Мировые финансовые кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ мирового финансового кризиса 2008 года.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ознакомиться с теорией экономических кризисов;
выяснить особенности и последствия финансового кризиса 2008 года;
выявить направления и оценить эффективность антикризисных мер;
проанализировать динамику основных макроэкономических показателей России;
определить последствия кризиса.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………………… 3
1. Понятие и сущность финансовых кризисов……………….. …………........ 4
1.1 Финансовые кризисы, как часть экономической системы……………….. 4
1.2 Самые крупные финансовые кризисы ХХ века………............................... 6
2. Современный финансово-экономический кризис………………………... 9
2.1 Причины возникновения и проявления финансового кризиса…………... 9
2.2 Формы проявления финансовых кризисов………………………………... 14
3. Мировой финансовый кризис в России…………………..………………… 17
3.1 Реальный сектор экономики России в условиях кризиса........................... 17
3.2 Антикризисные меры правительства России…………………..…............. 22
Заключение……………………………………………………………………… 27
Литература………………………………………………………………………. 29

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 873.50 Кб (Скачать файл)

Резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ (Московская Межбанковская Валютная Биржа), падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре – ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики:

- начался резкий спад  промышленного производства (см. рис. 5). В декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре – 8,7%), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.2

Рисунок 5 Объем производства промышленной продукции.

 - первая волна сокращений рабочих мест3 (см. рис. 6).

 

Рисунок 6. Общий уровень безработицы в РФ в процентах к экономически активному населению.

Впервые страна столкнулась  с экономическим кризисом глобального  масштаба, с которым не сравнится даже кризис на азиатских рынках, послуживший причиной для дефолта 1998 года. Если в начале 2008 года экономический блок правительства боролся с запредельной инфляцией, то в конце года перед ним предстала перспектива первого за десятилетие экономического спада.

2007 год закончился  неудачей правительства в борьбе  с ростом цен. По официальным  данным, он достиг 11,9 процента, что  было намного выше, чем планировалось ранее.

 

Рисунок 7. Инфляция. Индекс потребительских цен

 

Инфляция в первой половине года была не только российской трудностью, равномерно распределившись среди большинства стран мира. Рекордные за десятилетия показатели роста цен были отмечены в США, еврозоне, Китае, Индии и государствах Восточной Европы. В большинстве своем они были вызваны стремительным подорожанием сельскохозяйственной продукции, нефти и металлов.

 

Рисунок 8. Курс рубля за доллар США, средний за период

 

Попытки правительства  сдержать падение курса российского рубля (см.рис. 8) привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации. С конца ноября 2008 финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок. Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10%.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ.

 

Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его преодоление.

Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.

В октябре – декабре 2008 года, когда мировой экономический  кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, правительство начало реализацию антикризисных мер, направленных на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России.

С начала проведения антикризисной  политики в качестве приоритетов были заявлены:

  • поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;
  • социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест. Данный приоритет имеет большое значение, так как подразумевает защиту граждан от безработицы, индексацию пенсий, то есть выполнение обязательств перед россиянами “в полном объеме”. Проведение софинансирования региональных программ из федерального бюджета;
  • поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса. В целях поддержки оживления экономики будут приняты меры по расширению кредитования предприятий, реструктуризации задолженности реального сектора. Продолжится предоставление госгарантий по заимствованиям градообразующих предприятий. Принятие мер по стимулированию спроса, в том числе в автомобильной промышленности и жилищном строительстве;
  • поддержка градообразующих предприятий.5

Антикризисные меры первого  этапа позволили не допустить  разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3% ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. Это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротства среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора.

Десятки миллиардов долларов из бюджета были перечислены на счета  неплатежеспособных банков в виде займов. Государственный Внешэкономбанк предоставил 50 миллиардов долларов заёмных средств тем российским компаниям, которые не в состоянии справиться с выплатой валютных долгов. В результате Россия оказалась в довольно неплохом положении, будучи в состоянии пережить нынешний кризис. У нее огромные запасы денежных средств, а ее банковская система хоть и нестабильна, но не настолько велика в сопоставлении с остальной экономикой, как в западных странах.

В период острой фазы кризиса  сокращение горизонта экономической  политики было неизбежным, но систематический  мониторинг принятых мер и структурированная предварительная оценка новых мер позволят его удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными стратегическими приоритетами.

После завершения цикла  принятия «пожарных мер», а также  с осознанием длительности кризиса усиливается объективная потребность в системной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальному сектору экономики.

Таким образом, в весьма сжатые сроки (практически с ноября 2008г.) был заявлен широкий набор антикризисных мер по поддержке реального сектора экономики, реализация которых потребовала не только разработки и принятия множества нормативных правовых актов, но и формирования новых механизмов «ручного управления» по ряду инструментов. Многие меры реализовывались в условиях жестких временных ограничений, сильнейшего давления различных групп интересов.

В то же время проведение антикризисной политики позволило  ускорить реализацию ряда ранее запланированных  стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), совершенствования налогового регулирования.

В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной  политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих задач:

  • расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);
  • снижение нагрузки на бизнес (налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки; ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий);
  • смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);
  • стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);
  • поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

Ряд мер сложно отнести  только к одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные меры в рамках социальной политики могут также рассматриваться в контексте стимулирования внутреннего спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.

Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:

1. Курсовая политика;

2. Поддержка банковской  системы;

3. Поддержка финансового  рынка и защита российских  предприятий от недружественных поглощений;

4. Налоговая и бюджетная политика;

5. Тарифная политика;

6. Содействие занятости  населения;

7. Жилищное строительство  и содействие гражданам на  рынке жилья;

8. Поддержка деловой  активности в реальном секторе  экономики;

9. Нефтяная промышленность;

10. Автомобилестроение;

11. Сельхозмашиностроение;

12. Оборонно-промышленный  комплекс;

13. Малый и средний  бизнес;

14. Авиационные перевозки;

15. Розничная торговля;

16. Аграрно-промышленный  комплекс;

17. Инфраструктурные проекты;

18. Организационное сопровождение  реализации антикризисных мер.

Для повышения устойчивости российской экономики проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики. Утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе был  проведен подробный анализ мирового финансового кризиса 2008 года. В ходе ее написания была рассмотрена общая теория экономических кризисов, выяснены особенности и последствия финансового кризиса 2008 года, выявлены направления антикризисных мер и произведена оценка их эффективности, была проанализирована динамика основных макроэкономических показателей, путем проведения сравнения данных за предыдущий и рассматриваемый периоды, и намечены перспективы развития экономики России и меры устранения последствий кризиса. Поставленная цель была достигнута.

Исходя из анализа проделанной работы, можно сделать следующий вывод: в России начало 2010 года можно считать завершением финансового кризиса, взявшего начало в 2008 году. От него остались только последствия, которые нанесли огромный сокрушительный урон экономике нашей страны и не только, сильно пострадало и население этих стран, оставшись без работы и без средств к существованию.

Причины российского  финансового кризиса 2008-2009 годов  лежат далеко за пределами страны. Экономическая ситуация ухудшилась не за один день, этому предшествовал ряд других процессов, последствия которых постепенно накапливались и просто не могли не привести к тому, что имеется сейчас.

Именно тот набор  признаков, что первой половине 2008-го года предвещал нехорошее развитие ситуации в мировой экономике, сейчас определенно указывает на то, что произошел перелом. Лавинообразное падение рынков и экономики не только в целом остановилось, но и после двух-трех месяцев неопределенности сменяется на движение в обратную сторону.

На ликвидацию последствий, которые нанес кризис, уйдет еще немало времени. Не все отрасли экономики в мире и в России будут восстанавливаться одинаково, некоторые уже и вовсе не достигнут высот и скоростей развития, которые наблюдались до кризиса. Но мировая экономика в целом будет восстановлена. Кризис заложил предпосылки для структурной перестройки мировой экономики и неоднородная скорость восстановления различных индустрий приведет в конечном итоге к тому, что после-кризисная экономика, будет иметь другую "силовую структуру", нежели та, что была в начале 2008-го.

Хотелось бы надеяться, что руководство и экономические эксперты России сделают все необходимые выводы из произошедшего, так как стали очевидны серьезные ошибки в экономическом планировании и распределении финансовых ресурсов. Стала совершенно ясна крайняя уязвимость российской экономики и низкий запас ее внутренней устойчивости. Очень важно, чтобы были существенно пересмотрены системные принципы развития, которых придерживается правительство, во избежание начала нового кризиса. Для этого необходимо добиться самодостаточности российской экономики в основных индустриях, таких как пищевая промышленность, сельское хозяйство, тяжелая промышленность и станкостроение, критические высокотехнологические сектора экономики. Следует не только создать условия для накопления крупных резервов энергоносителей и других критически важных ресурсов (например, меди, титана и алюминия), но и разработать технологии длительного хранения большого объема зерна и других пищевых ресурсов. Необходима финансовая система, способная быстро перестроиться только на внутренние потоки. Среди наиболее безопасных направлений международной торговли и повышения взаимозависимости следует рассматривать не США и Китай, а скорее Индию и Германию. Необходимо добиться модернизации армии - хотя бы для того, чтобы направить мысли потенциальных противников в иную сторону, нежели Россия с ее обветшалой военной машиной.

Информация о работе Мировые финансовые кризисы