Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:03, курсовая работа
Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.
Министерство образования и
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уфимский Государственный
Филиал ФГБОУВПО УГНТУ в г. Стерлитамаке
Кафедра гуманитарных наук
по экономике
Вариант 21
Выполнил: студент группы АКв-09-31 Гильманов Р.Ф.
Проверил: Бахтигареева Л.Т.
2011
Задание 1
Характеристика
Характеристика олигополистического рынка.
Олигополия - это тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж.
Признаки, определяющие особенности олигополии:
− ограниченное число фирм;
− значительная концентрация производства у отдельных фирм;
− ограниченный доступ в отрасль;
− стратегическое поведение фирм.
Олигополистический рынок может быть представлен стандартизированным (чистая олигополия) и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. В условиях олигополистического взаимодействия (реагирование на действия друг друга) особенность рынка состоит в том, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов. На олигополистическом рынке фирмы тесно взаимодействуют друг с другом и принимают производственные решения с учетом реакции своих конкурентов.
В условиях олигополии конкурентное
взаимодействие фирм затрагивает все
сферы конкуренции: цену, объем продаж,
долю рынка, дифференциацию продукции,
стратегию стимулирования сбыта, инновационную
деятельность, услуги. В зависимости
от ситуации фирмы могут избрать
разные конкурентные стратегии. Поэтому
для олигополистических рынков единой
точки равновесия, к которой стремятся
фирмы, нет, а фирмы одной отрасли
могут взаимодействовать и как
монополисты, и как конкурентные
фирмы. Когда фирмы отрасли
Картель – это группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение объемов выпуска) и цены (фиксация) в целях получения монопольной прибыли.
Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену
Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, т. е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее отсутствует побуждение повышать цену. К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.
Модель Курно. График.
Впервые попытку создать теорию олигополии предпринял французский математик, философ и экономист Антуан Огюстен Курно (1801-1877) еще в 1838 г. Однако его книга, в которой излагалась эта теория, осталась незамеченной современниками. В 1863 г. он выпустил новую работу "Принципы теории богатства", где изложил старые положения своей теории, но без математических доказательств. Лишь в 70-е гг. XIX в. последователи стали развивать его идеи.
Модель Курно исходит
из того, что на рынке действуют
только две фирмы и каждая фирма
принимает цену и объем производства
конкурента неизменными, а затем
принимает свое решение. Каждый из двух
продавцов допускает, что его
конкурент всегда будет удерживать
свой выпуск стабильным. В модели предполагается,
что продавцы не узнают о своих
ошибках. Фактически же эти предположения
продавцов о реакции
Модель Курно представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель дуополии Курно
Предположим, что первым
начинает производство дуополист 1, который
в первое время оказывается
На втором шаге дуополист 1, допуская, что выпуск дуополиста 2 сохранится стабильным, решит покрыть половину оставшегося все еще неудовлетворенным спроса. Исходя из того что дуополист 2 покрывает четверть рыночного спроса, выпуск дуополиста 1 на втором шаге составит (1/2)x(1- 1/4), т.е. 3/8 всего рыночного спроса, и т. д. С каждым последующим шагом выпуск дуополиста 1 будет уменьшаться, в то время как выпуск дуополиста 2 будет увеличиваться. Такой процесс окончится уравновешиванием их выпуска, и тогда дуополия достигнет состояния равновесия Курно.
Модель Курно многие экономисты
считали наивной по следующим
основаниям. Модель допускает, что дуополисты
не делают никаких выводов из ошибочности
своих предположений
На рис. 2 кривая реагирования I представляет максимизирующий прибыль выпуск первой фирмы как функцию от выпуска второй. Кривая реагирования II представляет максимизирующий прибыль выпуск второй фирмы как функцию от выпуска первой.
Рис. 2. Кривые реагирования
Кривые реагирования можно использовать для того, чтобы показать, как устанавливается равновесие. Если следовать стрелкам, нарисованным от одной кривой к другой, начиная с выпуска q1 = 12 000, то это приведет к осуществлению равновесия Курно в точке Е, в которой каждая фирма производит 8000 изделий. В точке Е пересекаются две кривые реагирования. Это и есть равновесие Курно.
КУРНО Антуан Огюстен (1801-1877),
французский экономист, математик
и философ, предшественник математической
школы буржуазной политической экономии.
В работе "Исследования математических
принципов теории богатства" (1838)
он предпринял попытку исследовать
экономические явления с
Задание 2
На основе данных, приведенных в таблице 1, выполните следующие действия:
Таблица 1:
Набор 1 (IQ1) |
Набор 2 (IQ2) |
Набор 3 (IQ3) | |||
Бутерброд (F) |
Поездка в автобусе (H) |
Бутерброд (F) |
Поездка в автобусе (H) |
Бутерброд (F) |
Поездка в автобусе (H) |
10 |
500 |
50 |
600 |
15 |
320 |
20 |
440 |
70 |
550 |
40 |
300 |
60 |
360 |
90 |
500 |
70 |
260 |
100 |
310 |
120 |
450 |
100 |
250 |
150 |
260 |
150 |
400 |
130 |
230 |
200 |
210 |
200 |
360 |
190 |
150 |
270 |
180 |
250 |
340 |
250 |
120 |
320 |
160 |
320 |
320 |
300 |
100 |
360 |
140 |
380 |
300 |
360 |
80 |
410 |
130 |
450 |
280 |
400 |
70 |
а) На основе таблицы 1 постройте кривые безразличия и определите, какой набор товаров имеет наиболее высокий/низкий уровень полезности.
Построим кривые безразличия:
Наиболее высокий уровень полезности имеет набор №2 (IQ2) (т.к. он находится дальше от начала координат), а самый низкий уровень полезности имеет набор №3 (IQ3)
б) Расположите следующие варианты наборов товаров (Таблица 2) в порядке убывания их уровня полезности.
Таблица 2:
Вариант |
Бутерброд (F) |
Поездка в автобусе (H) |
А |
30 |
400 |
Б |
80 |
525 |
В |
70 |
325 |
Г |
90 |
300 |
Д |
350 |
310 |
Расположим данные наборы товаров в порядке убывания их уровня полезности: Б, А, Д, (В, Г).
в) Определите потребительский выбор на основе правила максимизации полезности, если цена бутерброда – 25р, стоимость одной поездки в автобусе – 10р. Доход потребителя – 8000р.
Для определения потребительского выбора необходимо построить бюджетную линию. Для её построения найдем максимальное количество товаров А и Б, которые потребитель может приобрести.
По полученным значениям построим бюджетную линию.
Точки, в которой совмещаются кривая безразличия и бюджетная прямая линия, является искомой. Перпендикуляры, проведённые из этой точки на координаты для двух товаров, оптимизируют равновесное состояние потребителя, максимизируя совокупную полезность от двух товаров (бутербродов 40 и поездок в автобусе 700, 160 и поездок в автобусе 400). Мы имеем фиксированные цены и доход, поэтому проверим полученные данные:
P1Q1+P2Q2 < 8000; 25*40+10*700=8000; 25*160+10*400=8000
Для того чтобы определить потребительский выбор, схематически переместим кривую безразличия IQ2 к месту ее пересечения с бюджетной линией. Точка касания бюджетной линии к кривой и есть оптимальный выбор потребителя. Таким образом, при заданном денежном доходе потребителя максимальную совокупную полезность потребителю принесет комбинация из 40 бутербродов и 700 поездок в автобусе. Эта комбинация и будет оптимальным выбором потребителя.
Задание №3
По данным таблицы 3 определите:
Таблица 3
Объем производства, т. |
Общие издержки, тыс.р. |
0 |
120 |
20 |
140 |
45 |
160 |
75 |
180 |
110 |
200 |
145 |
220 |
180 |
240 |
210 |
260 |
235 |
280 |
255 |
300 |
270 |
320 |
280 |
340 |
а) Постоянные издержки, тыс.р.
Определим постоянные издержки (TFC) при нулевом объеме производства из формулы нахождения общих суммарных издержек (TC):
TC=TFC+TVC
TFC=TC-TVC
Получим TFC=120, при TC = 120 и TVC =0.
б) Переменные издержки, тыс.р.
Также из формулы нахождения общих суммарных издержек (TC), находим суммарные переменные издержки (TVC):
TC=TFC+TVC
TVC=TC-TFC
в) Средние постоянные издержки, тыс.р.
Далее находим средние постоянные издержки (AFC), учитывая то, что при любом объеме производства (Q), постоянные суммарные издержки(TFC) постоянны и будут равны 120:
AFC=TFC/Q
г) Средние переменные издержки, тыс.р.
Находим средние переменные издержки (AVC) по формуле:
AVC=TVC/Q
д) Средние общие издержки, тыс.р.
Средние общие издержки (ATC) найдем по формуле:
ATC=TC/Q
е) Предельные издержки, тыс.р.
Предельные издержки (MC) вычислим по формуле:
MC= ∆TC/∆Q
Вычислив все издержки для каждого объема производства, строим таблицу:
Таблица 4
Объем производства Q,т |
Суммарные издержки, тыс.р. |
Средние издержки, тыс.р. |
Предельные | ||||
Пост. TFC |
Перем.TVC |
Общие TC |
Пост. AFC |
Перем.AVC |
Общие ATC | ||
0 |
120 |
0 |
120 |
- |
- |
- |
1 |
20 |
120 |
20 |
140 |
6 |
1 |
7 | |
45 |
120 |
40 |
160 |
2,666667 |
0,88888889 |
3,55555556 |
0,666666667 |
75 |
120 |
60 |
180 |
1,6 |
0,8 |
2,4 | |
110 |
120 |
80 |
200 |
1,090909 |
0,72727273 |
1,81818182 |
0,571428571 |
145 |
120 |
100 |
220 |
0,827586 |
0,68965517 |
1,51724138 | |
180 |
120 |
120 |
240 |
0,666667 |
0,66666667 |
1,33333333 |
0,666666667 |
210 |
120 |
140 |
260 |
0,571429 |
0,66666667 |
1,23809524 | |
235 |
120 |
160 |
280 |
0,510638 |
0,68085106 |
1,19148936 |
1 |
255 |
120 |
180 |
300 |
0,470588 |
0,70588235 |
1,17647059 | |
270 |
120 |
200 |
320 |
0,444444 |
0,74074074 |
1,18518519 |
2 |
280 |
120 |
220 |
340 |
0,428571 |
0,78571429 |
1,21428571 |