Мировые цены: сущность и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:34, доклад

Описание работы

Многообразие связей мирового рынка порождает и множество цен в международной торговле. Товар одинакового качества, поставляемый на одинаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки и т.п.), в одном и том же центре международной торговли имеет различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок.

Файлы: 1 файл

Мировые цены.docx

— 242.95 Кб (Скачать файл)

Мировые цены: сущность и роль.

 Рынок товаров и услуг не ограничивается рамками одной страны, города. Обмен товарами и услугами осуществляется на мировом рынке по мировым цепям. В торговой практике мировые цены обычно выступают как цены сделок крупнейших продавцов и покупателей определенного вида товара, либо как цены основных мировых торговых центров (например, Чикагской торговой биржи, Нью-Йоркской биржи хлопка, Лондонской биржи металлов и т.д.).

Мировая цена – денежное выражение потребительной стоимости  товара, т.е. оценка его качества и технико-экономических данных. Экспортные цены должны быть выше уровня цен внутри страны. В этом проявляется стимулирующая роль мировой цены. Такое превышение цен приносит стране-экспортеру значительный прибавок над затратами по производству данной продукции. Если сделки совершаются в валюте, то это означает, что осуществляется приток валюты в страну.

Импортные цены должны быть ниже уровня цен внутри страны, особенно по комплектующим изделиям, товарам, производство которых в стране-импортере  недостаточно. Тем самым создаются условия, как для развития отечественного производства, так и для насыщения рынка, большего удовлетворения потребностей населения.

Многообразие связей мирового рынка порождает и множество  цен в международной торговле. Товар одинакового качества, поставляемый на одинаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки и т.п.), в одном и том же центре международной торговли имеет различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок.

Множественность цен в  современной международной торговле определяется двумя группами факторов:

  1. политикой монополий, проводящих систему цен, дифференцированных по рынкам и категориям покупателей;
  2. государственно-монополистическими мероприятиями (торгово-политическими и валютными), некоммерческими и другими специальными операциями, осуществляемыми правительственными организациями.

Исходя из практики международной  торговли, можно выделить следующие  пять основных признаков, характеризующих  мировую цену:

  1. Это должны быть цены крупных регулярных сделок в международной торговле.
  2. Эти сделки должны косить коммерческий, а не специальный характер.
  3. Сделки должны заключаться в свободно конвертируемой валюте.
  4. Сделки должны быть либо экспортными, либо импортными.
  5. Экспортные или импортные операции должны совершаться на рынках со свободным режимом, т.е. в условиях, когда любой продавец (покупатель) может совершить сделку на этом рынке.

На практике в качестве цен мирового рынка часто выступают  экспортные цены крупных компаний –  производителей и экспортеров соответствующей  продукции, а также цены на рынках отдельных стран – основных производителей товаров. На мировом рынке стали и проката определяющую роль в формировании цен мирового рынка играют экспортные цены стран ЕС: ФРГ, Бельгии, Франции

Вопрос о современных  мировых ценах является сравнительно простым, когда речь идет о сырьевых товарах в значительной мере однородных и стандартизированных. Сложнее  решается вопрос о мировых ценах, когда дело касается промышленных изделий  вообще и в особенности машин  и оборудования, представленных на рынках множеством видов с различными качественными и другими характеристиками. Однако и в этой области покупатель, несмотря на разнообразные конструктивные особенности, предлагаемых ему в различных странах машин и оборудования, сравнивает их цены и путем соответствующего анализа приходит к выводу о том, какое оборудование ему больше подходит и обойдется сравнительно дешевле.

Роль анализа состоит  в том, что он позволяет определить базисную цену, которая служит основой  определения контрактной цены, позволят установить различия цен в соответствии с качеством товаров, определить соотношение спроса и предложения на рынке данного товара.

Задачи анализа мировых  цен предполагают выполнение определенных операций, рис. 1.

 
Рис. 1. Задачи анализа мировых цен  на товары.

Для получения информации о мировых ценах экспортёры и  импортёры используют справочные цены (официальные цены поставщиков), аукционные, биржевые, цены торгов, предложений  и фактических сделок. Сведения о  них содержатся в отраслевых журналах, ежегодниках, справочниках и другой периодике

Виды мировых  цен.

Принято различать несколько  видов мировых цен:

    1. цены международных бирж;
    2. справочные цены;
    3. цены прейскурантов, каталогов и проспектов;
    4. цены предложений;
    5. цены международных товарных аукционов.

Цены международных бирж (международные биржевые котировки) — цены постоянно действующего оптового рынка массовых, однородных товаров.

Биржевые цены рассчитываются и публикуются котировочной комиссией  биржи в биржевых бюллетенях, информационными, телеграфными агентствами, а также  в массовых периодических изданиях. Биржевые цены распространяются главным образом на сырьевые товары. В настоящее время публикуются в основном официальные биржевые котировки, т. е. цены, по которым в рамках сессии прошло наибольшее число фактических сделок на фьючерсной основе, поскольку на современных биржах основная масса сделок совершается не ради купли-продажи реального товара, а ради заключения контрактов на покупку и продажу товаров в спекулятивных целях и в целях хеджирования.

Официальные биржевые котировки  — это цены фактических сделок, наиболее полно отражающие рыночную конъюнктуру.

Справочные цены — цены на товары, реализуемые по каналам  внутренней оптовой и международной  торговли.

Справочные цены рассчитываются и публикуются объединениями  производителей в периодической  печати, а также информационными  агентствами и брокерскими фирмами. Справочные цены — это цены продавцов, а не цены фактических сделок. Эти цены распространяются на сырье, материалы, топливо, химическую продукцию, прокат металлов.

Цены прейскурантов, каталогов, проспектов разрабатываются производителями  на базисные виды товаров массового  производства.

Прейскурантные цены публикуются  в отраслевых изданиях. Как правило, эти цены не имеют специальной  экспортной направленности, однако на ряд товаров (например, черные металлы) существуют специальные экспортные прейскуранты. Данная группа цен — цены продавцов. В этом их сходство со справочными ценами, но в отличие от них прейскурантные цены бывают и оптовые (сырье, прокат, продукция машиностроения производственного назначения и пр.), и розничные (легковые автомобили, швейные изделия и т. д.).

Прейскурантные цены распространяются на стандартную продукцию широкого пользования, для которой в основном характерны конкурентные рынки, поэтому  при разработке прейскурантных цен в первую очередь учитываются цены конкурентов.

  1. Факторы, влияющие на мировые цены.

Цена, в том числе в  международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или  услугу, и которую готов заплатить  за данный товар или услугу покупатель.

 Ценообразующие факторы.  По характеру, уровню и сфере  действия они могут быть разграничены  на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т. е. действующие  независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение  и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т. е. действующие  только в отношении некоторых  видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.

Специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

Внеэкономические - политические; военные. Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов с учетом данных особенностей.

 

 


Информация о работе Мировые цены: сущность и роль