Мировое хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - понять, изучить, что же такое мировое хозяйство, как оно возникло, а также его структуру и тенденции развития.
Из цели вытекают следующие задачи:
- выявить понятие мирового хозяйства;
- изучение сущности и структуры мирового хозяйства;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение мирового хозяйства………………………………4
1.1. Международное разделение труда……………………………….4
1.2. Структура мирового хозяйства…………………………………..10
Глава 2. Предпосылки, сущность и механизмы интеграции. Формы международной интеграции……………………………………………………12
Глава3.Тенденции развития мирового хозяйства в современных условиях………………………………………………………………………….20
Заключение ……………………………………….…………………………25
Библиографический список………………………………………….…….27

Файлы: 1 файл

Мировое хозяйсвто курсовая работа.docx

— 72.75 Кб (Скачать файл)

• «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, ос­тавшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли — НАФТА.[11,с.169-175]

В настоящее время международная экономическая интеграция утвердилась и реализуется в следующих основных формах.

Самая простая, начальная форма международной экономической интеграции - зоны свободной торговли.

 В  этом случае отменяются торговые  ограничения для стран - участниц  интеграционной группировки, и прежде  всего, снижаются или отменяются  вообще таможенные пошлины. В  результате создается преференциальная  зона, характеризующаяся наличием  в ней условий для свободной  от тарифных и количественных  ограничений международной торговли  товарами и услугами. Соглашения  о зонах свободной торговли  соответствуют современной международной  внешнеэкономической практике и  концепции Всемирной торговой  организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц.

 Как  показывает практика, межгосударственные  соглашения о создании зон  свободной торговли обычно предусматривают  постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных  пошлин на промышленные товары  и услуги вплоть до последующей  их отмены, а также устранение  нетарифных ограничений на эти  товары и услуги.

 Часто  на особом месте оказывается  сельскохозяйственная продукция, по  отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства проводят  политику с определенной долей  протекционизма в защиту национальных  фермеров. Либерализация таможенных  тарифов в части сельскохозяйственной  продукции осуществляется дифференцирование  по позициям.

 Соглашения  о зонах свободной торговли  обычно предусматривают обязательства  партнеров не повышать в одностороннем  порядке таможенные пошлины и  не возводить новые торговые  барьеры, т.е. придерживаться принципа  взаимного моратория на ограничение  и ухудшение условий внешней торговли. [9, с. 763-771]

 При  этом в соглашениях о зонах  свободной торговли могут быть  предусмотрены особые случаи, в  которых договаривающиеся стороны  могут расширить на определенный  срок при взаимно согласованных  обстоятельствах сферу распространения  защитных мер, включая увеличение  таможенных пошлин на оговоренную  величину. В правовом аспекте  международные соглашения о зонах  свободной торговли имеют преференциальный  статус по отношению к внутренним  законодательным актам стран - участниц  соглашения.

 Участие  в зонах свободной торговли  может осложнить положение стран-производителей, так как либерализация импорта  создает благоприятные условия  для соперников из числа стран - участниц соглашения, продукция  которых может быть более высокого  качества и технического уровня. Усиление конкуренции грозит  банкротством для национальных производителей, не выдержавших соперничества с иностранными поставщиками товаров и услуг.

 Формой  более тесного сотрудничества  является таможенный союз. [6, с. 156]

 Для  него характерны наряду с отменой  внешнеторговых ограничений внутри  интеграционного объединения установление  единого таможенного тарифа и  проведение единой внешнеторговой  политики в отношении третьих  стран. В ряде случаев таможенный  союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость  валют и функционирование единой  расчетной денежной системы.

 В  рамках таможенного союза, представляющего  собой более совершенную, чем  зоны свободной торговли, интеграционную  структуру, страны-участницы проводят  скоординированную внешнеторговую  политику, главным образом в области  таможенно-тарифных правил и процедур. Это дает им возможность регулировать  товарные потоки в интересах  развития производства, экспорта  и более полного удовлетворения  импортного спроса стран - участниц  таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает  более привлекательные условия  для иностранных инвесторов, что  также положительно сказывается  на экономическом развитии стран-участниц.

 Если  устанавливаемый на внешних границах  стран-участниц таможенного союза  тариф на какой-либо товар становится  выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания  интеграционной группировки, то  страны-участницы ограничивают внешние  источники снабжения с целью  развития внутрисоюзных ресурсов. Тогда возможна совместная разработка  природных ресурсов, новых материалов, технологий, наукоемких изделий, чтобы  сократить зависимость от импорта.

 В  случае установления уровня внешнего  тарифа ниже средневзвешенного  для стран - участниц таможенного  союза последние ориентируются  на рынки третьих стран и, следовательно, принимают меры для усиления  конкуренции между внутренними  и внешними производителями, чтобы  создать стимулы для отечественных  производителей к изготовлению  конкурентоспособной продукции. [4, с. 148]

 При  дальнейшем развитии процесс  интеграции стран-членов группировки  достигает формы общего рынка. Она знаменуется подписанием  договора, охватывающего «четыре  свободы» пересечения государственных  границ - для товаров, услуг, капиталов  и людей.

 В  этом случае в интеграционный  процесс включаются факторы производства и до некоторой степени координация внешнеэкономической политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

 Опыт  Европейского союза, реализовавшего этап общего рынка, показывает, что проведение политики в рамках этого этапа должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов. В то же время директивы, адресуемые государствам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

 Указанные  три формы международной экономической  интеграции охватывают главным  образом сферу обмена, создавая  формально странам-участницам равные  условия для развития торговли  и взаимных финансовых расчетов.

 Наиболее  сложная форма международной  экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими  и политическими связями - экономический  и валютный союз. При его достижении  договоры о зоне свободной  торговли, таможенном союзе и  общем рынке дополняются соглашениями  о проведении общей экономической  и валютной политики. Следствием  экономического и валютного союза  выступает введение наднациональных  институтов управления интеграционным  сообществом - совета глав государств, совета министров, центрального  банка.

 На  определенном этапе формирования  экономического и валютного союза  предусматривается проведение единой  валютной политики и введение  единой валюты. Эти мероприятия  проводятся при активном участии  единого центрального банка. Практический  опыт функционирования экономического  и валютного союза пока весьма  ограничен. Европейский союз поставил  перед собой задачу перейти  к осуществлению этого этапа  в 1999 г.[7,с 342-345]

 Дальнейшее  развитие и совершенствование  форм международной экономической  интеграции, возможно, приведет к  превращению интеграционного объединения в политический союз, то есть к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, в том числе превращением наднациональных органов управления в центральные органы управлении с еще большими полномочиями и властью. Прообразом политического союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.

 К  концу XX столетия в мире возникло  несколько десятков интеграционных  экономических группировок: зон  свободной торговли, таможенных  союзов, валютных и экономических  союзов.

 Абсолютное  большинство из них не могут  реализовать преимущества международной  экономической интеграции из-за  недостаточно высокой степени  развития экономических и политических  отношений, примитивности и структурной недифференцированное национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.

 Одновременно  следует отметить, что существует  несколько прогрессирующих интеграционных  объединений: в развитых странах - Европейский союз и Североамериканская  ассоциация свободной торговли , в развивающихся - Общий рынок стран Южного конуса, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Благодаря этим реально и эффективно функционирующим интеграционным группировкам можно предполагать, что в ближайшем будущем мирохозяйственные связи будут представлять собой совокупность макроэкономических группировок, использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции.

 Движущей  силой международной экономической  интеграции выступают фирмы. Они  заинтересованы в достижении  оптимального масштаба деятельности, в том числе через сотрудничество  и кооперирование с иностранными  компаниями в рамках региона  без таможенных и других ограничений.

 Фирмы  используют преимущества интеграции  в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает  предпосылки для оживления международной  торговли; это в свою очередь  становится импульсом к реорганизации  производства товаров и услуг  и оживлению в экономке. Последнее  создает стимулы для роста  инвестиций и ведет, в конечном счете, к росту прибылей.

 Одновременно  происходит санация фирменной  структуры - в результате расширения  рынка сильные (но не обязательно  крупные) фирмы становятся еще  могущественнее, а слабые, которые  находили ниши и удерживались  на национальных рынках, не выдерживают  конкуренции на международном  рынке, разоряются и поглощаются  более сильными. С ликвидацией  границ и унификацией стандартов  к требованиям международного  рынка могут приспособиться только  сильные динамичные предприятия.[9, с. 765-768]

 В  условиях международной экономической  интеграции на уровне участников  внешнеторговых сделок учитываются  следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать  торговые представительства в  каждой стране; рост преимуществ  узкой специализации экспорта  за счет эффекта масштаба; увеличение  спроса в рамках региона; рост  степени ценовой конкурентоспособности  за счет устранения тарифных  и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран.

 На  макроуровне принимается в расчет, что внутрирегиональная торговля  становится эффективнее; появляются  новые возможности для использования  оптимального месторасположения  предприятий на территории интеграционной  группировки; снижаются издержки  производства и сбыта товаров  и услуг; растущая емкость рынка  позволяет увеличивать расходы  на НИОКР.

 Правовая  база региональной экономической  группировки обычно направлена  на защиту экономически более  слабых стран-членов. Ома уменьшает  негативное воздействие конъюнктурного характера со стороны мирового хозяйства и формально отвечает интересам как сильных, так и слабых ее участников.

 Сближение  и сращивание национальных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимости координации и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам стран - участниц интеграционного объединения.

 В  этой связи появляется необходимость  повышения уровня регулирования  межгосударственных хозяйственных  связей путем ограничения суверенитета  каждого государства и создания  наднациональных органов управления, в функции которых входит разработка, координация и контроль отдельных  сфер экономик стран - участниц  интеграционных объединений. [10,c.537]

Вывод: Развитие международной  экономической интеграции предполагает наличие определенных предпосылок. Так же имеет ряд признаков, обособляющих ее на фоне других явлений интернационализации в экономической жизни. В целом международная экономическая интеграция – это характерная особенность современного этапа мировой экономики. Реализация интеграционных процессов предполагает наличие и функционирование интеграционного механизма. Он включает самые разные средства и методы.

 Существуют  формы международной экономической  интеграции дальнейшее развитие и совершенствование, которых возможно, приведет к политическому союзу, то есть к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.

Информация о работе Мировое хозяйство