Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:34, доклад
Многообразие связей мирового рынка порождает и множество цен в международной торговле. Товар одинакового качества, поставляемый на одинаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки и т.п.), в одном и том же центре международной торговли имеет различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок.
Мировые цены: сущность и роль.
Рынок товаров и услуг не ограничивается рамками одной страны, города. Обмен товарами и услугами осуществляется на мировом рынке по мировым цепям. В торговой практике мировые цены обычно выступают как цены сделок крупнейших продавцов и покупателей определенного вида товара, либо как цены основных мировых торговых центров (например, Чикагской торговой биржи, Нью-Йоркской биржи хлопка, Лондонской биржи металлов и т.д.).
Мировая цена – денежное выражение потребительной стоимости товара, т.е. оценка его качества и технико-экономических данных. Экспортные цены должны быть выше уровня цен внутри страны. В этом проявляется стимулирующая роль мировой цены. Такое превышение цен приносит стране-экспортеру значительный прибавок над затратами по производству данной продукции. Если сделки совершаются в валюте, то это означает, что осуществляется приток валюты в страну.
Импортные цены должны быть ниже уровня цен внутри страны, особенно по комплектующим изделиям, товарам, производство которых в стране-импортере недостаточно. Тем самым создаются условия, как для развития отечественного производства, так и для насыщения рынка, большего удовлетворения потребностей населения.
Многообразие связей мирового рынка порождает и множество цен в международной торговле. Товар одинакового качества, поставляемый на одинаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки и т.п.), в одном и том же центре международной торговли имеет различные по уровню цены обычных регулярных коммерческих сделок.
Множественность цен в
современной международной
Исходя из практики международной торговли, можно выделить следующие пять основных признаков, характеризующих мировую цену:
На практике в качестве цен мирового рынка часто выступают экспортные цены крупных компаний – производителей и экспортеров соответствующей продукции, а также цены на рынках отдельных стран – основных производителей товаров. На мировом рынке стали и проката определяющую роль в формировании цен мирового рынка играют экспортные цены стран ЕС: ФРГ, Бельгии, Франции
Вопрос о современных
мировых ценах является сравнительно
простым, когда речь идет о сырьевых
товарах в значительной мере однородных
и стандартизированных. Сложнее
решается вопрос о мировых ценах,
когда дело касается промышленных изделий
вообще и в особенности машин
и оборудования, представленных на
рынках множеством видов с различными
качественными и другими
Роль анализа состоит в том, что он позволяет определить базисную цену, которая служит основой определения контрактной цены, позволят установить различия цен в соответствии с качеством товаров, определить соотношение спроса и предложения на рынке данного товара.
Задачи анализа мировых цен предполагают выполнение определенных операций, рис. 1.
Для получения информации о мировых ценах экспортёры и импортёры используют справочные цены (официальные цены поставщиков), аукционные, биржевые, цены торгов, предложений и фактических сделок. Сведения о них содержатся в отраслевых журналах, ежегодниках, справочниках и другой периодике
Виды мировых цен.
Принято различать несколько видов мировых цен:
Цены международных бирж (международные биржевые котировки) — цены постоянно действующего оптового рынка массовых, однородных товаров.
Биржевые цены рассчитываются и публикуются котировочной комиссией биржи в биржевых бюллетенях, информационными, телеграфными агентствами, а также в массовых периодических изданиях. Биржевые цены распространяются главным образом на сырьевые товары. В настоящее время публикуются в основном официальные биржевые котировки, т. е. цены, по которым в рамках сессии прошло наибольшее число фактических сделок на фьючерсной основе, поскольку на современных биржах основная масса сделок совершается не ради купли-продажи реального товара, а ради заключения контрактов на покупку и продажу товаров в спекулятивных целях и в целях хеджирования.
Официальные биржевые котировки — это цены фактических сделок, наиболее полно отражающие рыночную конъюнктуру.
Справочные цены — цены на товары, реализуемые по каналам внутренней оптовой и международной торговли.
Справочные цены рассчитываются
и публикуются объединениями
производителей в периодической
печати, а также информационными
агентствами и брокерскими
Цены прейскурантов, каталогов,
проспектов разрабатываются
Прейскурантные цены публикуются в отраслевых изданиях. Как правило, эти цены не имеют специальной экспортной направленности, однако на ряд товаров (например, черные металлы) существуют специальные экспортные прейскуранты. Данная группа цен — цены продавцов. В этом их сходство со справочными ценами, но в отличие от них прейскурантные цены бывают и оптовые (сырье, прокат, продукция машиностроения производственного назначения и пр.), и розничные (легковые автомобили, швейные изделия и т. д.).
Прейскурантные цены распространяются на стандартную продукцию широкого пользования, для которой в основном характерны конкурентные рынки, поэтому при разработке прейскурантных цен в первую очередь учитываются цены конкурентов.
Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
Ценообразующие факторы.
По характеру, уровню и сфере
действия они могут быть
Общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.
Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические, т. е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.
Специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.
Внеэкономические - политические; военные. Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов с учетом данных особенностей.