Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:06, контрольная работа
История экономики знает не один мировой кризис, самый сокрушительный из них - это кризис 1929 - 1933 гг. Как известно, кризис в экономике обычно начинается в результате превышения совокупного предложения над спросом в какой-либо отрасли. Несмотря на многократное увеличение роли и места государственного регулирования в рыночной экономике, нынешнего кризиса не удалось избежать. В отдельных ведущих отраслях многих развитых стран кризисы каждые 7 - 8 лет давали о себе знать. Принимаемые меры - ограничение производства, временная остановка выпуска продукции, контроль и регулирование цен - приводили к стабилизации и выравниванию экономического роста в том или другом случае
Введение
1. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
1.1 Власть и общество.
1.2 Феномен диссидентства
1.3 Направления диссидентского движения
1.4 Этапы диссидентского движения
1.5 Формы несогласия и отстранения
2. Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2011 гг. и Россия.
2.1 Мировой финансовый кризис 2008-2011гг.
2.2 СНГ и Россия в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2011гг.
2.3 Включение России в мировой кризис
2.4 Страны СНГ в условиях мирового кризиса
2.5 Результаты антикризисных мероприятий в России и странах СНГ.
Заключение
Введение
1. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
1.1 Власть и общество.
1.2 Феномен диссидентства
1.3 Направления диссидентского движения
1.4 Этапы диссидентского движения
1.5 Формы несогласия и отстранения
2. Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2011 гг. и Россия.
2.1 Мировой финансовый кризис 2008-2011гг.
2.2 СНГ и Россия в условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008-2011гг.
2.3 Включение России в мировой кризис
2.4 Страны СНГ в условиях мирового кризиса
2.5 Результаты антикризисных мероприятий в России и странах СНГ.
Заключение
Введение
С середины 60-х до середины 80-х годов политический режим в СССР «пришел в себя» после развенчания Сталина и других новаций Хрущевской «оттепели», готовность общества к переменам была ограничена жесткими рамками идеологической парадигмы «строительства коммунизма», политической монополией партийно-государственных структур, номенклатуры, являющейся оплотом консерватизма, и отсутствием влиятельных социальных групп, заинтересованных в демонтаже тоталитаризма. Несмотря на официальный тезис о сближении социальных групп, на деле шло усложнение социальных отношений. Усиливалась дифференциация в качестве и уровне жизни, реальных правах управленческого строя и остального населения.
Противоречивость явлений в советском обществе не могла не отразиться на развитии его духовной сферы - образовании, науке, культуре. Отношения власти и общества в период с середины 60-х до середины 80-х годов привели к третьей волне эмиграции. Все это отражало наличие, переплетение и противоборство двух направлений в духовной жизни советского общества с середины 60-х до середины 80-х годов - официально-охранительного и демократического. В эти годы зародилось диссидентское движение.
История экономики знает не один мировой кризис, самый сокрушительный из них - это кризис 1929 - 1933 гг. Как известно, кризис в экономике обычно начинается в результате превышения совокупного предложения над спросом в какой-либо отрасли. Несмотря на многократное увеличение роли и места государственного регулирования в рыночной экономике, нынешнего кризиса не удалось избежать. В отдельных ведущих отраслях многих развитых стран кризисы каждые 7 - 8 лет давали о себе знать. Принимаемые меры - ограничение производства, временная остановка выпуска продукции, контроль и регулирование цен - приводили к стабилизации и выравниванию экономического роста в том или другом случае. Кризисом в экономике называется состояние, когда увеличение ВВП, т.е. экономический рост, сдерживается потому, что рынок уже насыщен, и не только новое, но и прежнее количество продукции не поглощается рынком, а потому крайне необходимо во избежание стагнации производства расширять рынки сбыта. В нынешних реалиях это возможно только за счет передела мировых рынков. Но, чтобы не углубляться в политику, можно лишь констатировать факт наступления с осени 2008 г. рецессии, понижательной фазы кризиса. И задача правительства любой страны заключается в том, чтобы сократить время и амплитуду спада в экономике, и перевод ее на повышательную фазу кризиса.
1. Диссидентское и правозащитное движение в СССР
Параллельно экономическому кризису в стране созревали идеологический, а затем и политический кризисы. Возникшее еще в 60-х гг. диссидентское движение, почти подавленное репрессиями в 70-80-е гг., вновь стало быстро развиваться. В центре этого движения была борьба за гражданские права человека, за деидеологизацию культуры, за демократизацию общества и ликвидацию монополии КПСС в общественной жизни.
Завершающий этап индустриальной модернизации затронул не только экономику, но и социальную сферу.
Приобретая все более «
Несмотря на официальный тезис о сближении социальных групп, на деле шло усложнение социальный отношений. Усиливалась дифференциация в качестве и уровне жизни, реальных правах управленческого слоя и остального населения. Широкий размах приобрела теневая экономика, особенно в неразвитой сфере обслуживания. Нелегальное хозяйствование приобретало все более организованный характер, что увеличивало разрыв между доходами трудящихся, живущих «на одну зарплату», и «теневиков». Уравниловка в производстве, соответствовавшая идеологической установке на сближение социальных групп, привела к падению престижного квалифицированного труда, резко ослабила стимулы роста квалификации и производительности. И в середине 80-х годов свыше 50 млн. человек были заняты ручным трудом. Продолжавшийся количественный рост работников материальной сферы отражал низкий уровень производительности труда и должен был компенсировать слабую техническую оснащенность производства.
Социальная активность трудящихся,
а также некоторых
Негативные процессы сильно затронули социальную сферу. Еще более была ослаблена социальная направленность экономики, появилась своеобразная глухота к социальным вопросам. Ресурсы страны позволяли решать масштабные социальные задачи, но в действительности сдвиги были значительно меньшими. Государство особенно гордилось тем, что опережающими темпами происходил рост так называемых общественных фондов потребления. Но это означало, что возрастали возможности для административного их распределения, а следовательно, и для различных злоупотреблений. Далеко не все трудящиеся могли, тем более на равных, пользоваться общественными фондами. За счет этого и обеспечивалась основная часть привилегий партийно-государственной бюрократии и прочих функционеров системы.
Искусственно возводя
достаточно высокие темпы социально-
Противоречивость явлений
в советском обществе не могла
не отразиться на развитии его духовной сферы - образовании,
науке, культуре. Имелись значительные
различия в уровне образования городского
и сельского населения. По качеству образование
не только не закрепилось на признанном
в мире высоком уровне конца 50-60-х годов,
но начало отставать от требований времени,
научно-технического прогресса. Решить
проблему средней школы попытались путем
проведения школьной реформы 1983-1984 годов.
Основная задача виделась в том, чтобы
сориентировать школу на нужды экономики.
Однако отсутствие необходимых средств
привело к быстрому свертыванию реформы.
Рост численности вузов не сопровождался
улучшением качества подготовки студентов.
Этому препятствовали не только слабая
материальная база вузов, недостаточная
порой квалификация профессорско-
1.2 Феномен диссидентства
Брежневская команда достаточно быстро взяла курс на подавление инакомыслия, причем границы дозволенного сузились, и то, что при Хрущеве вполне допускалось и даже признавалось Системой, с конца 60-х годов могло быть отнесено к разряду политического криминала. Показателен в этой связи пример с руководителем Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР Н. Месяцем, который, будучи назначен на должность в октябрьские дни 1964 года и призванный обеспечить контроль над информационными программами, искренне полагал, что достаточно нажать некую "кнопку" и такой контроль будет осуществлен.
Истоками возрождения организованного движения инакомыслящих можно с полным основанием считать XX съезд КПСС и начавшуюся сразу после него кампанию осуждения "культа личности". Население страны, партийные организации и трудовые коллективы, представители не только интеллигенции, но и рабочего класса, крестьянства восприняли новый курс настолько серьезно, что не заметили, как критика сталинизма плавно перетекла в критику самой Системы. Зато власти были начеку. Гонения на инакомыслящих (а в данном случае - на последовательных проводников в жизнь решений партийного съезда) обрушились незамедлительно.
И все же началу диссидентскому движению в его классическом варианте было положено в 1965 году арестом А. Синявского и Ю. Даниэля, опубликовавших на Западе одну из своих работ "Прогулки с Пушкиным". Именно с этого времени власти начинают целенаправленную борьбу с диссидентством, вызывая тем самым рост этого движения. С этого же времени начинается создание широкой по географии и представительной по составу участников сети подпольных кружков, ставивших своей задачей изменение существовавших политических порядков.Символом диссидентства стало выступление 25 августа 1968 года против советской интервенции в Чехословакию, состоявшееся на Красной площади. В нем участвовало восемь человек: студентка Т. Баева, лингвист К. Бабицкий, филолог Л. Богораз, поэт В. Делонэ, рабочий В. Дремлюга, физик П. Литвинов, искусствовед В. Файенберг и поэтесса Н. Горбаневская. Однако существовали и другие, менее откровенные формы несогласия, которые позволяли избежать административного и даже уголовного преследования: участие в обществе защиты природы или религиозного наследия, создание разного рода обращений к "будущим поколениям", без шансов на публикацию тогда и обнаруженных сегодня, наконец, отказ от карьеры - сколько молодых интеллигентов 70-х годов предпочли работать дворниками или истопниками. Поэт и бард Ю. Ким писал недавно о связи со своим последним, прошедшим с большим успехом спектаклем "Московские кухни", что брежневское время остается в памяти московских интеллигентов как годы, проведенные на кухне, за беседами "в своем кругу" на тему о том, как переделать мир. Разве не были своего рода "кухнями", пусть другого уровня, университет в Тарту, кафедра профессора В. Ядова в Ленинградском университете, Институт экономики Сибирского отделения Академии наук и другие места, официальные и неофициальные, где анекдоты об убожестве жизни и о заикании генсека перемежали споры, в которых предвосхищалось будущее?
1.3 Направления диссидентского движения
В диссидентском движении можно выделить три основных направления:
первое - гражданские движения ("политики"). Самым масштабным среди них было правозащитное движение. Его сторонники заявляли: "Защита прав человека, его основных гражданских и политических свобод, защита открытая, легальными средствами, в рамках действующих законов - составляла главный пафос правозащитного движения… Отталкивание от политической деятельности, подозрительное отношение к идеологически окрашенным проектам социального переустройства, неприятие любых форм организации - вот тот комплекс идей, который можно назвать правозащитной позицией";
второе - религиозные течения (верные и свободные адвентисты седьмого дня, евангельские христиане - баптисты, православные, пятидесятники и другие);
третье - национальные движения (украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, армян, грузин, крымских татар, евреев, немцев и других).
1.4 Этапы диссидентского движения
Сами участники движения были первыми, кто предложил периодизацию движения, в котором они видели четыре основных этапа.
Первый этап (1965 - 1972 г.г.) можно назвать периодом становления.
Эти годы ознаменовались: «кампанией писем» в защиту прав человека в СССР; созданием первых кружков и групп правозащитной направленности;
организацией первых фондов материальной помощи политзаключенным;
активизацией позиций советской интеллигенции не только в отношении событий в нашей стране, но и в других государствах (например, в Чехословакии в 1968 году, Польше в 1971 году и т.д.); общественным протестом против ресталинизации общества; апеллированием не только к властям СССР, но и к мировой общественности (включая и международное коммунистическое движение); созданием первых программных документов либерально-западнического (работа А.Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе") и почвеннического ("Нобелевская лекция" А.И. Солженицына) направления;
началом выхода в свет
"Хроники текущих событий";
Информация о работе Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2011 гг. и Россия