Мировой рынок услг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 10:02, контрольная работа

Описание работы

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение 4
2. Динамика и структура мировой торговли услугами 9
3. Россия на мировом рынке услуг 19
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

   Для других услуг характерны  более умеренные темпы – на  уровне средних показателей по  сфере услуг или по всему  хозяйству. Довольно противоречива  динамика отраслей транспорта  и торговли. Рост потребностей  в их операциях сдерживается  относительным сокращением в структуре хозяйства доли материальной продукции, транспортировкой и реализацией, которой заняты эти отрасли. Но такие черты «новой экономики», как углубление межотраслевых связей в ходе специализации производства, дифференциация спроса, разукрупнение предприятий и переход от экономии на масштабах к экономии на разнообразии чрезвычайно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства.

   В последнее время обнаруживается неоднозначное и возрастающее влияние на торговлю электронной коммерции. В результате в одних странах позиции транспорта и торговли в хозяйстве продолжают расширяться, в других – они стабилизировались или даже сокращаются. Примерно аналогичная динамика типична для таких крупных и зрелых отраслей, как гостиничное хозяйство и авторемонтный бизнес, развитие которых сводится в основном к технической и организационно-структурной модернизации.

   Целый ряд услуг –  общественное питание, ремонт  бытовой техники, одежды, обуви, прачечные, химчистка – развиваются сравнительно низкими темпами. Под воздействием конкуренции со стороны товаров – заменителей и изменений в уровне и стиле жизни их доля в макроэкономических показателях в большинстве стран сокращается. Купить новый и модный товар зачастую дешевле, а потому и предпочтительнее, чем ремонтировать старый. Немаловажное значение имеет непрерывное обновление, совершенствование и расширение ассортимента бытовой техники, химических товаров, продовольствия, а также их ценовые преимущества с учетом удобства и экономичности в потреблении.

   В зависимости от национальной  специфики производство услуг,  особенно социально-культурных, в  разных странах распределяется  между частным и государственным  секторами в различных пропорциях. Но в последние 20 – 30 лет в большинстве стран рост услуг концентрировался в частном секторе. В государственном секторе объемы их производства относительно сокращались или стабилизировались в соответствии с неконсервативными программами сокращения госрасходов и мерами по разгосударствлению экономики.

   Отмеченные динамические  и структурные тенденции характерны  практически для всех развитых  стран, хотя национальная специфика  накладывает заметный отпечаток  на конкретные показатели. Таким  образом, в динамике и структуре услуг четко прослеживается сдвиг в сторону их более сложных, наукоемких видов и социальных услуг, обеспечивающих качество экономического роста, социальную стабильность и гуманизацию экономической жизни (см. приложение).14

3.  Россия на мировом рынке услуг

   В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг. В 90-х гг. на долю рассматриваемых отраслей в России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, т.е. эти показатели были в 2 – 2,5 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В 2006 г. эти показатели составили соответственно 53 и 50%, однако в преобладающей части их рост связан с более глубоким падением материального производства.15

   Немаловажен для России  и огромный потенциал отраслей услуг в решении проблемы занятости. Несмотря на  инерционный характер процессов, связанных с изменениями в структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция роста доли занятых в сфере услуг, которая увеличилась в 1995 г. по сравнению с 1980 г. с 43 до 49%.16

  В настоящее время  Россия находится в процессе  присоединения к ВТО, и переговоры  по торговле услугами составляют  самый трудный, завершающий этап  на пути этого присоединения.  Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.17

   Россия, ведя переговоры  по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.

   В процессе выработки  обязательств по доступу иностранных  поставщиков услуг необходимо  найти баланс между интересами  по защите своего внутреннего  рынка и потребностью в иностранных  инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.

   Устранение противоречий  между интересами российских  и иностранных производителей  потребует больших усилий. В первую  очередь это связано с тем,  что сфера услуг, меры по  ее регулированию являются относительно  новой проблемой для нашей  страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.

Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического  учета услуг системе статистике, принятой в России.18 В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

  • транспорт и связь
  • торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки
  • информационно-вычислительное обслуживание
  • сфера операций с недвижимостью
  • ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
  • образование, культура и искусство
  • наука и научное обслуживание
  • кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение
  • аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации19

  Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут предъявляться высокие требования.

   На современном этапе  позиция России на международном  рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран – участниц международной торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера. Экспорт всех видов услуг, по данным ВТО, в 2004 г. составлял 8951 млн. долларов, в 2006 г. – 13500 млн. долларов (1,0% в мировом экспорте услуг), а российский импорт – соответственно 15443 млн. и 18700 млн. долларов (1,4% в мировом импорте услуг в 1997 г.). По масштабам экспорта Россия опережала ряд крупных участников международной торговли услугами – Мексику, Индию и Бразилию, а по импорту – Австралию, Швецию, Норвегию, Швейцарию, Сингапур, Бразилию, Мексику, Индию.

   Нетто-экспортером на мировом  рынке Россия остается в сфере  транспортных услуг. Так, до  2006 г. около половины всего экспортного потенциала России в торговле услугами обеспечивалась за счет транспортных услуг. Однако уже в 2007 г. эта доля сократилась до 25%.20 Как свидетельствует мировой опыт, при проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня.

   Импорт же транспортных  услуг повышается, что свидетельствует  о тенденции к вытеснению с  рынка российских транспортных  фирм. В России транспортные расходы  на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.21

   Туризм как наиболее динамично  развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку в настоящее выезд отечественных граждан за рубеж существенно превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной статьей российского баланса услуг.

   В последнее время наблюдается  благоприятная динамика отраслей  услуг в российской экономике,  быстрое формирование целого  ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.22

   Конкурентоспособность России  проявляется главным образом  в области услуг связи (в  основном  за счет космических  разработок) и в сфере еще имеющихся  научно-технических разработок (в  торговле ройалти и лицензиями). Однако в то же время Россия отстает от западных стран на 15 – 20 лет. В рейтинге стран по уровню телекоммуникационных систем она занимает 42-е место. Отставание системы связи в России от общемировых стандартов объясняется недостаточными ассигнованиями на эти цели.

   В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических).23 В торговле финансовыми услугами Россия вероятно и в дальнейшем будет действовать через зарубежные финансовые структуры.   Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. При среднемировом уровне потребности в страховых услугах около 2000 – 2050 $ в год на душу населения размер таких услуг в России в 1000 раз меньше, всего 2$. Для сравнения: фактические реальные величины страхового обеспечения на душу населения в России в 900 раз меньше, чем в Англии, в 1120 раз меньше, чем в США, 1420 раз меньше, чем в Швейцарии. 24

    В структуре  российской торговли услугами  почти отсутствует экспорт маркетинговых,  управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов услуг.

   В международном обмене услугами основным для России, в отличие от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал – трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал – торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний – мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.

   Улучшение ситуации  в сфере услуг в России во  многом зависит от иностранных  вложений. Наибольший интерес для  зарубежных инвесторов представляют  такие отрасли деловых услуг,  как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг – общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы и образовательных услуг.25

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   На протяжении двух последних  десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

Что же касается России, то ее позиция  на мировом рынке услуг в настоящее  время не очень устойчива: она  входит в тридцатку крупных стран  – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

   Но все же не стоит  говорить, что состояние сферы  услуг в России  «безнадежно». Сфера эта действительно молодая,  получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли стоят, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Другое дело – готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран.

    Улучшение ситуации в  сфере услуг сильно зависит  от иностранных инвестиций, но  в то же время, необходимо  поддерживать баланс между интересами  по защите своего внутреннего  рынка и потребностью в  инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.

Список литературы

 

  1. Аброскин А. Сфера услуг и экономическое развитие// Вопросы статистики.1998. №10
  2. Алдакушина Е.С. Современная международная торговля услугами// Внешняя торговля. 1997. №3
  3. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 2007. №2
  4. Максимова М. ВТО и интересы России// Экономист. 2006. №9
  5. Медведева Т. Развитие отечественного рынка страховых услуг// Экономист. 1999. №11
  6. Мировая торговля услугами в 1998 году// Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1999. №64
  7. Онищенко И. «Интернет» в современной экономике// Мировая экономика и международные отношения. 2007. №9
  8. Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики// Вопросы статистики.  2006. №4
  9. Россия в мировой экономике / Под ред. В.Д.  Адрианова. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,1996.
  10. Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ// Экономист. 1998. №8
  11. Третьяков Р., Ефимов В. Комплексная система страхования – стратегический сектор экономики// Общество и экономика. 1999. №2
  12. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. М.:ИНФРА-М,1998.

Информация о работе Мировой рынок услг