Швейцария),  «Филипп  Морис»  (США), «Проктор   энд   Гэмбл»   (США),   «Тойота   мотор»   (Япония),   «Юнилевер» (Великобритания – Нидерланды), используют в маркетинговой  стратегии  единые для всех своих  зарубежных  филиалов  характеристики  продукции  и  товарные знаки.

Одновременно   в   соответствии   со   стратегией,   направленной   на производство товаров  и  услуг  специально  для  рынка  принимающей  страны, многие головные компании ТНК контролируют и  направляют  деятельность  своих зарубежных филиалов, учитывая  особенности  национальных  рынков.  Следовать такой стратегии международные компании  вынуждены  из-за  социокультурных  и природных различий, торговых (технических) барьеров,  возводимых  некоторыми принимающими  странами,  и  их   требований  к  закупке  на  местном   рынке компонентов для выпускаемой зарубежными  филиалами  ТНК  готовой  продукции. Такая стратегия  характерна  для  ТНК,  специализирующихся  на  производстве пищевых продуктов и готовой одежды. Но  и  в  других  отраслях  производства товаров и услуг международным компаниям  приходится  следовать   специфичным условиям спроса в принимающих  странах.  Например,  корпорация  «Асеа  Браун Бовери» (Швеция  –  Швейцария)  выпускает  в  Швейцарии  по  государственным заказам локомотивы, спроектированные специально для горных железных дорог , в Индии местный филиал той же ТНК производит  локомотивы  в  соответствии  с индийскими государственными стандартами  и  с  использованием  комплектующих изделий, изготовленных в Индии.

 

Заключение

Рассмотрев субъекты современного мирового хозяйства, мы выявили следующее.

На данный момент ими являются: на макроэкономическом уровне: отдельные международные организации, транснациональные корпорации, отдельные региональные интеграционные группировки.

Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транс национализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании - резидента другой страны - обычно приходится более 10% акций или их эквивалента.

Каждый субъект несёт в себе определённые функции и задачи. Сегодня видя их можно говорить о тенденциях и путях развития мировой экономики, об интернационализации, интеграции, глобализации. Эти процессы неотвратимы и неизбежны.

Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, в котором составными частями выступают субъекты мирового хозяйства.

 

 

 

Список литературы

1. Авдокушин Е.Ф. Международные  экономические отношения - М.: Юристъ, 2006 - 366 с.

2. Бодрова Н.А. Эволюция теорий  вывоза капитала // Внешнеэкономический  бюллетень. - 2006. - №12.

3. Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №2.

4. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина  Н.Н. Мировая экономика - М.: Инфра-М 2001 - 384 с.

5. Кокушкина И.В., Цыцырева А.Ю. Вестник  СПбГУ. Сер. 5. Вып. 1. - СПб, 2007.

6. Мировая экономика: Глобальные  тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Экономистъ, 2003.

7. Мировая экономика: Учебник / Под  ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2003.

8. Мовсесян А.Г., Огнивцев СЕ. Мировая  экономика: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.

9. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. В 2-х т. М.: Экономика, 2006.

10. Экономика США: Учебник для  вузов / Под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.


 


 



Информация о работе Мировое хозяйство: этапы и субъекты