Мировой опыт прямых зарубежных инвестиций в 90-х годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Подавляющее большинство стран мира сделало выбор в пользу использования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в качестве инструмента активизации инвестиционной деятельности, расширяющего базу устойчивого экономического роста.

Содержание работы

Льготы на импорт продукции в РФ в в 20___- 20__ гг…………..3
Мировой опыт прямых зарубежных инвестиций в 90-х годах…..12
Список используемой литературы…………………………………19

Файлы: 1 файл

ОПЫТ МИРОВЫХ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.docx

— 77.59 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации  Федеральное агентство по образованию  Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  Образования «Алтайский государственный  технический университет им. И.И. Ползунова»

 

 

Факультет заочный

Кафедра экономика и производственный менеджмент

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

Студент группы 9 ПО-81 Рыжикова В. А.

 

Руководитель доцент В. Н. Пархаев

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2011

Содержание:

  1. Льготы на импорт  продукции в  РФ в в 20___- 20__ гг…………..3
  2. Мировой опыт прямых зарубежных инвестиций в 90-х годах…..12
  3. Список используемой литературы…………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Льготы на импорт в РФ в 2009 – 2011гг.

Как известно, при ввозе  товаров на таможенную территорию РФ с момента пересечения таможенной границы возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (пп. 1 п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ)). В то же время, как указано в п. 2 ст. 319 ТК РФ, в некоторых случаях таможенные пошлины, налоги платить не надо. Так, не надо производить указанные платежи, если в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов (в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми оно предоставлено) либо товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами в соответствии с законодательством РФ или Таможенным кодексом. Сразу же отметим, что льготы в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и от уплаты НДС предусмотрены различными нормативными правовыми актами.

Освобождение от уплаты таможенной пошлины возможно в случае представления  тарифной льготы.Тарифной льготой (тарифной преференцией) признается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара (ст. 34 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").

Отношения, связанные с  государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ, регулируются Законом об иностранных инвестициях в РФ. В ст. 16 этого Закона указано: льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах. Как отметили судьи ФАС СЗО в Постановлении от 09.12.2009 N А13-2278/2009, Закон об иностранных инвестициях в РФ устанавливает дополнительные к положениям других законодательных актов гарантии иностранным инвесторам и не содержит норм, прямо регулирующих вопросы уплаты таможенных платежей и предоставления тарифных преференций. Соответствующие разъяснения содержатся и в Письмах ФТС России от 24.10.2005 N 15-14/36961, от 21.10.2005 N 01-06/36775. Обозначенная норма не является нормой прямого действия, то есть льгота по уплате таможенных пошлин, налогов предоставляется не на основании Закона об иностранных инвестициях в РФ - в его ст. 16 содержатся отсылочные нормы к таможенному законодательству РФ и законодательству РФ о налогах и сборах.

Статьей 37 Закона о таможенном тарифе установлено, что таможенная льгота может быть предоставлена  в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий. Согласно п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях в РФ российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. Определение порядка предоставления льгот, предусмотренных Законом о таможенном тарифе, - вотчина Правительства РФ. Нас интересует Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 883, которым установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при соблюдении следующих условий:

- товары не являются  подакцизными. Список подакцизных  товаров приведен в ст. 181 НК  РФ, в нем среди прочего числятся  автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

- товары относятся к  основным производственным фондам  в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Согласно данному Классификатору основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных (основных средств) и нематериальных (нематериальных активов) основных фондов;

- товары ввозятся в  сроки, установленные учредительными  документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Несмотря на название Постановления  Правительства РФ N 883 - "О льготах  по уплате ввозной таможенной пошлины  и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", этим документом установлены условия применения льготы по уплате только таможенных пошлин. В части освобождения от обложения НДС данное Постановление не применяется.

Как отметили судьи ФАС  СЗО в Постановлениях от 25.03.2010 N А56-6670/2009, от 09.07.2007 N А56-44014/2006, каких-либо иных условий  получения льгот, кроме прямо указанных в п. 1 Постановления Правительства РФ N 833, нормативно не установлено. На это обратили внимание и судьи ФАС СКО (Постановление от 22.03.2010 N А32-10973/2009-57/68).

 

 

Товары (за исключением подакцизных  товаров), ввозимые 
в качестве безвозмездной помощи (содействия)          
Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом      
Правительством РФ в соответствии с Федеральным        
законом "О безвозмездной помощи (содействии)          
ЛЬГОТЫ ПО НДС

При осуществлении некоторых  операций, являющихся объектом налогообложения  по НДС, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории льготных операций и освобождены от обложения НДС. Их перечень является закрытым и установлен ст. 149 НК РФ.

КОГДА ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ  ЛЬГОТЫ ПО НДС

Перечень льготных операций и особые условия, на которых льготы по этим операциям предоставляются, предусмотрены п. п. 1 - 3 ст. 149 НК РФ.

Помимо этого положения  ст. 149 НК РФ устанавливает также общие условия льготирования всех без исключения операций. При этом из данной нормы следует, что налогоплательщики не обязаны уведомлять налоговые органы о применении той или иной льготы или испрашивать подтверждение на право воспользоваться льготами. К примеру, если вы знаете, что льгота распространяется на конкретную операцию, то вы можете смело не платить с нее НДС.

Ниже приведем другие общие  правила, которые действуют при применении льгот по НДС.

ЛИЦЕНЗИЯ

Если вы осуществляете  льготируемый вид деятельности, который по действующему законодательству подлежит лицензированию, то, чтобы применять льготу, вам необходимо получить соответствующую лицензию.

В случае, когда лицензия отсутствует (не получена), вы обязаны  исчислять и уплачивать налог  в общеустановленном порядке (п. 6 ст. 149 НК РФ).

На практике иногда возникает  вопрос: можно ли применять льготу, предусмотренную ст. 149 НК РФ, если лицензия отсутствует по той причине, что льготируемый вид деятельности не подлежит лицензированию?

На сегодня в данном вопросе есть неопределенность. Так, до недавнего времени налоговики трактовали п. 6 ст. 149 НК РФ следующим образом: если налогоплательщик осуществляет вид деятельности, на который по закону не требуется лицензия, то и льгота ему не положена.

Однако суды при решении  подобных споров встают на сторону  налогоплательщика. В частности, они указывают, что ограничение в виде наличия лицензии, установленное п. 6 ст. 149 НК РФ, распространяется только на виды деятельности, подлежащие лицензированию. Если же деятельность не подлежит лицензированию, налогоплательщик не теряет права на пользование льготой по НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2008 N А42-190/2008, от 19.02.2007 N А05-5742/2006-20, ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 N А12-10838/08, от 24.01.2007 N А72-4815/2006, от 17.01.2007 N А55-33966/05, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09).

Не так давно с позицией судебных органов в отношении деятельности по тушению лесных пожаров согласилась и ФНС России (Письмо от 05.11.2008 N 3-1-07/588). Налоговое ведомство указало, что деятельность по тушению лесных пожаров, к которой организации и индивидуальные предприниматели могут привлекаться органами власти субъектов РФ, не подлежит лицензированию. Поэтому такие лица могут использовать льготу, установленную пп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ, и при отсутствии лицензии.

Надеемся, что вскоре практика применения налоговыми органами п. 6 ст. 149 НК РФ будет скорректирована с учетом приведенного разъяснения ФНС России.

Порядок получения лицензий на большинство лицензируемых видов деятельности регулирует Закон N 128-ФЗ. Перечислены они в ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

В то же время действие данного  Закона на вас не распространяется, если вы (п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ):

- являетесь кредитной  организацией;

- осуществляете деятельность, связанную с защитой государственной  тайны;

- работаете в области  производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- осуществляете деятельность  в области связи;

- осуществляете биржевую  деятельность;

- осуществляете деятельность  в области таможенного дела;

- осуществляете нотариальную  деятельность;

- заняты страховой деятельностью;

- профессиональный участник  рынка ценных бумаг;

- осуществляете внешнеэкономические  операции;

- осуществляете деятельность, связанную с приобретением оружия и патронов к нему;

- используете результаты  интеллектуальной деятельности на основании федерального закона или договора;

- используете орбитально-частотные  ресурсы и радиочастоты для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);

- используете природные  ресурсы, в том числе недра,  лесной фонд, объекты растительного  и животного мира;

- осуществляете деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;

- осуществляете образовательную  деятельность;

- являетесь инвестиционным  фондом;

- осуществляете деятельность  по управлению инвестиционными фондами, в том числе паевыми, а также негосударственными пенсионными фондами;

- являетесь специализированными  депозитариями инвестиционных фондов, в том числе паевых, а также негосударственных пенсионных фондов;

- являетесь негосударственным  пенсионным фондом.

 

Обратите  внимание!

Следующие далее  пункты применяются с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности", п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ);

 

- осуществляете частную  охранную деятельность;

- осуществляете детективную  (сыскную) деятельность.

Данные виды деятельности подлежат лицензированию на основании  иных нормативных актов.

 

Например, образовательная  деятельность подлежит лицензированию на основании п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", а порядок и условия лицензирования образовательной деятельности установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.

 

Ниже приведем перечень льготируемых видов деятельности, а также требования действующего законодательства об их лицензировании.

 

Операции, которые не облагаются НДС        

Нужна ли лицензия  
(да - "+",     
нет - "-")   

1. Предоставление арендодателем  в аренду на           
территории РФ помещений иностранным гражданам или     
организациям, аккредитованным в РФ (п. 1 ст. 149      
НК РФ)                                              

-        

2. Реализация (а также  передача, выполнение, оказание 
для собственных нужд) на территории РФ:             

 

Медицинских товаров отечественного и зарубежного      
производства по перечню, утверждаемому                
Правительством РФ:                                  

 

- важнейшей и жизненно  необходимой медицинской        
техники по Перечню, утвержденному Постановлением      
Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 (см., например,   
Письмо УФНС России по г. Москве от 13.07.2009         
N 16-15/071501);                                    

-        

- протезно-ортопедических  изделий, сырья и материалов 
для их изготовления и полуфабрикатов к ним по         
Перечню, утвержденному Постановлением                 
Правительства РФ от 21.12.2000 N 998;               

-        

- технических средств,  включая автомототранспорт,     
материалы, которые могут быть использованы            
исключительно для профилактики инвалидности или       
реабилитации инвалидов по Перечню, утвержденному      
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998;

-        

- очков (за исключением  солнцезащитных), линз и оправ 
для очков (за исключением солнцезащитных) по Перечню, 
утвержденному Постановлением Правительства РФ         
от 28.03.2001 N 240 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ)      

-        

Медицинских услуг, оказываемых  медицинскими           
организациями и (или) учреждениями, врачами,          
занимающимися частной медицинской практикой <1>:    

 

- услуг, определенных  перечнем услуг, предоставляемых 
по обязательному медицинскому страхованию;          

+        

- услуг, оказываемых населению,  по диагностике,       
профилактике и лечению независимо от формы и          
источника их оплаты по Перечню, утвержденному         
Постановлением Правительством РФ от 20.02.2001 N 132  
(см. дополнительно Письмо Минфина России от           
24.02.2009 N 03-07-11/43);                          

+        

- услуг по сбору у  населения крови, оказываемых  по    
договорам со стационарными лечебными учреждениями и   
поликлиническими отделениями;                       

+        

- услуг скорой медицинской  помощи, оказываемых        
населению;                                          

+        

- услуг по дежурству  медицинского персонала у постели 
больного;                                           

+        

- услуг патологоанатомических;                      

+        

- услуг, оказываемых беременным  женщинам,             
новорожденным, инвалидам и наркологическим больным    
(пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ)                          

+        

Услуг по уходу за больными, инвалидами и              
престарелыми, предоставляемых государственными и      
муниципальными учреждениями социальной защиты лицам,  
необходимость ухода за которыми подтверждена          
соответствующими заключениями органов здравоохранения 
и органов социальной защиты населения (пп. 3 п. 2     
ст. 149 НК РФ)                                      

-        

Услуг по содержанию детей  в дошкольных учреждениях,   
проведению занятий с несовершеннолетними детьми в     
кружках, секциях (включая спортивные) и студиях       
(пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ) <2>                      

+          
(кроме              
образовательной     
деятельности в виде 
разовых лекций,     
стажировок,         
семинаров и других  
видов обучения, не  
сопровождающейся    
итоговой            
аттестацией и       
выдачей документов  
об образовании      
и (или)             
квалификации, и     
индивидуальной      
педагогической      
деятельности) <3> 

Продуктов питания, непосредственно  произведенных      
студенческими и школьными столовыми, столовыми других 
учебных заведений, столовыми медицинских организаций, 
детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в     
указанных учреждениях, а также продуктов питания,     
непосредственно произведенных организациями           
общественного питания и реализуемых ими указанным     
столовым или указанным учреждениям (пп. 5 п. 2        
ст. 149 НК РФ).                                       
По мнению Минфина России, индивидуальные              
предприниматели не вправе пользоваться данной льготой 
(Письмо от 14.09.2009 N 03-07-14/95). Однако суды,    
как правило, придерживаются противоположной позиции   
(см., например, Определение ВАС РФ от 07.02.2007      
N 649/07, Постановление ФАС Центрального округа от    
20.05.2008 N А68-668/07-22/14).                       
 
Примечание                                            
Подробнее о практике арбитражных судов по данному     
вопросу вы можете узнать в Энциклопедии спорных       
ситуаций по НДС                                     

-        

Услуг по сохранению, комплектованию и использованию   
архивов, оказываемых архивными учреждениями и         
организациями (пп. 6 п. 2 ст. 149 НК РФ) (Письмо      
УФНС России по г. Москве от 03.07.2009                
N 16-15/068560)                                     

-        

Услуг по перевозке пассажиров:                      

 

- городским пассажирским  транспортом общего           
пользования (за исключением такси, в том числе        
маршрутного) (см. дополнительно Письма Минфина России 
от 17.11.2009 N 03-07-07/75, от 05.06.2009            
N 03-07-11/152) <4>;                                

+        

- морским, речным, железнодорожным  или автомобильным  
транспортом (за исключением такси, в том числе        
маршрутного) в пригородном сообщении при условии      
осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам  
с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных  
в установленном порядке (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ)    
<5>                                                 

+        

Ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению       
надгробных памятников и оформлению могил, а также     
реализация похоронных принадлежностей (по Перечню,    
утвержденному Постановлением Правительства РФ от      
31.07.2001 N 567) (пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ)        

-        

Почтовых марок (за исключением  коллекционных марок),  
маркированных открыток и маркированных конвертов,     
лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению     
уполномоченного органа (пп. 9 п. 2 ст. 149 НК РФ)   

-        

Услуг по предоставлению в  пользование жилых помещений 
в жилищном фонде всех форм собственности (пп. 10 п. 2 
ст. 149 НК РФ)                                      

-        

Монет из драгоценных металлов (за исключением         
коллекционных монет), являющихся валютой РФ или       
валютой иностранных государств (пп. 11 п. 2 ст. 149   
НК РФ)                                              

-        

Долей в уставном (складочном) капитале организаций,   
паев в паевых фондах кооперативов и паевых            
инвестиционных фондах, ценных бумаг и финансовых      
инструментов срочных сделок, за исключением базисного 
актива этих сделок, который облагается НДС <6>        
(пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ) (см., например, Письмо    
Минфина России от 14.09.2009 N 03-07-07/67)         

-        

Услуг, оказываемых без  взимания дополнительной платы, 
по ремонту и техническому обслуживанию товаров и      
бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в  
период гарантийного срока их эксплуатации, включая    
стоимость запасных частей для них и деталей к ним     
(пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ). Порядок применения       
данной льготы налоговики разъяснили в Письмах         
УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 16-15/61634, 
от 17.03.2009 N 16-15/23330, от 17.03.2009            
N 16-15/023683                                      

-        

Услуг в сфере образования  по проведению               
некоммерческими образовательными организациями        
учебно-производственного (по направлениям основного и 
дополнительного образования, указанным в лицензии)    
или воспитательного процесса, за исключением          
консультационных услуг, а также услуг по сдаче        
в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) <7>  

+        

Ремонтно-реставрационных, консервационных и           
восстановительных работ, выполняемых при реставрации  
памятников истории и культуры, охраняемых             
государством, культовых зданий и сооружений,          
находящихся в пользовании религиозных организаций     
(за исключением археологических и земляных работ в    
зоне расположения памятников истории и культуры или   
культовых зданий и сооружений; строительных работ по  
воссозданию полностью утраченных памятников истории и 
культуры или культовых зданий и сооружений; работ по  
производству реставрационных, консервационных         
конструкций и материалов; деятельности по контролю за 
качеством проводимых работ) (пп. 15 п. 2 ст. 149      
НК РФ) <8>. По вопросу применения данной льготы см.   
также Письмо УФНС России по г. Москве от 03.02.2009   
N 16-15/008664                                      

+        

Работ, выполняемых в период реализации целевых        
социально-экономических программ (проектов) жилищного 
строительства для военнослужащих в рамках реализации  
указанных программ (проектов), в том числе:           
- работ по строительству объектов социально-          
культурного или бытового назначения и сопутствующей   
инфраструктуры;                                       
- работ по созданию, строительству и содержанию       
центров профессиональной переподготовки               
военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и    
членов их семей (пп. 16 п. 2 ст. 149 НК РФ).          
Данные операции не подлежат обложению НДС при условии 
соблюдения требований, установленных абз. 4 пп. 16    
п. 2 ст. 149 НК РФ                                  

С 1 января 2010 г.  
не нужна лицензия   
на строительство    
зданий и сооружений 
<9>               

Услуг, оказываемых уполномоченными  на то органами, за 
которые взимается государственная пошлина, все виды   
лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и    
сборов, таможенных сборов за хранение, а также        
пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, 
органами местного самоуправления, иными               
уполномоченными органами и должностными лицами при    
предоставлении организациям и физическим лицам        
определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за   
право пользования природными ресурсами) (пп. 17 п. 2  
ст. 149 НК РФ)                                      

-        

Товаров, помещенных под  таможенный режим магазина     
беспошлинной торговли (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ)   

-        

Товаров (работ, услуг), за исключением  подакцизных    
товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в       
рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ  
в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной 
помощи (содействии) Российской Федерации и внесении   
изменений и дополнений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации о налогах и об установлении 
льгот по платежам в государственные внебюджетные      
фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи   
(содействия) Российской Федерации" (пп. 19 п. 2       
ст. 149 НК РФ).                                       
Данные товары (работы, услуги) не подлежат            
налогообложению (освобождаются от налогообложения)    
при представлении в налоговые органы документов,      
перечисленных в пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ.            
 
Обратите внимание!                                    
С 1 января 2010 г. из перечня таких документов        
исключены выписки банка и копии приходных кассовых    
ордеров, которые ранее было необходимо представлять   
для подтверждения права на освобождение от НДС (п. 1  
ст. 2, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2009   
N 318-ФЗ).                                            
 
Согласно разъяснениям контролирующих органов, если на 
момент определения налоговой базы по НДС отсутствуют  
указанные документы, то освобождение от               
налогообложения НДС не предоставляется и деятельность 
по оказанию безвозмездной технической помощи          
облагается НДС. При этом сумма налога подлежит уплате 
в бюджет за счет собственных средств                  
налогоплательщика. И даже в случае последующего       
представления всех документов уплаченный НДС к вычету 
не принимается (Письмо ФНС России от 09.08.2006       
N 03-4-03/1508@).                                     
В то же время следует отметить, что суды признают     
за налогоплательщиком право на применение льготы и    
в том случае, если на момент определения налоговой    
базы полный комплект документов не собран             
(Определение ВАС РФ от 01.07.2008 N 8400/08,          
Постановления ФАС Северо-Западного округа от          
25.08.2008 N А42-190/2008, от 18.08.2008              
N А42-3909/2007)                                    

-        

Услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых       
учреждениями культуры и искусства (театрами,          
кинотеатрами, концертными организациями и             
коллективами, театральными и концертными кассами,     
цирками, библиотеками, музеями, выставками, домами и  
дворцами культуры, клубами, домами (в частности,      
кино, литератора, композитора), планетариями,         
парками культуры и отдыха, лекториями и народными     
университетами, экскурсионными бюро (за исключением   
туристических экскурсионных бюро), заповедниками,     
ботаническими садами и зоопарками, национальными      
парками, природными парками и ландшафтными парками):

 

- услуг по предоставлению  напрокат аудио-,            
видеоносителей из фондов указанных учреждений,        
звукотехнического оборудования, музыкальных           
инструментов, сценических постановочных средств,      
костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории,   
постижерских принадлежностей, культинвентаря,         
животных, экспонатов и книг; услуг по изготовлению    
копий в учебных целях и учебных пособий,              
фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию,  
микрокопированию с печатной продукции, музейных       
экспонатов и документов из фондов указанных           
учреждений; услуг по звукозаписи театрально-          
зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-      
развлекательных мероприятий, по изготовлению копий    
звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуг   
по доставке читателям и приему у читателей печатной   
продукции из фондов библиотек; услуг по составлению   
списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и 
других предметов и коллекций, составляющих фонд       
указанных учреждений; услуг по предоставлению в       
аренду сценических и концертных площадок другим       
бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также   
следующих услуг по распространению билетов;         

-          
(кроме изготовления 
экземпляров         
аудиовизуальных     
произведений и      
фонограмм на любых  
видах носителей (за 
исключением         
случаев, когда      
указанная           
деятельность        
самостоятельно      
осуществляется      
лицами, обладающими 
правами на          
использование       
указанных объектов  
авторских и смежных 
прав в силу         
федерального закона 
или договора) <10>

- реализация входных билетов  и абонементов на         
посещение театрально-зрелищных, культурно-            
просветительных и зрелищно-развлекательных            
мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках        
культуры и отдыха, экскурсионных билетов и            
экскурсионных путевок, форма которых утверждена в     
установленном порядке как бланк строгой отчетности.   
По вопросу применения данной льготы см. также         
Письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.2009         
N 16-15/013714;                                     

-        

- реализация программ  на спектакли и концерты,        
каталогов и буклетов (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ)    

-        

Работ (услуг) по производству кинопродукции,          
выполняемых (оказываемых) организациями               
кинематографии, прав на использование (включая прокат 
и показ) кинопродукции, получившей удостоверение      
национального фильма (пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ)      
(Письма УФНС России по г. Москве от 23.01.2009        
N 19-11/4811, от 11.08.2008 N 19-11/75204)          

-        

Услуг, оказываемых непосредственно  в аэропортах       
Российской Федерации и воздушном пространстве         
Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, 
включая аэронавигационное обслуживание (пп. 22 п. 2   
ст. 149 НК РФ). По вопросу применения данной льготы   
см. Письма Минфина России от 05.06.2009               
N 03-07-08/122, от 24.03.2009 N 03-07-08/67,          
МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@             

-          
(кроме разработки,  
производства,       
ремонта авиационной 
техники и           
деятельности по     
обеспечению         
авиационной         
безопасности) <11>

Работ (услуг, включая услуги по ремонту) по           
обслуживанию морских судов и судов внутреннего        
плавания в период стоянки в портах (все виды портовых 
сборов, услуги судов портового флота), а также        
лоцманская проводка (пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ)       
(Письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-07-08/223,  
от 11.06.2009 N 03-07-08/127, от 08.06.2009           
N 03-07-08/125, от 04.06.2009 N 03-07-15/81,          
МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@)            

-        

Услуг аптечных организаций  по изготовлению            
лекарственных средств, а также по изготовлению или    
ремонту очковой оптики (за исключением                
солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и      
протезно-ортопедических изделий, перечисленных в      
пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, услуги по оказанию          
протезно-ортопедической помощи (пп. 24 п. 2 ст. 149   
НК РФ) <12>                                         

+        

Лома и отходов черных и цветных металлов (пп. 25 п. 2 
ст. 149 НК РФ)                                      

+          
<13>      

Исключительных прав на изобретения, полезные модели,  
промышленные образцы, программы для электронных       
вычислительных машин, базы данных, топологии          
интегральных схем, секреты производства (ноу-хау), а  
также прав на использование указанных результатов     
интеллектуальной деятельности на основании            
лицензионного договора (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ)    
<14>                                                

-        

3. Осуществление следующих  хозяйственных операций     
(п. 3 ст. 149 НК РФ):                               

 

Реализация (передача для  собственных нужд) предметов  
религиозного назначения и религиозной литературы (в   
соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением  
Правительства РФ от 31.03.2001 N 251 по представлению 
религиозных организаций (объединений)), производимых  
религиозными организациями (объединениями) и          
организациями, единственными учредителями             
(участниками) которых являются религиозные            
организации (объединения), и реализуемых данными или  
иными религиозными организациями (объединениями) и    
организациями, единственными учредителями             
(участниками) которых являются религиозные            
организации (объединения), в рамках религиозной       
деятельности, за исключением подакцизных товаров и    
минерального сырья, а также организация и проведение  
указанными организациями религиозных обрядов,         
церемоний, молитвенных собраний или других культовых  
действий (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ)                 

-        

Реализация (в том числе  передача, выполнение,         
оказание для собственных нужд) товаров (за            
исключением подакцизных, минерального сырья и         
полезных ископаемых, а также других товаров по        
Перечню, утвержденному Постановлением                 
Правительства РФ от 22.11.2000 N 884 по представлению 
общероссийских общественных организаций инвалидов),   
работ, услуг (за исключением брокерских и иных        
посреднических услуг), производимых и реализуемых     
(пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ):                           
- общественными организациями инвалидов (в том числе  
созданными как союзы общественных организаций         
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их        
законные представители составляют не менее 80%;       
- организациями, уставный капитал которых полностью  
состоит из вкладов указанных в абз. 2 пп. 2 п. 3      
ст. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов,     
если среднесписочная численность инвалидов среди их   
работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде 
оплаты труда - не менее 25% (см. дополнительно Письмо 
Минфина России от 14.01.2010 N 03-07-14/01);          
- учреждениями, единственными собственниками          
имущества которых являются указанные в абз. 2         
вышеуказанного подпункта общественные организации     
инвалидов, созданными для достижения образовательных, 
культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-    
спортивных, научных, информационных и иных социальных 
целей, а также для оказания правовой и иной помощи    
инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;            
- государственными унитарными предприятиями при       
противотуберкулезных, психиатрических,                
психоневрологических учреждениях, учреждениях         
социальной защиты или социальной реабилитации         
населения, лечебно-производственными (трудовыми)      
мастерскими при этих учреждениях, а также при         
исправительных учреждениях уголовно-исполнительной    
системы                                             

-        

Осуществление банками банковских операций (за         
исключением инкассации), в том числе:                 
- привлечение денежных средств организаций и          
физических лиц во вклады;                             
- размещение привлеченных денежных средств            
организаций и физических лиц от имени банков и за их  
счет;                                                 
- открытие и ведение банковских счетов организаций и  
физических лиц, в том числе банковских счетов,        
служащих для расчетов по банковским картам, а также   
операции, связанные с обслуживанием банковских карт;  
- осуществление расчетов по поручению организаций и  
физических лиц, в том числе банков-корреспондентов,   
по их банковским счетам;                              
- кассовое обслуживание организаций и физических лиц; 
- купля-продажа иностранной валюты в наличной и       
безналичной формах (в том числе оказание              
посреднических услуг по операциям купли-продажи       
иностранной валюты);                                  
- осуществление операций с драгоценными металлами и  
драгоценными камнями в соответствии с                 
законодательством РФ;                                 
- по исполнению банковских гарантий (выдача и         
аннулирование банковской гарантии, подтверждение и    
изменение условий указанной гарантии, платеж по такой 
гарантии, оформление и проверка документов по этой    
гарантии), а также осуществление банками следующих    
операций:                                             
- выдача поручительств за третьих лиц,                
предусматривающих исполнение обязательств в           
денежной форме;                                       
- оказание услуг, связанных с установкой и            
эксплуатацией системы "клиент-банк", включая          
предоставление программного обеспечения и обучение    
обслуживающего указанную систему персонала;           
- получение от заемщиков сумм в счет компенсации      
страховых премий (страховых взносов), уплаченных      
банком по договорам страхования на случай смерти или  
наступления инвалидности указанных заемщиков,         
в которых банк является страхователем и               
выгодоприобретателем (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ)       
(см. дополнительно Письмо Минфина России от           
24.11.2009 N 03-07-05/57) <15>                      

+        

Услуги, связанные с обслуживанием  банковских карт     
(пп. 3.1 п. 3 ст. 149 НК РФ) <16>                   

+        

Операции, осуществляемые организациями,               
обеспечивающими информационное и технологическое      
взаимодействие между участниками расчетов, включая    
оказание услуг по сбору, обработке и рассылке         
участникам расчетов информации по операциям с         
банковскими картами (пп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ) (см.   
дополнительно Письмо Минфина России от 14.09.2009     
N 03-07-14/94) <17>                                 

+        

Осуществление отдельных  банковских операций           
организациями, которые в соответствии с               
законодательством РФ вправе их совершать без лицензии 
Центрального банка РФ (пп. 5 п. 3 ст. 149 НК РФ)    

-        

Реализация изделий народных художественных промыслов  
признанного художественного достоинства (за           
исключением подакцизных товаров), образцы которых     
зарегистрированы в порядке, установленном             
Постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 N 35    
(пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ)                          

-        

Оказание услуг по страхованию, сострахованию и        
перестрахованию страховыми организациями, а также     
оказание услуг по негосударственному пенсионному      
обеспечению негосударственными пенсионными фондами    
(пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ) <18>                     

+        

Организация тотализаторов  и других основанных на      
риске игр (в том числе с использованием игровых       
автоматов) организациями или индивидуальными          
предпринимателями игорного бизнеса (пп. 8 п. 3        
ст. 149 НК РФ)                                      

Лицензия нужна      
только для          
организации и       
проведения азартных 
игр в букмекерских  
конторах и          
тотализаторах <19>

Проведение лотерей, проводимых по решению             
уполномоченного органа исполнительной власти, включая 
оказание услуг по реализации лотерейных билетов       
(пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ) (Письмо Минфина России   
от 25.09.2009 N 03-07-11/243)                       

-        

Реализация руды, концентратов и других промышленных   
продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и     
отходов драгоценных металлов для производства         
драгоценных металлов и аффинажа; реализация           
драгоценных металлов и драгоценных камней             
налогоплательщиками (за исключением указанных в пп. 6 
п. 1 ст. 164 НК РФ) Государственному фонду            
драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам  
драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов   
РФ, Центральному банку РФ и банкам; реализация        
драгоценных камней в сырье (за исключением            
необработанных алмазов) для обработки предприятиям    
независимо от форм собственности для последующей      
продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в   
сырье и ограненных специализированным                 
внешнеэкономическим организациям Государственному     
фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,   
фондам драгоценных металлов и драгоценных камней      
субъектов РФ, Центральному банку РФ и банкам;         
реализация драгоценных металлов из Государственного   
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,   
из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней   
субъектов РФ специализированным внешнеэкономическим   
организациям, Центральному банку РФ и банкам, а также 
реализация драгоценных металлов в слитках Центральным 
банком РФ и банками Центральному банку РФ и банкам,   
в том числе по договорам поручения, комиссии либо     
агентским договорам с Центральным банком РФ и         
банками, независимо от помещения этих слитков в       
хранилище Центрального банка РФ или хранилища банков, 
а также иным лицам при условии, что эти слитки        
остаются в одном из хранилищ (Государственном         
хранилище ценностей, хранилище Центрального банка РФ  
или хранилищах банков) (пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ)     
(см. дополнительно Письмо Минфина России от           
24.11.2009 N 03-07-05/57)                           

Лицензия нужна      
банкам, которые     
осуществляют        
операции с          
драгоценными        
металлами и         
драгоценными        
камнями <20>      

Реализация необработанных алмазов обрабатывающим      
предприятиям всех форм собственности (пп. 10 п. 3     
ст. 149 НК РФ)                                      

Лицензия нужна      
банкам, которые     
осуществляют        
операции с          
драгоценными        
металлами и         
драгоценными        
камнями <21>      

Внутрисистемная реализация (передача, выполнение,     
оказание для собственных нужд) организациями и        
учреждениями уголовно-исполнительной системы          
произведенных ими товаров (выполненных работ,         
оказанных услуг) (пп. 11 п. 3 ст. 149 НК РФ)        

-        

Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг)   
безвозмездно в рамках благотворительной деятельности  
в соответствии с Федеральным законом                  
"О благотворительной деятельности и благотворительных 
организациях", за исключением подакцизных товаров     
(пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). По вопросу представления 
документов, подтверждающих право на применение данной 
льготы, см. также Письмо УФНС России по г. Москве от  
05.03.2009 N 16-15/019593.1                         

-        

Реализация входных билетов, форма которых утверждена  
в установленном порядке как бланк строгой отчетности, 
организациями физической культуры и спорта на         
проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия;       
оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных  
сооружений для проведения указанных мероприятий       
(пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ)                         

-        

Оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими     
бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской      
Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим     
членам в связи с осуществлением ими профессиональной  
деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ)            

-        

Операции займа в денежной форме и ценными бумагами,   
включая проценты по ним, а также операции РЕПО,       
включая денежные суммы, которые подлежат уплате за    
предоставление ценных бумаг по таким операциям. При   
этом договор РЕПО должен отвечать требованиям,        
установленным ст. 51.3 Федерального закона от         
22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (пп. 15     
п. 3 ст. 149 НК РФ)                                 

-        

Выполнение научно-исследовательских  и опытно-         
конструкторских работ за счет средств бюджетов,       
а также средств Российского фонда фундаментальных     
исследований, Российского фонда технологического      
развития и образуемых для этих целей в соответствии   
с законодательством Российской Федерации внебюджетных 
фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение  
научно-исследовательских и опытно-конструкторских     
работ учреждениями образования и научными             
организациями на основе хозяйственных договоров       
(пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).                          
По вопросу представления документов, подтверждающих   
право на применение данной льготы, см. Письма         
Минфина России от 12.08.2009 N 03-07-11/203, от       
11.03.2009 N 03-07-07/16, УФНС России по г. Москве от 
16.02.2009 N 16-15/013746, от 23.12.2008              
N 19-11/119609, от 21.11.2008 N 19-11/108743        

-        

Выполнение организациями  научно-исследовательских,    
опытно-конструкторских и технологических работ,       
относящихся к созданию новых продукции и технологий   
или к усовершенствованию производимой продукции и     
технологий, если в состав этих работ включаются       
следующие виды деятельности (пп. 16.1 п. 3 ст. 149    
НК РФ, см. дополнительно Письмо УФНС России по        
г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746):              
- разработка конструкции инженерного объекта или      
технической системы;                                  
- разработка новых технологий, т.е. способов          
объединения физических, химических, технологических и 
других процессов с трудовыми процессами в целостную   
систему, производящую новую продукцию (товары,        
работы, услуги);                                      
- создание опытных, т.е. не имеющих сертификата       
соответствия, образцов машин, оборудования,           
материалов, обладающих характерными для нововведений  
принципиальными особенностями и не предназначенных    
для реализации третьим лицам, их испытание в течение  
времени, необходимого для получения данных,           
накопления опыта и отражения их в технической         
документации                                        

Лицензия нужна для  
осуществления       
отдельных видов     
научной и (или)     
научно-технической  
деятельности <22> 

Услуги санаторно-курортных, оздоровительных           
организаций и организаций отдыха, организаций отдыха  
и оздоровления детей, в том числе детских             
оздоровительных лагерей, расположенных на территории  
РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися 
бланками строгой отчетности (пп. 18 п. 3 ст. 149      
НК РФ) (см., например, Письмо Минфина России от       
04.02.2010 N 03-07-11/18) <23>                      

+        

Проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных   
пожаров (пп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ) <24>            

+        

Реализация продукции  собственного производства        
организаций, занимающихся производством               
сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов  
от реализации которой в общей сумме их доходов        
составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты    
труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также    
для общественного питания работников, привлекаемых на 
сельскохозяйственные работы (пп. 20 п. 3 ст. 149      
НК РФ)                                              

-        

Реализация жилых домов, жилых помещений, а также      
долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) (Письмо       
УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 N 19-11/60652)

-        

Передача доли в праве  на общее имущество в            
многоквартирном доме при реализации квартир (пп. 23   
п. 3 ст. 149 НК РФ)                                 

-        

Передача в рекламных  целях товаров (работ, услуг),    
расходы на приобретение (создание) единицы которых    
не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ)   

-        

Операции по уступке (переуступке, приобретению) прав  
(требований) кредитора по обязательствам, вытекающим  
из договоров по предоставлению займов в денежной      
форме и (или) кредитных договоров, а также по         
исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым  
кредитором по первоначальному договору, который лежит 
в основе договора уступки (пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ)

-        

Проведение работ (оказание услуг) резидентами         
портовой особой экономической зоны в портовой особой  
экономической зоне (пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ)      

Лицензия нужна для  
осуществления видов 
деятельности,       
подлежащих          
лицензированию в    
соответствии с      
законодательством   
<25>              

Безвозмездное оказание услуг  по предоставлению        
эфирного времени и (или) печатной площади в           
соответствии с законодательством Российской Федерации 
о выборах и референдумах (пп. 28 п. 3 ст. 149 НК РФ)

Лицензия нужна для  
оказания услуг      
связи для целей     
теле-, радиовещания 
(в том числе        
вещания             
дополнительной      
информации) <26>  

С 2010 г. - реализация коммунальных услуг             
управляющими организациями, товариществами            
собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными 
или иными обслуживающими кооперативами. При условии,  
что они приобрели коммунальные услуги у организаций   
коммунального комплекса, поставщиков электрической    
энергии и газоснабжающих организаций (пп. 29 п. 3     
ст. 149 НК РФ) (см. дополнительно Письмо              
Минфина России от 23.12.2009 N 03-07-15/169)        

-        

С 2010 г. - реализация управляющими организациями,    
товариществами собственников жилья, жилищно-          
строительными, жилищными или иными обслуживающими     
кооперативами работ (услуг) по содержанию и ремонту   
общего имущества в многоквартирном доме. При условии, 
что они осуществляют эти работы (услуги) не           
собственными силами, а приобретают их у организаций и 
индивидуальных предпринимателей, которые              
непосредственно их выполняют (пп. 30 п. 3 ст. 149     
НК РФ) (см. дополнительно Письмо Минфина России от    
23.12.2009 N 03-07-15/169)                          

-        

С 1 апреля 2010 г. - передача имущественных  прав в    
рамках исполнения обязательств по соглашениям с       
организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI       
Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в         
соответствии со ст. 3 Федерального закона             
от 01.12.2007 N 310-ФЗ тем общероссийским             
общественным объединением, которые:                   
1) осуществляют деятельность в соответствии с         
законодательством РФ об общественных объединениях,    
Олимпийской хартией Международного олимпийского       
комитета и на основе признания Международным          
олимпийским комитетом;                                
2) осуществляют свою деятельность в соответствии с    
законодательством Российской Федерации об             
общественных объединениях, Конституцией               
Международного паралимпийского комитета и на основе   
признания Международным паралимпийским комитетом      
(пп. 31 п. 3 ст. 149 НК РФ)                         

-        


--------------------------------

<1> Подпункт 96 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<2> Пункт 11 ст. 28, ст. 33 Закона N 3266-1, абз. 17 п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ.

<3> Пункт 2 Положения  о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277, п. 2 ст. 48 Закона N 3266-1.

<4> Подпункт 62 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<5> Подпункты 56, 58, 62, 63 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<6> В целях обложения  НДС под реализацией финансового инструмента срочной сделки следует понимать:

1) реализацию базисного  актива;

2) уплату сумм премий  по контракту, сумм вариационной маржи, иных периодических или разовых выплат сторон финансового инструмента срочной сделки, которые согласно условиям договора не являются оплатой базисного актива.

Для определения финансовых инструментов срочных сделок и их базисного актива необходимо применять  п. 1 ст. 301 НК РФ.

<7> Пункт 11 ст. 28, ст. ст. 26, 33 Закона N 3266-1, абз. 17 п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ.

<8> Подпункт 41 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<9> С 1 января 2010 г. деятельность  по проектированию, строительству, инженерным изысканиям для несезонных и невспомогательных зданий и сооружений не подлежит лицензированию (п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ).

<10> Подпункт 86 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<11> Подпункты 1 - 3, 98 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<12> Подпункты 47, 48, 50, 51 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<13> Подпункт 81 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ. Лицензия не требуется, если вы реализуете лом черных и цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства (п. 1 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов и п. 1 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 766).

<14> Разъяснения о порядке  применения указанной нормы содержатся  в Письмах Минфина России от 09.11.2009 N 03-07-11/287, от 02.11.2009 N 03-07-11/280, от 21.09.2009 N 03-07-07/69, от 01.09.2009 N 03-07-08/192, от 02.06.2009 N 03-07-07/48, от 19.05.2009 N 03-07-07/45, от 03.02.2009 N 03-07-07/04, от 12.01.2009 N 03-07-05/01, от 11.11.2008 N 03-07-07/117, от 13.10.2008 N 03-07-11/335, от 02.10.2008 N 03-07-07/96, от 18.08.2008 N 03-07-07/79, от 24.06.2008 N 03-07-07/69, от 02.06.2008 N 03-07-08/134, ФНС России  от 15.07.2009 N 3-1-10/501@, УФНС России по  г. Москве от 10.03.2009 N 16-15/020629, от 25.06.2008 N 19-11/60041, от 18.09.2008 N 09-14/088321, от 20.05.2008 N 19-11/48005, от 20.02.2008 N 19-11/16268, от 04.01.2008 N 19-11/9666.

<15> Статья 13 Федерального  закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках  и банковской деятельности", абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ.

<16> Статья 13 Закона N 395-1, абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ.

<17> Статья 13 Закона N 395-1, абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ.

<18> Статья 32 Закона РФ  от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации  страхового дела в Российской Федерации", ст. 7.1 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", абз. 9, 21 п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ.

<19> Подпункт 104 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<20> Пункт 4 ст. 15 Федерального  закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных  металлах и драгоценных камнях", ст. 13 Закона N 395-1, абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ.

<21> Пункт 4 ст. 15 Закона N 41-ФЗ, ст. 13 Закона N 395-1, абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ.

<22> Абзац 13 п. 2 ст. 1 Закона N 128-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

<23> Подпункт 96 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<24> Подпункт 38 п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ.

<25> Пункт 6 ч. 2 ст. 31.12 Федерального  закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых  экономических зонах в Российской Федерации".

<26> Статья 31 Закона РФ  от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой  информации".

сийской Федерации и внесении изменений и           
дополнений в отдельные законодательные акты           
Российской Федерации о налогах и об установлении      
льгот по платежам в государственные внебюджетные      
фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи   
(содействия) Российской Федерации"                  

п. 1 ст. 150 НК РФ

Медицинские товары отечественного и зарубежного       
производства, а также сырье и комплектующие изделия   
для их производства по перечню, утверждаемому         
Правительством РФ:                                    
- важнейшая и жизненно необходимая медицинская        
техника по Перечню, утвержденному Постановлением      
Правительства РФ от 17.01.2002 N 19;                  
- протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы  
для их изготовления и полуфабрикаты к ним по Перечню, 
утвержденному Постановлением Правительства РФ от      
21.12.2000 N 998 (в ред. от 10.05.2001);              
- технические средства, включая автомототранспорт,    
материалы, которые могут быть использованы            
исключительно для профилактики инвалидности или       
реабилитации инвалидов, по Перечню, утвержденному     
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998   
(в ред. от 10.05.2001);                               
- очки (за исключением солнцезащитных), линзы и       
оправы для очков (за исключением солнцезащитных) по   
Перечню, утвержденному Постановлением                 
Правительства РФ от 28.03.2001 N 240                

п. 2 ст. 150,       
пп. 1 п. 2 ст. 149  
НК РФ             

Материалы для изготовления медицинских                
иммунобиологических препаратов по Перечню,            
утвержденному Постановлением Правительства            
от 29.04.2002 N 283                                 

п. 3 ст. 150 НК РФ

Культурные ценности, которые:                         
1) передаются в качестве дара учреждениям, отнесенным 
в соответствии с законодательством РФ к особо ценным  
объектам культурного и национального наследия народов 
РФ.                                                   
 
Обратите внимание!                                    
Следующие два пункта применяются с 1 января 2010 г.   
(п. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от       
25.11.2009 N 281-ФЗ);                                 
 
2) приобретены за счет средств федерального бюджета,  
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;             
3) получены в дар государственными и муниципальными   
учреждениями культуры, государственными и             
муниципальными архивами                             

п. 4 ст. 150 НК РФ

Все виды печатных изданий, получаемых                 
государственными и муниципальными библиотеками и      
музеями по международному книгообмену, а также        
произведения кинематографии, ввозимые                 
специализированными государственными организациями    
в целях осуществления международных некоммерческих    
обменов                                             

п. 5 ст. 150 НК РФ

Товары, произведенные в  результате хозяйственной      
деятельности российских организаций на земельных      
участках, являющихся территорией иностранного         
государства с правом землепользования Российской      
Федерации на основании международного договора      

п. 6 ст. 150 НК РФ

Технологическое оборудование, (в том числе            
комплектующие и запасные части к нему), аналоги       
которого не производятся в РФ. Перечень такого        
оборудования утвержден Постановлением                 
Правительства РФ от 30.04.2009 N 372                

п. 7 ст. 150 НК РФ

Необработанные природные  алмазы                     

п. 8 ст. 150 НК РФ

Товары, предназначенные  для официального пользования  
иностранных дипломатических и приравненных к ним      
представительств, а также для личного пользования     
дипломатического и административно-технического       
персонала этих представительств, включая членов их    
семей, проживающих вместе с ними                    

п. 9 ст. 150 НК РФ

Валюта Российской Федерации  и иностранная валюта,     
банкноты (за исключением предназначенных для          
коллекционирования), являющиеся законными средствами  
платежа, а также ценные бумаги (акции, облигации,     
сертификаты, векселя)                               

п. 10 ст. 150 НК РФ

Продукция морского промысла, выловленная и (или)      
переработанная рыбопромышленными предприятиями        
(организациями) Российской Федерации                

п. 11 ст. 150 НК РФ

Суда, подлежащие регистрации  в Российском             
международном реестре судов                         

п. 12 ст. 150 НК РФ

Товары, за исключением подакцизных, по перечню,       
утверждаемому Правительством Российской Федерации,    
перемещаемые через таможенную границу Российской      
Федерации в рамках международного сотрудничества      
Российской Федерации в области исследования и         
использования космического пространства, а также      
соглашений об услугах по запуску космических          
аппаратов                                           

п. 13 ст. 150 НК РФ

Товары, за исключением подакцизных, которые           
перемещаются через таможенную границу РФ для          
использования в целях проведения XXII Олимпийских     
зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в   
г. Сочи. Перечень таких товаров утвержден             
Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 N 1010. 
Данные товары освобождаются от налогообложения,       
только если в таможенные органы представлено          
подтверждение Организационного комитета зимних игр, в 
котором содержатся сведения о номенклатуре,           
количестве, стоимости товаров и организациях,         
ввозящих такие товары. Подтверждение должно быть      
согласовано соответственно с Международным            
олимпийским комитетом или с Международным             
паралимпийским комитетом                            

п. 14 ст. 150 НК РФ

Обратите внимание!                                    
С 1 января 2010 г. больше не применяется освобождение 
по российским судам рыбопромыслового флота, в         
отношении которых за пределами таможенной             
территории РФ были выполнены работы по капитальному   
ремонту и (или) модернизации.                         
Напомним, что ранее такое освобождение было           
предусмотрено п. 15 ст. 150 НК РФ                   

п. 5 ст. 8          
Федерального закона 
от 30.12.2008       
N 314-ФЗ          

Племенной крупный рогатый  скот, племенные свиньи,     
овцы и козы, семя и эмбрионы указанных племенных      
животных, а также племенные лошади и племенные яйца,  
по Перечню кодов товаров в соответствии с Товарной    
номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ,    
утвержденному Постановлением Правительства РФ         
от 20.05.2009 N 438.                                  
Данные товары освобождаются от уплаты НДС только в    
период с 01.01.2007 по 01.01.2012 и в случае, если    
ввозятся сельскохозяйственными товаропроизводителями  
или лизинговыми компаниями, передающими эти товары в  
лизинг сельскохозяйственным товаропроизводителям.

ст. 26.1            
Федерального закона 
от 05.08.2000       
N 118-ФЗ          


Льготы предусмотрены  для следующих категорий лиц.

1. Лица, признанные в установленном  порядке беженцами или вынужденными переселенцами вправе ввозить товары без учета стоимости, веса и количеств пересечения таможенной границы РФ.

 Освобождения от уплаты  таможенных пошлин, налогов предусмотрены с условием, что ввозимые товары являются бывшими в употреблении и приобретены до въезда в РФ. Иные условия свободного ввоза товаров подлежат соблюдению в полном объеме.

2. Физические лица - участники  Государственной программы по  оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637, и члены их семей, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в РФ, вправе ввозить товары, приобретенные ими до въезда на территорию РФ, при въезде на территорию РФ с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в РФ с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов в течение срока действия Государственной программы.

 Данные таможенные  льготы предоставляются однократно  при предъявлении свидетельства участника Государственной программы.

Освобождение от уплаты НДС

 Из содержания п. 1 ст. 318 ТК РФ следует, что НДС,  взимаемый при ввозе товаров  на таможенную территорию РФ, относится к таможенным платежам. Товары, которые при ввозе на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения) данным налогом, перечислены в ст. 150 НК РФ. В ней нас интересует п. 7, измененный Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ, согласно которому не облагается НДС ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372. В этом Перечне товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС, наименования в нем приведены только для удобства пользования.

До внесения в Налоговый  кодекс указанных поправок, которые  вступили в силу с 01.07.2009, льгота по НДС распространялась на технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на территорию РФ в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Таким образом, ранее льгота применялась в отношении всего технологического оборудования, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал организации, теперь таможенный НДС не надо уплачивать только в случае, если оборудование указано в соответствующем Перечне. Ограничения по пользованию и распоряжению теперь не установлены. Другими словами, если оборудование будет ввезено в качестве вклада в уставный капитал, его дальнейшее использование по другому назначению не является причиной для уплаты НДС. На это обратила внимание и ФТС в Письме от 30.06.2009 N 01-11/29792.

Учтите, отсутствие ограничений  по пользованию и распоряжению в  отношении технологического оборудования, аналоги которого не производятся на территории РФ, в части применения льготы по НДС не означает, что имущество не подлежит условному выпуску. Для этого есть другое основание - освобождение от уплаты таможенных пошлин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мировой опыт  прямых зарубежных инвестиций  в 90-х годах.

Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования  и модернизации действующего производственного  аппарата с целью получения прибыли.

Реальные (прямые) инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них - это инвестиции в основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент - инвестиции в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.

Использование иностранных  инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

В настоящее время интернациональное  движение капитала, которое часто  именуется движением иностранных  инвестиций, стало важным элементом мировой экономической системы. Проанализируем опыт привлечения иностранных инвестиций странами мира и оценим общемировые тенденции движения капитала.

Подавляющее большинство  стран мира сделало выбор в  пользу использования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в качестве инструмента активизации инвестиционной деятельности, расширяющего базу устойчивого экономического роста.

Существенная доля направленных в страны региона ПИИ (в 1994 г. - 18%) остается связанной с приватизацией  государственных предприятий. Правда, эта доля снизилась по сравнению с периодом 1989—1993 гг., когда инвестиции такого рода преобладали (за исключением России).

На современном этапе  прослеживается все более отчетливая корреляция между притоком ПИИ, особенно не имеющих непосредственного отношения к приватизационным процессам, и состоянием экономики принимающих стран: иностранные инвестиции направляются прежде всего в страны, где обозначились перспективы экономического роста. Поэтому, несмотря на то, что многие транснациональные корпорации (ТНК) поспешили установить свое, по крайней мере, номинальное присутствие в странах региона как только на рубеже 80—90-х годов там началась либерализация регулирования инвестиций, по-настоящему инвестирование начинается только сейчас, когда переходный процесс зашел уже достаточно далеко и преодолена тенденция к падению производства. Удвоение притока ПИИ в постсоциалистические государства, прежде всего в Восточную Европу, в 1995 г. (по сравнению с 1994 г.) свидетельствует о признании международным капиталом прогресса этих стран в создании рыночной экономики.

Другая отличительная  черта международного инвестирования середины 90-х годов - усиление роли реинвестированных прибылей и внутрифирменных кредитов (также представляющих собой компоненты ПИИ).

Среди причин, обусловивших в последнее время столь интенсивное  развитие зарубежной инвестиционной деятельности отдельных стран (и компаний), следует выделить такие, как давление конкуренции, новые технологии, приватизация, поддержка правительств. Кроме того, называются следующие региональные группировки, наиболее активно содействующие притоку инвестиций: Европейский Союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement – НАФТА), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), поскольку они способствуют глобализации бизнеса, выработке и практическому применению на основе сопоставимых инвестиционных режимов.

На современном этапе  мировая экономика движется в  сторону создания многостороннего механизма, определяющего «правила игры» в отношении прямых иностранных инвестиций. В этой связи отмечается ряд обстоятельств: (1) сдвиги в законодательстве, ведущие к либерализации инвестиционного режима (в 1995 г. отмечено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях режим облегчен); (2) повышение роли региональных соглашений, предусматривающих конкретные вопросы (в т.ч. режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незаконными платежами и другими формами коррупции, предотвращение ограничительной деловой практики, установление порядка раскрытия информации, контроль в отношении использования фирмами трансфертных цен, обеспечение защиты окружающей среды, решение коренных социальных проблем); (3) формирование нового, многостороннего подхода (особенно в части услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений).

Согласно экспертным оценкам, в ближайшем будущем крупнейшие инвесторы склонны активизировать свои зарубежные операции.

С точки зрения отраслевой структуры прямого зарубежного  инвестирования следует отметить появление новых возможностей для приложения иностранного капитала. Отчасти это стало результатом прогресса либерализации и дерегулирования в соответствующих сферах экономики многих стран, а отчасти - более благожелательного отношения правительств к привлечению иностранных ресурсов капитала и технологий. С начала 90-х годов в инфраструктурные отрасли ежегодно вкладывалось около 7 млрд долларов иностранных инвестиций. Тем не менее инвестиционные потребности этих отраслей далеко не исчерпаны, они представляют собой громадное поле для новых капиталовложений.

Информация о работе Мировой опыт прямых зарубежных инвестиций в 90-х годах