Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:23, курсовая работа
Целью данной работы является:
Выявление основных субъектов мирового хозяйства;
Выяснение их структуры и истории возникновения;
Выявление их основных функций, задач, значения для мировой экономики.
Введение
1. Основные этапы мирового хозяйства
2. Роль и место субъектов мирового хозяйства
2.1 Государства как субъекты мирового хозяйства
2.2 Международные экономические организации
2.3 Транснациональные корпорации
Заключение
Список литературы
· Использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами, осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем экспортно-импортных сделок;
· Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность;
· Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;
· Использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так, по данным Министерства торговли США, общие активы зарубежных филиалов американских корпораций в начале ХХI века оценивались в почти 4 трлн. долл. Источниками их финансирования выступают не только иные столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих и третьих стран. Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании;
· постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределить финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют);
· рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;
·опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть долговых контактов зарубежного филиала с местными фирмами, принимающей страны, умелое использование их возможностей, предоставляемых законодательством этой страны.
По оценкам Доклада по мировым инвестициям, периодически публикуемого ЮНКТАД, в середине 90-х годов в мире насчитывалось примерно 37 тыс. ТНК, имеющих более 206 тыс. филиалов по всему миру. На около 100 крупнейших ТНК (исключая транснациональные финансовые компании и банки) приходилось около 1/2 всех прямых иностранных инвестиций. Из 100 крупнейших ТНК 38 базировались в Западной Европе, 29 - в США, 16 - в Японии и остальные - в Австралии, Канаде, Финляндии, Новой Зеландии и других индустриальных странах. Примерно треть международной торговли составляли внутрикорпорационные поставки ТНК.
Если ранжировать 100 крупнейших ТНК по размерам иностранных активов, то наиболее существенно их влияние в электронной промышленности (26% от общей суммы иностранных активов), в горнорудной и нефтедобывающей промышленности (24%), автомобилестроении (19%), химической и фармацевтической промышленности (15%), пищевой промышленности (9%), торговле (4%) и металлургической промышленности (4%). Под ТНК принято понимать лишь действительно крупные международные корпорации, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов их производства.
К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которой ТНК контролирует до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологий и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК.
В начале XXI в. в мире насчитывается более 70 тыс. ТНК и 850 тыс. их филиалов. Материнские компании расположены главным образом в развитых странах (50,2 тыс.), большее число филиалов приходится на развивающиеся страны (495 тыс.). Около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% - рынка меди и бокситов, 80% - рынка чая и олова, 75% - рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. До половины экспортных операций США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре - до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн. человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн. дол. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн. человек, занятых в современном промышленном производстве и оказании услуг.
Особенности современной стратегии ТНК
В структуре международного производства товаров и услуг в 90-е гг. следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг. В частности, по оценкам экспертов ЮНКТАД, более 50% прямых иностранных инвестиций крупнейших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования.
В отношениях со своими
зарубежными филиалами ряд ТНК
предоставляет им максимум самостоятельности,
приближая их статус к
На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Например, американская ТНК «Ксерокс» проводит НИОКР в исследовательских центрах, коллективы научных работников и конструкторов которых функционально и географически располагаются с таким расчетом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно внедрялась по всей производственной и сбытовой сети ТНК. Корпорация объединяет НИОКР и производственные процессы в сеть предприятий таким образом, чтобы сотрудники участвовали в разработке и выпуске строго стандартизированной продукции.
Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или подобными потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках. Примерами могут служить модная одежда, бытовая электроника, продукты питания, ресторанные и гостиничные услуги. Используя растущий феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-Кола» (США), «Мак Доналдс» (США), «Нестле» (Швейцария), «Филипп Морис» (США), «Проктор энд Гэмбл» (США), «Тойота мотор» (Япония), «Юнилевер» (Великобритания – Нидерланды), используют в маркетинговой стратегии единые для всех своих зарубежных филиалов характеристики продукции и товарные знаки.
Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований к закупке на местном рынке компонентов для выпускаемой зарубежными филиалами ТНК готовой продукции. Такая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды. Но и в других отраслях производства товаров и услуг международным компаниям приходится следовать специфичным условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун Бовери» (Швеция – Швейцария) выпускает в Швейцарии по государственным заказам локомотивы, спроектированные специально для горных железных дорог , в Индии местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с индийскими государственными стандартами и с использованием комплектующих изделий, изготовленных в Индии.
Заключение
Рассмотрев субъекты современного мирового хозяйства, мы выявили следующее.
На данный момент ими являются: на макроэкономическом уровне: отдельные международные организации, транснациональные корпорации, отдельные региональные интеграционные группировки.
Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транс национализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании - резидента другой страны - обычно приходится более 10% акций или их эквивалента.
Каждый субъект несёт в себе определённые функции и задачи. Сегодня видя их можно говорить о тенденциях и путях развития мировой экономики, об интернационализации, интеграции, глобализации. Эти процессы неотвратимы и неизбежны.
Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, в котором составными частями выступают субъекты мирового хозяйства.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения - М.: Юристъ, 2006 - 366 с.
2. Бодрова Н.А. Эволюция теорий вывоза капитала // Внешнеэкономический бюллетень. - 2006. - №12.
3. Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №2.
4. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика - М.: Инфра-М 2001 - 384 с.
5. Кокушкина И.В., Цыцырева А.Ю. Вестник СПбГУ. Сер. 5. Вып. 1. - СПб, 2007.
6. Мировая экономика: Глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Экономистъ, 2003.
7. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2003.
8. Мовсесян А.Г., Огнивцев СЕ. Мировая экономика: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.
9. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. В 2-х т. М.: Экономика, 2006.
10. Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003.