• «Эффект
домино». После того как большинство стран
того или иного региона стали членами
интеграционного объединения, остальные
страны, оставшиеся за его пределами,
неизбежно испытывают некоторые трудности,
связанные с переориентацией экономических
связей стран, входящих в группировку,
друг на друга. Это нередко приводит даже
к сокращению торговли стран, оказавшихся
за пределами интеграции. Некоторые из
них, даже не имея существенного первичного
интереса в интеграции, высказывают заинтересованность
в подключении к интеграционным процессам
просто из-за опасения остаться за ее пределами.
Этим, в частности, объясняется быстрое
заключение многими латиноамериканскими
странами соглашений о торговле с Мексикой
после ее вхождения в Североамериканскую
зону свободной торговли — НАФТА.[11,с.169-175]
В настоящее время международная
экономическая интеграция утвердилась
и реализуется в следующих основных формах.
Самая простая,
начальная форма международной экономической
интеграции - зоны свободной торговли.
В
этом случае отменяются торговые
ограничения для стран - участниц
интеграционной группировки, и прежде
всего, снижаются или отменяются
вообще таможенные пошлины. В
результате создается преференциальная
зона, характеризующаяся наличием
в ней условий для свободной
от тарифных и количественных
ограничений международной торговли
товарами и услугами. Соглашения
о зонах свободной торговли
соответствуют современной международной
внешнеэкономической практике и
концепции Всемирной торговой
организации, направленным на либерализацию
внешней торговли и стабилизацию торговой
политики стран-участниц.
Как
показывает практика, межгосударственные
соглашения о создании зон
свободной торговли обычно предусматривают
постепенное, в течение ряда лет,
взаимное снижение таможенных
пошлин на промышленные товары
и услуги вплоть до последующей
их отмены, а также устранение
нетарифных ограничений на эти
товары и услуги.
Часто
на особом месте оказывается
сельскохозяйственная продукция, по
отношению к которой, как правило,
интегрирующиеся государства проводят
политику с определенной долей
протекционизма в защиту национальных
фермеров. Либерализация таможенных
тарифов в части сельскохозяйственной
продукции осуществляется дифференцирование
по позициям.
Соглашения
о зонах свободной торговли
обычно предусматривают обязательства
партнеров не повышать в одностороннем
порядке таможенные пошлины и
не возводить новые торговые
барьеры, т.е. придерживаться принципа
взаимного моратория на ограничение
и ухудшение условий внешней торговли.
[9, с. 763-771]
При
этом в соглашениях о зонах
свободной торговли могут быть
предусмотрены особые случаи, в
которых договаривающиеся стороны
могут расширить на определенный
срок при взаимно согласованных
обстоятельствах сферу распространения
защитных мер, включая увеличение
таможенных пошлин на оговоренную
величину. В правовом аспекте
международные соглашения о зонах
свободной торговли имеют преференциальный
статус по отношению к внутренним
законодательным актам стран - участниц
соглашения.
Участие
в зонах свободной торговли
может осложнить положение стран-производителей,
так как либерализация импорта
создает благоприятные условия
для соперников из числа стран
- участниц соглашения, продукция
которых может быть более высокого
качества и технического уровня.
Усиление конкуренции грозит
банкротством для национальных производителей,
не выдержавших соперничества с иностранными
поставщиками товаров и услуг.
Формой
более тесного сотрудничества
является таможенный союз. [6, с. 156]
Для
него характерны наряду с отменой
внешнеторговых ограничений внутри
интеграционного объединения установление
единого таможенного тарифа и
проведение единой внешнеторговой
политики в отношении третьих
стран. В ряде случаев таможенный
союз дополняется платежным союзом,
предусматривающим взаимную конвертируемость
валют и функционирование единой
расчетной денежной системы.
В
рамках таможенного союза, представляющего
собой более совершенную, чем
зоны свободной торговли, интеграционную
структуру, страны-участницы проводят
скоординированную внешнеторговую
политику, главным образом в области
таможенно-тарифных правил и процедур.
Это дает им возможность регулировать
товарные потоки в интересах
развития производства, экспорта
и более полного удовлетворения
импортного спроса стран - участниц
таможенного союза. Практика показывает,
что таможенный союз создает
более привлекательные условия
для иностранных инвесторов, что
также положительно сказывается
на экономическом развитии стран-участниц.
Если
устанавливаемый на внешних границах
стран-участниц таможенного союза
тариф на какой-либо товар становится
выше средневзвешенного тарифа,
существовавшего до создания
интеграционной группировки, то
страны-участницы ограничивают внешние
источники снабжения с целью
развития внутрисоюзных ресурсов.
Тогда возможна совместная разработка
природных ресурсов, новых материалов,
технологий, наукоемких изделий, чтобы
сократить зависимость от импорта.
В
случае установления уровня внешнего
тарифа ниже средневзвешенного
для стран - участниц таможенного
союза последние ориентируются
на рынки третьих стран и, следовательно,
принимают меры для усиления
конкуренции между внутренними
и внешними производителями, чтобы
создать стимулы для отечественных
производителей к изготовлению
конкурентоспособной продукции. [4, с. 148]
При
дальнейшем развитии процесс
интеграции стран-членов группировки
достигает формы общего рынка.
Она знаменуется подписанием
договора, охватывающего «четыре
свободы» пересечения государственных
границ - для товаров, услуг, капиталов
и людей.
В
этом случае в интеграционный
процесс включаются факторы производства
и до некоторой степени координация внешнеэкономической
политики. Кроме того, создание общего
рынка требует гармонизации многих промышленных
стандартов и правовых норм. При этом особое
внимание уделяется системе мероприятий,
предотвращающих нарушение норм и регулирующих
конкуренцию.
Опыт
Европейского союза, реализовавшего
этап общего рынка, показывает, что проведение
политики в рамках этого этапа должно
осуществляться при условии обязательного
соблюдения странами-участницами взаимно
согласованных регламентов. В то же время
директивы, адресуемые государствам-членам,
также обязательны для исполнения, но
каждой из стран предоставляется свобода
выбора форм и методов их выполнения.
Указанные
три формы международной экономической
интеграции охватывают главным
образом сферу обмена, создавая
формально странам-участницам равные
условия для развития торговли
и взаимных финансовых расчетов.
Наиболее
сложная форма международной
экономической интеграции с высокоразвитыми,
прочными, долговременными внешнеэкономическими
и политическими связями - экономический
и валютный союз. При его достижении
договоры о зоне свободной
торговли, таможенном союзе и
общем рынке дополняются соглашениями
о проведении общей экономической
и валютной политики. Следствием
экономического и валютного союза
выступает введение наднациональных
институтов управления интеграционным
сообществом - совета глав государств,
совета министров, центрального
банка.
На
определенном этапе формирования
экономического и валютного союза
предусматривается проведение единой
валютной политики и введение
единой валюты. Эти мероприятия
проводятся при активном участии
единого центрального банка. Практический
опыт функционирования экономического
и валютного союза пока весьма
ограничен. Европейский союз поставил
перед собой задачу перейти
к осуществлению этого этапа
в 1999 г.[7,с 342-345]
Дальнейшее
развитие и совершенствование
форм международной экономической
интеграции, возможно, приведет к
превращению интеграционного объединения
в политический союз, то есть к превращению
интеграционного объединения в конфедеративное
государство со всеми вытекающими последствиями,
в том числе превращением наднациональных
органов управления в центральные органы
управлении с еще большими полномочиями
и властью. Прообразом политического союза
может служить Швейцарская конфедерация
кантонов.
К
концу XX столетия в мире возникло
несколько десятков интеграционных
экономических группировок: зон
свободной торговли, таможенных
союзов, валютных и экономических
союзов.
Абсолютное
большинство из них не могут
реализовать преимущества международной
экономической интеграции из-за
недостаточно высокой степени
развития экономических и политических
отношений, примитивности и структурной
недифференцированное национальных хозяйств,
незрелости рыночных и финансовых структур.
Одновременно
следует отметить, что существует
несколько прогрессирующих интеграционных
объединений: в развитых странах
- Европейский союз и Североамериканская
ассоциация свободной торговли , в развивающихся
- Общий рынок стран Южного конуса, Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии. Благодаря
этим реально и эффективно функционирующим
интеграционным группировкам можно предполагать,
что в ближайшем будущем мирохозяйственные
связи будут представлять собой совокупность
макроэкономических группировок, использующих
в различных сочетаниях видов и форм преимущества
экономической интеграции.
Движущей
силой международной экономической
интеграции выступают фирмы. Они
заинтересованы в достижении
оптимального масштаба деятельности,
в том числе через сотрудничество
и кооперирование с иностранными
компаниями в рамках региона
без таможенных и других ограничений.
Фирмы
используют преимущества интеграции
в следующей последовательности:
расширение рынков сбыта создает
предпосылки для оживления международной
торговли; это в свою очередь
становится импульсом к реорганизации
производства товаров и услуг
и оживлению в экономке. Последнее
создает стимулы для роста
инвестиций и ведет, в конечном счете,
к росту прибылей.
Одновременно
происходит санация фирменной
структуры - в результате расширения
рынка сильные (но не обязательно
крупные) фирмы становятся еще
могущественнее, а слабые, которые
находили ниши и удерживались
на национальных рынках, не выдерживают
конкуренции на международном
рынке, разоряются и поглощаются
более сильными. С ликвидацией
границ и унификацией стандартов
к требованиям международного
рынка могут приспособиться только
сильные динамичные предприятия.[9, с. 765-768]
В
условиях международной экономической
интеграции на уровне участников
внешнеторговых сделок учитываются
следующие экономические эффекты:
отсутствие необходимости содержать
торговые представительства в
каждой стране; рост преимуществ
узкой специализации экспорта
за счет эффекта масштаба; увеличение
спроса в рамках региона; рост
степени ценовой конкурентоспособности
за счет устранения тарифных
и нетарифных барьеров: растущие
доходы, которые позволяют успешнее осваивать
рынки третьих стран.
На
макроуровне принимается в расчет,
что внутрирегиональная торговля
становится эффективнее; появляются
новые возможности для использования
оптимального месторасположения
предприятий на территории интеграционной
группировки; снижаются издержки
производства и сбыта товаров
и услуг; растущая емкость рынка
позволяет увеличивать расходы
на НИОКР.
Правовая
база региональной экономической
группировки обычно направлена
на защиту экономически более
слабых стран-членов. Ома уменьшает
негативное воздействие конъюнктурного
характера со стороны мирового хозяйства
и формально отвечает интересам как сильных,
так и слабых ее участников.
Сближение
и сращивание национальных хозяйств
приводит к существенному пересмотру
подходов к развитию многих отраслей национальной
экономики в каждой стране и необходимости
координации и приспособления внутренних
рынков к возникающим общим интересам
стран - участниц интеграционного объединения.
В
этой связи появляется необходимость
повышения уровня регулирования
межгосударственных хозяйственных
связей путем ограничения суверенитета
каждого государства и создания
наднациональных органов управления,
в функции которых входит разработка,
координация и контроль отдельных
сфер экономик стран - участниц
интеграционных объединений. [10,c.537]
Вывод: Развитие международной экономической
интеграции предполагает наличие определенных
предпосылок. Так же имеет ряд признаков,
обособляющих ее на фоне других явлений
интернационализации в экономической
жизни. В целом международная экономическая
интеграция – это характерная особенность
современного этапа мировой экономики.
Реализация интеграционных процессов
предполагает наличие и функционирование
интеграционного механизма. Он включает
самые разные средства и методы.
Существуют
формы международной экономической
интеграции дальнейшее развитие и совершенствование,
которых возможно, приведет к политическому
союзу, то есть к превращению интеграционного
объединения в конфедеративное государство
со всеми вытекающими последствиями, включая
образование центральных органов с еще
большими полномочиями и властью, чем
наднациональные институты управления.