Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 12:33, контрольная работа
Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики
Международная торговля: структура и динамика
Тесты
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Экономическая теория
Факультет непрерывного обучения Специальность Финансы и кредит
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Мировая экономика
ВАРИАНТ №8
Тема «Мировой рынок и международная торговля»
Орел-2010
Введение
Национальные рыночные экономики развиваются не изолировано, а в тесном взаимодействии друг с другом. Ни одна страна в мире не может произвести всю современную номенклатуру товаров, которых насчитывается десятки миллионов, обеспечить себя сотнями различных услуг, инвестиционными и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными специалистами. Страны удовлетворяют растущие потребности личного и производственного характера посредством взаимного обмена и сотрудничества в производстве, научных исследованиях, решении экологических и других глобальных проблем, требующих объединения финансовых, технических, профессиональных и иных ресурсов. По мере развития производительных сил взаимозависимость национальных экономик возрастает, социально-экономическое развитие стран все более определяется масштабами, разнообразием и эффективностью их экономических отношений с остальным миром, которые в совокупности образуют систему международных экономических отношений.
В сложном комплексе международных экономических отношений, включающих научно-техническое сотрудничество, движение капиталов, миграцию трудовых ресурсов и пр., главенствующая роль принадлежит международной торговле, удельный вес которой составляет около 80 процентов совокупного стоимостного объема всего многообразия международных экономических отношений (без учета банковских операций).
Сущность мирового рынка товаров и услуг и его характеристики
Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей. Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с этим издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство их обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного мирового рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.
Современный мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных национальных продуктов. Субъектами этих отношений могут выступать государства, отдельные организации и предприятия, а так же честные лица. Так же как и внутри страны, в структуре мирового рынка можно выделить рынки товаров и услуг, рынки труда, капитала и, кроме того, рынки достижений науки и техники. В составе последних все большее значение в современных условиях приобретают информационные рынки. Кроме того, можно выделить и отдельные рынки по региональному признаку – европейский, азиатский, южноамериканский, дальневосточный и др.
Мировой рынок формирует экспортные и импортные потоки различных товаров и услуг, циркулирующих между странами. В мировом масштабе движение товаров и услуг наталкивается на таможенные границы государств, что является фактором, препятствующим свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Мировой рынок отличается
от национальных рынков. Специфика
мирового рынка товаров
-некоторые товары, участвующие в обращении внутри стран, могут не выходить на мировой рынок;
-движение товаров на
национальном рынке
-на мировом рынке
существует особая система цен
- мировые цены. Мировые цены охватывают
совокупность цен, действующих на
мировых рынках. В качестве цены
мирового рынка принимаются
Мировая цена формируется
на уровне между максимальной
и минимальной внутренними
Для того чтобы страна могла торговать на мировом рынке, ей необходимо иметь:
- экспортные ресурсы (запасы конкурентно способных товаров и услуг, пользующихся спросом на мировом рынке);
- валютные средства или иные средства оплаты импорта;
- развитую внешнеторговую инфраструктуру - транспортные средства, средства связи и пр.
Современный мировой
рынок имеет ряд черт, раскрывающих
особенности его
Другой характерной
чертой мирового рынка, несмотря
на применение маркетинговых
систем, является стихийный характер
производства. Если на каждом
отдельном капиталистическом
В настоящее время, на
мировом рынке лидирующие
Наряду с обычными
экспортно-импортными
Долговременные структурные сдвиги возникают, как правило, под воздействием изменений в условиях производства, и, прежде всего под влиянием научно-технического прогресса. В современных условиях значительно уменьшился удельный вес сырьевых товаров, и возросла доля продукции обрабатывающей промышленности. Современная технология, технические знания и другая информация превратились в специфический товар, спрос на который постоянно растет, так же как и на продукцию электротехнической и электронной промышленности. В то же время существует ряд стран, традиционно торгующих сырьевыми и энергетическими ресурсами.
Мировой рынок всегда представляет собой арену жесточайшей конкурентной борьбы, поэтому удержаться на нем значительно сложнее, чем на внутреннем рынке. Помимо конкуренции на положение отдельных субъектов мирового рынка оказывает влияние и изменение структуры международного товарооборота под воздействие различных факторов.
Международная торговля: структура и динамика
Международная торговля - это форма международных экономических отношений, осуществляемая посредством экспорта товаров и услуг. В современный период темпы роста торговли услугами выше, чем товарами.
Выгодность международной торговли в разных странах оценивали по-разному, что нашло отражение в различных теориях (таблица 1).
Таблица 1.
Теории международной торговли
Экономические школы |
Теории торговли |
Меркантилизм |
Теория активного денежного и активного торгового баланса |
Классическая политэкономия |
Теория абсолютных преимуществ А. Смита |
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо | |
Шведская школа |
Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина |
Неоклассический синтез |
Теорема выравнивания цен на факторы производства (П. Самуэльсон) |
Парадокс В. Леонтьева | |
Стандартная и альтернативные модели международной торговли |
Теории мировой торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным (порой уникальным) условиям и целям конкретной страны и оказывающую значительное воздействие на международный бизнес; развивают интуитивную способность выявления альтернативных рынков, а также конкурентоспособность продукции; помогают разобраться в типах государственной торговой политики, которые используются на практике и влияют на конкурентоспособность [2].
Во всех теориях международной торговли так или иначе обращается внимание на формирование цены равновесия на мировом рынке и распределение доходов. Причем последняя проблема предполагает распределение доходов не только между торгующими странами, но и внутри них. Как известно, внутри страны доходы участников производства зависят от цен на факторы производства и на товары, которые производятся с помощью этих факторов.
В процессе торговли между странами могут меняться цены на продаваемые и покупаемые товары. Как в этом случае изменятся доходы владельцев факторов производства? Ответ на этот вопрос был дан в исследовании экономистов П.Самуэльсона и Ф.Столпера. В результате роста цен на мировом рынке растут цены на фактор производства, относительно более интенсивно используемый в производстве первого товара, и снижаются цены на фактор производства, используемый относительно интенсивно во втором производстве. Причем, как правило, рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем изменение цен товара. Это суть так называемой теоремы Столпера - Самуэльсона.
Английский экономист Т.М. Рыбчинский обратил внимание на то, что быстрое развитие одних отраслей нередко приводит к сокращению производства в других. В своей работе он исходил из тех же условий, что П.Самуэльсон и Ф.Столпер, кроме одного: цены на товары он считал неизменными. В таких условиях с увеличением предложения одного из факторов в первую очередь развивается то производство, где этот фактор является относительно более интенсивным, и данные отрасли развиваются более быстрыми темпами, чем те, где фактор используется менее интенсивно. В этом состоит сущность теоремы Рыбчинского. С точки зрения международной торговли теорема Рыбчинского говорит о том, что расширение экспортного производства за счет роста предложения относительно интенсивного фактора приведет к сокращению других отраслей, что заставит страну увеличить импорт товаров, которых не хватает. Увеличение предложения факторов для развития других отраслей ускорит их развитие и сократит импорт [4].
Распределение выгод от внешней торговли между отдельными странами во многом зависит от того, как меняются внутренние цены под воздействием внешней торговли. Из двух стран обычно выгадывает та, где цены изменились больше. Это так называемое правило распределение выгод, согласно которому выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах.
Анализ динамики экспортных и импортных цен позволяет определить их индексы. Соотношение этих индексов позволяет определить так называемы показатель условий торговли: