Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 07:58, курсовая работа
Мировой финансовый кризис 2008 г. Вызвал всплеск регулятивных новаций, значительная часть которых находит свое отражение в новых документах Базельского комитета по банковскому надзору. Еще до конца не внедренный Базель II был дополнен положениями, сформировавшими Базель III, который во многом развивает положения предыдущего документа.
Как показывает практика, многие предложения, сформулированные в период кризиса, на поверку оказываются не до конца продуманными, а нередко и чреваты негативными побочными эффектами.
сделали поправку на Румынию! То есть если взглянуть глубже, за рамки прекрасной презентации, выходит, что цифры-то все опять сугубо экспертные! А чем тогда это отличается от того здравого смысла, которым и так руководствуются нормальные банки?!
Два других «столпа» нового Базельского соглашения – усовершенствованный формат надзора и развитие рыночной дисциплины – также не помогли. По обе стороны Атлантики регуляторы допустили серьезные просчеты в надзоре за банками. Третий же «столп» – рыночная дисциплина, как оказалось, не работает в отношении рынков новых финансовых инструментов. Секьюритизация – это классический пример такого рынка. На слушаниях в Конгрессе США, посвященных анализу причин кризиса 2008 г., многие руководители банков (в том числе и уже бывшие) признали, что на самом деле не осознавали реального уровня рисков операций, связанных с этими инструментами.
При этом в развивающихся странах рыночная дисциплина не работает по принципиально иной причине – ввиду отсутствия того самого «рынка», который мог бы адекватно судить о рисках. Банки зачастую оказываются наиболее компетентными участниками рынка, а низкое качество информации затрудняет даже взаимный анализ рисков банками, не говоря уже об эффективном контроле со стороны корпоративных клиентов и иных контрагентов банков.
Базель III: новые изменения России не страшны
Из-за очевидных промахов надзора и регулирования банков накануне кризиса 2008 г. Базельский комитет предложил новую версию соглашения, получившую название Базель III.
В новом соглашении введены многие изменения:
1) повышены требования к качеству капитала, т. е. увеличена доля уставного капитала и нераспределенной прибыли в капитале первого уровня (Т1) и увеличена доля самого Т1 в совокупном капитале;
2) повышены требования к достаточности капитала:
– по акционерному капиталу – с 2 до 4,5%;
– по капиталу первого уровня (T1) – с 4 до 6%;
– по совокупному капиталу (T1+Т2) требование оставлено на уровне 8%, но дополнительно введен буфер консервации капитала в размере 2,5% (что увеличивает требования к совокупному капиталу с 8 до 10,5%, по Т1 – с 4 до 8,5%, а по акционерному капиталу – с 2 до 7%);
– введен контрциклический буфер в размере от 0 до 2,5% (т. е. требования к совокупному капиталу растут уже до 13%);
– для крупнейших банков вводятся дополнительные требования к капиталу в размере от 1 до 2,5% (т. е. целевое значение достаточности капитала может вырасти для них до 15,5%);
3) существенно расширилось
покрытие рисков в формуле
достаточности капитала
Всего требования к акционерному капиталу с учетом роста коэффициентов и расширения покрытия рисков, по оценке самого Базельского комитета, выросли в 7(!) раз2;
4) возврат к коэффициенту левериджа (отношение капитала к рискованным активам, т. е. без взвешивания);
5) возврат к коэффициентам ликвидности:
– liquidity coverage ratio = ликвидные активы / отток средств за 30 дней в кризис > 100%. То есть объема ликвидных активов должно хватить на отток средств в течение 30 дней;
– net stable funding ratio = стабильные пассивы / активы, нуждающиеся в стабильных пассивах > 100%. Фактически все долгосрочные активы должны быть обеспечены достаточным объемом стабильных пассивов;
6) Pillar 2: усиление надзора:
– в частности, усиление надзора за расчетом капитала, риск-менеджментом, корпоративным управлением, принятием рисков, агрегированием рисков, внедрение стресс-тестов;
7) Pillar 3: усиление рыночной дисциплины:
– введение повышенной прозрачности по сложным финансовым операциям.
Несмотря на большое число изменений, в отличие от Базеля II, новации Базеля III российским банкам в целом совершенно не страшны. Мировые требования по достаточности капитала (исключая контрциклический буфер и требования к системно значимым банкам) всего лишь приблизились к требованиям Банка России, а коэффициент левериджа в России не страшен ввиду отсутствия больших забалансовых позиций. Также и основные усложнения формул в расчете рискованных активов для России не особо актуальны.
Коэффициенты ликвидности также не будут стрессом для российских банков (если, конечно, не счесть все вклады физических лиц обязательствами до востребования, в таком случае ни один из коэффициентов ликвидности типичному банку будет не выполнить).
Более чувствительны изменения в рамках Pillar 2 (регулирование) и Pillar 3 (раскрытие), но и тут по большому счету особых проблем не стоит ожидать.
Проблемы надзора и Базель III
Введение новых требований по капиталу в США и странах Западной Европы неизбежно вызовет серьезный дефицит капитала и снижение левериджа банков. Скорее всего, банкам окажется проще снизить темпы прироста кредитования, чем привлечь новый капитал. Наиболее вероятно, что уже имеющиеся активы будут уходить за баланс (особенно в рамках финансовых конгломератов).
Рост требований к акционерному капиталу неизбежно приведет к снижению его рентабельности, что означает одновременное снижение привлекательности инвестиций в банковский капитал и рост потребностей в капитале.
Если оценка Базельского комитета верна, то ожидается рост требований к акционерному капиталу в 7 раз, значит, ROE на уровне 25% может превратиться менее чем в 3,5%!
Дополнительно критики указывают, что внедрение этих мер происходит посреди кризиса, т. е. носит выраженный проциклический характер и может привести к углублению спада в экономике. Ликвидность банков вырастет, но в условиях кризиса суверенных долгов не всегда очевидно качество ликвидных активов, зато ясно неизбежное снижение рентабельности. Кроме того, судя по объемам заимствований некоторых банков у ЕЦБ и ФРС, все дело не в недостатке ликвидности. Такой большой объем заимствований свидетельствует о том, что таким образом банки пытаются «отбить» убытки и дополнительно заработать капитал, а не поддержать ликвидность как таковую.
В целом все меры Базельского комитета ориентированы на регулирование депозитных банков и создают для них дополнительные проблемы. Это довольно парадоксально, если вспомнить, что в период кризиса 2008 г. главные проблемы были как раз у инвестиционных банков (брокеров), не имевших собственных депозитных банков.
Собственно, именно за счет объединения крупнейших инвестиционных банков с крупными депозитными банками и были решены многие проблемы. Тем не менее меры, призванные предотвратить новый кризис, направлены именно против депозитных банков…
Не меньшие проблемы ожидаются при попытке реально использовать самые главные новации Базеля III в части управления капиталом. Наиболее политически сложная проблема – контрциклический буфер. Кто будет решать, что посткризисное восстановление закончилось и начался предкризисный период? Например, смогли бы мы в России в 2006 г. ввести повышенные требования к капиталу, когда «восстановление едва началось»? А ведь в 2007 г. вводить эти ограничения было бы уже поздно…
Не менее спорны и требования к системно значимым банкам. Пока это определение касается только крупнейших международных банков, а не просто крупнейших банков в каждой стране, хотя во многих странах раздаются призывы ограничивать и национальных лидеров – банки, которые уже «too big to fail». Действительно, нужно ли лимитировать операции крупнейшего банка в стране с ограниченным предложением кредитов? Например, банка такой страны, как Россия (с отношением кредитов к ВВП на уровне 40%), и едва входящего в топ-50 банков мира?
Но главная проблема
надзора – и в России, и во
всем мире – это то, что регулятор
стремится тщательно
Реальные приоритеты для России
В российских условиях, на наш взгляд, все новации Базеля бесполезны без решения главной задачи – банк должен быть важен для акционеров, а не использоваться для развития собственного нефинансового бизнеса (примерно так же, как важнейшей предпосылкой Базеля I являлось создание адекватного размера резервов на возможные потери по ссудам).
На данном этапе важнее всего решить три базовые задачи:
●● резко снизить долю связанного кредитования в кредитном портфеле банков;
●● обеспечить реальное снижение концентрации рисков на один проект. По сути даже уровень концентрации в 25% капитала – высокий, не говоря уже о случаях сокрытия реального масштаба риска при использовании подставных компаний;
●● и наконец, важно снижение уровня отраслевой концентрации, особенно в наиболее рискованных сферах: в строительстве, на рынке недвижимости, в финансовых операциях.
Представляется, что решение всего трех этих задач обеспечит 80% потенциального эффекта банковской реформы. На первом месте в этом контексте – способность регулятора выявлять реальное направление использования средств. Во многих случаях без мотивированного суждения добиться реального прогресса будет невозможно.
Следующий приоритет – увеличение доли взыскиваемых средств в рамках банкротства заемщика. Здесь проблема не в законе, а в его применении, ведь банкротство – главная сфера злоупотреблений в рамках закона, и Банк России сам имел возможность это прочувствовать при реализации акций, полученных в залог по кредиту Международному промышленному банку3. Эти приоритеты в той или иной форме значатся в планах Банка России по развитию надзора и регулирования банков, однако не все заявленные приоритеты на поверку бесспорны.
Например, развитие института представителей Банка России в банках – идея хорошая, но есть и альтернатива – постоянная и непредсказуемая смена кураторов (заодно бы еще и аудиторов…). Преимущества ротации состоят не только в снижении рисков коррупции и «замыливания» глаза надзора, но и в расширении кругозора инспекторов Банка России за счет анализа многих банков с разными подходами к управлению рисками и используемыми схемами. Централизация инспекционной деятельности также может способствовать ротационному подходу, так как в большинстве регионов просто нет простора для ротации, зато высоки стимулы стремления сохранить последних «поднадзорных».
Второй небесспорный вопрос – это приватизация банков с государственным участием. Приватизироваться будут крупнейшие банки со статусом «too big to fail», причем методом продажи на рынке, т. е. у банка будет много миноритарных акционеров и он де-факто будет контролироваться менеджментом. На наш взгляд, потенциально это даже опаснее, чем крупный частный банк, контролируемый отдельным физическим лицом. Страны запада дают немало примеров, как в ситуации даже сравнительно развитых норм корпоративного управления менеджеры реально управляли банками исключительно в своих целях и в недостаточной степени контролировали риски. Без создания работающих систем контроля за менеджментом (совет директоров, внутренний контроль, аудит и полное раскрытие информации) приватизация контрольного пакета акций банков с государственным участием будет явно преждевременной, хотя верность самого курса на их приватизацию сомнению не подлежит.
В целом же представляется, что попытка угнаться за мировыми трендами в российских условиях пока будет преждевременной – надо посмотреть, сработают ли новации в Базельских соглашениях ожидаемым образом в развитых странах. Пока России следует в первую очередь решить самые приоритетные задачи. Попытка же внедрения в России Базеля II и III более всего напоминает попытку сделать евроремонт в избе.
1. Подробнее об этом см.: Матовников М. Ю. Новая система регулирования достаточности капитала Базельского комитета: «за» и «против» // Деньги и кредит. 2001. № 2. C. 30–36.
2. Речь Штефана Уолтера,
3. Подробнее см.: Банковское дело. 2012. № 2. С. 36–41.
Подробнее: http://bankir.ru/publikacii/s/