Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ мирового финансового кризиса 2008 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ознакомиться с теорией экономических кризисов;
выяснить особенности и последствия финансового кризиса 2008 года;
выявить направления и оценить эффективность антикризисных мер;
проанализировать динамику основных макроэкономических показателей России;
определить последствия кризиса.
Введение….……………………………………………………………………… 3
1. Понятие и сущность финансовых кризисов……………….. …………........ 4
1.1 Финансовые кризисы, как часть экономической системы……………….. 4
1.2 Самые крупные финансовые кризисы ХХ века………............................... 6
2. Современный финансово-экономический кризис………………………... 9
2.1 Причины возникновения и проявления финансового кризиса…………... 9
2.2 Формы проявления финансовых кризисов………………………………... 14
3. Мировой финансовый кризис в России…………………..………………… 17
3.1 Реальный сектор экономики России в условиях кризиса........................... 17
3.2 Антикризисные меры правительства России…………………..…............. 22
Заключение……………………………………………………………………… 27
Литература………………………………………………………………………. 29
Резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ (Московская Межбанковская Валютная Биржа), падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре – ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики:
- начался резкий спад промышленного производства (см. рис. 5). В декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре – 8,7%), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.2
Рисунок 5 Объем производства промышленной продукции.
- первая волна сокращений рабочих мест3 (см. рис. 6).
Рисунок 6. Общий уровень безработицы в РФ в процентах к экономически активному населению.
Впервые страна столкнулась с экономическим кризисом глобального масштаба, с которым не сравнится даже кризис на азиатских рынках, послуживший причиной для дефолта 1998 года. Если в начале 2008 года экономический блок правительства боролся с запредельной инфляцией, то в конце года перед ним предстала перспектива первого за десятилетие экономического спада.
2007 год закончился
неудачей правительства в
Рисунок 7. Инфляция. Индекс потребительских цен
Инфляция в первой половине года была не только российской трудностью, равномерно распределившись среди большинства стран мира. Рекордные за десятилетия показатели роста цен были отмечены в США, еврозоне, Китае, Индии и государствах Восточной Европы. В большинстве своем они были вызваны стремительным подорожанием сельскохозяйственной продукции, нефти и металлов.
Рисунок 8. Курс рубля за доллар США, средний за период
Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля (см.рис. 8) привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации. С конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок. Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10%.4
3.2 АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ.
Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его преодоление.
Общей целью реализуемой Правительств
В октябре – декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, правительство начало реализацию антикризисных мер, направленных на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России.
С начала проведения антикризисной политики в качестве приоритетов были заявлены:
Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3% ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. Это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротства среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора.
Десятки миллиардов долларов из бюджета были перечислены на счета неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.
В период острой фазы кризиса сокращение горизонта экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволят его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими приоритетами.
После завершения цикла принятия «пожарных мер», а также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная потребность в системной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальному сектору экономики.
Таким образом, в весьма сжатые сроки (практически с ноября 2008г.) был заявлен широкий набор антикризисных мер по поддержке реального сектора экономики, реализация которых потребовала не только разработки и принятия множества нормативных правовых актов, но и формирования новых механизмов «ручного управления» по ряду инструментов. Многие меры реализовывались в условиях жестких временных ограничений, сильнейшего давления различных групп интересов.
В то же время проведение антикризисной политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), совершенствования налогового регулирования.
В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих задач:
Ряд мер сложно отнести только к одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные меры в рамках социальной политики могут также рассматриваться в контексте стимулирования внутреннего спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.
Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:
1. Курсовая политика;
2. Поддержка банковской системы;
3. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;
4. Налоговая и бюджетная политика;
5. Тарифная политика;
6. Содействие занятости населения;
7. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;
8. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;
9. Нефтяная промышленность;
10. Автомобилестроение;
11. Сельхозмашиностроение;
12. Оборонно-промышленный комплекс;
13. Малый и средний бизнес;
14. Авиационные перевозки;
15. Розничная торговля;
16. Аграрно-промышленный комплекс;
17. Инфраструктурные проекты;
18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер.
Для повышения устойчивости российской экономики проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики. Утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры.6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе был проведен подробный анализ мирового финансового кризиса 2008 года. В ходе ее написания была рассмотрена общая теория экономических кризисов, выяснены особенности и последствия финансового кризиса 2008 года, выявлены направления антикризисных мер и произведена оценка их эффективности, была проанализирована динамика основных макроэкономических показателей, путем проведения сравнения данных за предыдущий и рассматриваемый периоды, и намечены перспективы развития экономики России и меры устранения последствий кризиса. Поставленная цель была достигнута.
Исходя из анализа проделанной работы, можно сделать следующий вывод: в России начало 2010 года можно считать завершением финансового кризиса, взявшего начало в 2008 году. От него остались только последствия, которые нанесли огромный сокрушительный урон экономике нашей страны и не только, сильно пострадало и население этих стран, оставшись без работы и без средств к существованию.
Причины российского финансового кризиса 2008-2009 годов лежат далеко за пределами страны. Экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал ряд других процессов, последствия которых постепенно накапливались и просто не могли не привести к тому, что имеется сейчас.
Именно тот набор признаков, что первой половине 2008-го года предвещал нехорошее развитие ситуации в мировой экономике, сейчас определенно указывает на то, что произошел перелом. Лавинообразное падение рынков и экономики не только в целом остановилось, но и после двух-трех месяцев неопределенности сменяется на движение в обратную сторону.
На ликвидацию последствий, которые нанес кризис, уйдет еще немало времени. Не все отрасли экономики в мире и в России будут восстанавливаться одинаково, некоторые уже и вовсе не достигнут высот и скоростей развития, которые наблюдались до кризиса. Но мировая экономика в целом будет восстановлена. Кризис заложил предпосылки для структурной перестройки мировой экономики и неоднородная скорость восстановления различных индустрий приведет в конечном итоге к тому, что после-кризисная экономика, будет иметь другую "силовую структуру", нежели та, что была в начале 2008-го.
Хотелось бы надеяться, что руководство и экономические эксперты России сделают все необходимые выводы из произошедшего, так как стали очевидны серьезные ошибки в экономическом планировании и распределении финансовых ресурсов. Стала совершенно ясна крайняя уязвимость российской экономики и низкий запас ее внутренней устойчивости. Очень важно, чтобы были существенно пересмотрены системные принципы развития, которых придерживается правительство, во избежание начала нового кризиса. Для этого необходимо добиться самодостаточности российской экономики в основных индустриях, таких как пищевая промышленность, сельское хозяйство, тяжелая промышленность и станкостроение, критические высокотехнологические сектора экономики. Следует не только создать условия для накопления крупных резервов энергоносителей и других критически важных ресурсов (например, меди, титана и алюминия), но и разработать технологии длительного хранения большого объема зерна и других пищевых ресурсов. Необходима финансовая система, способная быстро перестроиться только на внутренние потоки. Среди наиболее безопасных направлений международной торговли и повышения взаимозависимости следует рассматривать не США и Китай, а скорее Индию и Германию. Необходимо добиться модернизации армии - хотя бы для того, чтобы направить мысли потенциальных противников в иную сторону, нежели Россия с ее обветшалой военной машиной.