Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:16, контрольная работа
Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1. Мировой рынок, сущность, структура, функции………………….….…4
2. Международная торговля ………………………………………….……10
Заключение………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………………………19
Мировой рынок, международная торговля
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Мировой рынок, сущность, структура, функции………………….….…4
2. Международная торговля …………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.
Международная торговля — старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Возникнув на заре экономических отношений, международная торговля достигает значительных масштабов и получает характер устойчивых товарно-денежных отношений только в начале XIX в.
В современной мировой экономике мировой рынок и международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняют важнейшее значение. Мировой рынок и международная торговля играют все возрастающую роль в экономическом развитии. Очевидно, что международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам.
1. Мировой рынок, сущность, структура, функции
Образование и развитие мирового рынка — это процесс исторический. Мировой рынок базируется на становлении внутренних (местных) рынков отдельных стран. Затем товары, услуги и факторы производства (в первую очередь капитал и рабочая сила) выходят за национально-государственные границы и продолжают свое движение, но уже в рамках международных экономических отношений.
Современный мировой рынок представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на развитии и углублении международного разделения труда и движения других факторов производства между странами.
В экономической науке по масштабам и территориальным границам мировой рынок делится на внутренний, национальный и международный [4, с.66].
Внутренний рынок — это форма экономического обмена, при которой все то, что предназначено для продажи, реализуется внутри данной страны. Таким образом, возникает ситуация, при которой отечественные товары не пересекают национальные границы страны и реализуются отечественным потребителям.
Национальный рынок — внутренний рынок, часть которого ориентирована на иностранных потребителей. Внутренний рынок дополняется частью экономического пространства страны, которая связана с международным обменом, т. е. экспортом и импортом товаров и услуг.
Международный рынок — это совокупность частей национальных рынков, которая ориентирована на иностранных покупателей и продавцов и непосредственно связана с зарубежными рынками.
Мировой рынок в широком смысле — это целостное и внутренне взаимосвязанное общемировое единство рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также информации; это единое рыночное пространство в общем комплексе государств современного мира.
Рис. 1. Структура и механизм мирового рынка
В настоящее время в развитии мирового рынка наблюдаются следующие существенные изменения:
— количество развивающихся стран в международной торговле постоянно растет;
— увеличился внешнеторговый потенциал ведущих индустриальных стран;
— наукоемкая продукция является основным продуктом товарооборота.
Сущность мирового рынка раскрывается в его основных функциях. Функция — способ проявления сущности явления. Это объективное, устойчивое и однозначное свойство экономического процесса или явления, способ проявления его социально-экономического предназначения.
Функциями мирового рынка являются [4, с.68]:
1. Ценообразующая — определение мировой рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.
2. Репродуктивная — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением), формирование целостности мировой экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства.
3. Регулирующая — оказывающая влияние на соотношение между различными сферами и отраслями экономики разных стран, приведение в соответствие платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций.
4. Контролирующая — определяет рациональность производства уровнем мировых цен.
5. Конкурентная — формирующая отношения соперничества между производителями товаров и услуг в пределах мирового хозяйства.
6. Санирующая — обеспечивающая выбраковывание из международного обмена неэффективных и нежизнеспособных товаров, которые не соответствуют международным стандартам качества при конкурентных ценах.
7. Балансирующая — балансирует спрос и предложение через мировую цену.
8. Информационная — через постоянно меняющиеся мировые цены, процентные ставки на кредит рынок дает своим участникам объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на мировой рынок. Стихийно протекающие операции превращают мировой рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий обобщенные данные по всему глобальному хозяйственному пространству, которое он охватывает.
Основные черты мирового рынка:
— является высшей ступенью развития товарного производства;
— характеризуется структурированностью сегментов;
— включает множественность применяемых цен;
— опирается на действие системы экономических законов, с одной стороны, и различных торгово-политических и коммерческих факторов — с другой;
— главным внешним признаком выступает мировая торговля, т. е. перемещение товаров и услуг между странами;
— создает предпосылки к оптимальному использованию факторов производства;
— применяет международные стандарты качества товаров и услуг, повышая тем самым качество продукции.
Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура.
Конъюнктура — это конкретное состояние на рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием целого ряда факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и др.).
В качестве источников информации при исследовании конъюнктуры мирового рынка используются данные статистических отчетов и публикаций международных организаций, к наиболее значимым из которых можно отнести ВТО, ЮНКТАД, ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и др.
Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием конъюнктурообразующих факторов, которые можно условно подразделить следующим образом:
— циклические и нециклические;
— стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;
— постоянные и переменные;
— кратко-, средне- и долгосрочные — по срокам. Конъюнктурные колебания в значительной степени связаны с циклическим развитием мировой экономики.
Наряду с краткосрочными и среднесрочными экономическими циклами существуют экономические циклы продолжительностью около 48 — 55 лет. Концепция больших экономических циклов была разработана в России профессором Н.Д. Кондратьевым [4, с.71]. В основе этих циклов конъюнктуры лежат крупные научно-технические открытия, связанные с появлением принципиально новых продуктов.
Для успешности внешней торговли страна должна обладать экспортными ресурсами, средствами для оплаты импорта и внешнеторговой инфраструктурой. Внешнеторговая инфраструктура - это система, обеспечивающая продвижение товаров и услуг от производителя (продавца) в одной стране к потребителю (покупателю) в другой. В нее входят материально-техническая база внешней торговли (склады, базы, оборудование, упаковки, маркировки, погрузки-разгрузки и хранение), системы транспорта, банки, осуществляющие внешне-торговые расчеты, страховые компании, компании, предоставляющие информационные услуги.
Емкость мирового рынка конечных товаров и услуг сопоставима с величиной мирового ВВП. Емкость мирового рынка в узком смысле значительно меньше, поскольку определенная часть мирового ВВП не вовлекается в международный оборот: жилищные и коммунальные услуги, внутренние транспорт и связь, внутренняя торговля и бытовые услуги, услуги здравоохранения, образования, социального обеспечения, внутреннее финансовое посредничество, услуги управления, обороны, поддержания общественного порядка. В связи с этим в конце XX века международная торговля на 80% была представлена товарами и на 20% - услугами, в то время как мировой ВВП на две трети состоит из услуг и на одну треть — из товаров [6, с.426].
В настоящее время емкость мирового рынка растет не столько за счет роста численности населения, сколько за счет роста ВВП на душу населения. За последние десять лет мировой ВВП в постоянных ценах вырос в 19 раз. С учетом появления новых изделий, обладающих лучшими потребительскими свойствами - в 38 раз за столетие. Впечатляет и неравномерность роста ВВП. Если за столетие богатейшая четверть населения земли имела почти шестикратный рост среднедушевого ВВП, то беднейшая четверть - всего трехкратный.
Выгодность участия страны в мировой торговле зависит от структуры экспорта и импорта. Выгоднее экспортировать продукцию обрабатывающей промышленности, поскольку емкость соответствующих рынков постоянно растет. Закономерности роста мирового производства во многом определяют тенденции увеличения рынка. Рынок промежуточных продуктов в длительной перспективе растет быстрее рынка конечных товаров и услуг благодаря углублению подетальной, поузловой и технологической специализации на международной арене. Доля сырьевых отраслей в мировой торговле неуклонно снижается, а доля обрабатывающей промышленности растет. Уменьшение доли сырьевой группы в международной торговле не означает сокращения масштабов производства и потребления сырья, эта доля сокращается из-за более быстрого роста по группе продукции обрабатывающих отраслей.
Тенденции изменения емкости рынков за последние 50 лет следующие. Рост рынков сельскохозяйственного сырья и минерального сырья не превысил 5%, а емкость рынков готовых изделий выросла на 40%. Объем мирового производства готовых изделий увеличился почти в 8 раз, а продукции добывающих отраслей и сельского хозяйства - приблизительно в 3 раза [6, 427].
Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен. Отклонение цены от интернациональной стоимости происходит под влиянием спроса и предложения, деятельности международных монополий, регулирующих воздействие государства и колебания валютного курса. Цены на один и тот же товар могут различаться в зависимости от региона сделки, масштабов и времени сделки, взаимоотношений между продавцом и покупателем. Мировыми ценами считаются цены крупных экспортно-импортных сделок в валюте, заключенных в крупных традиционных центрах мировой торговли. Они регулярны, имеют коммерческий характер, заключаются в условиях открытого режима.
2. Международная торговля
Международная торговля — особый вид торговли, в которой товары и услуги пересекают государственные границы стран.
Покупателями и продавцами в международной торговле выступают частные лица, компании и государственные учреждения. Ввозимые в результате такой торговли в страну товары и услуги образуют ее импорт, а вывозимые — экспорт.
Международная торговля является формой связи между производителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Это глобальный процесс, с каждым годом вовлекающий в себя все новых субъектов хозяйственной жизни.
Международная торговля — источник роста благосостояния нации. Вместе с тем она представляет собой одну из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров. Каждая страна старается получить максимальную выгоду как от экспорта, так и от импорта. Но в то же время всем государствам необходимо выполнять определенные правила торговли, вырабатывавшиеся в течение десятилетий участниками внешнеэкономических сделок.
Центром, координирующим все процессы внешней торговли и поведение ее участников, является государство. Когда так происходит, говорят, что государство проводит свою политику.
Между государствами создаются международные торговые договоры, союзы, экономические организации, кодексы или своды единых правил торговли. Это удобно и необходимо для всех.
Главными функциями международной торговли являются:
- определение объема и структуры мирового производства;