Модели экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявить специфику существующих моделей экономического роста.
Для достижения данной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и содержание понятия экономического роста;
- описать кейнсианские модели экономического роста;
- раскрыть особенности неоклассических моделей экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
1.1. Понятие и типы экономического роста. …………………………….5
1.2. Источники и факторы экономического роста……………………….9
1.3. Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь……………………………………………………………………12
2. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.
2.1. Кейнсианские модели экономического роста……………………...22
2.2. Неоклассические модели экономического роста…………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая работа ЭУП .docx

— 129.91 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра мировой экономики и международного бизнеса

 

 

 

Курсовая работа по предмету «Макроэкономика»

 

МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

Специальность «Экономика и управление на предприятии»

 

 

Автор работы Студентка 2 курса, 3 группы д/о                                     С.Б.Султанова

 

Руководитель М.э.н., ст. преподаватель                       Е.С.Данилюк

 

 

 

 

Гродно 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

1.1. Понятие и типы экономического  роста. …………………………….5

1.2. Источники и факторы  экономического роста……………………….9

1.3. Проблемы и перспективы  экономического роста в Республике  Беларусь……………………………………………………………………12

2. МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА.

2.1. Кейнсианские модели экономического роста……………………...22

2.2. Неоклассические модели  экономического роста…………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономический рост является одним из центральных объектов исследования современной макроэкономики. Экономический рост служит основой решения большинства социально-экономических проблем, является главным фактором цивилизационного прогресса и результатом развития науки, техники, институциональных факторов. Параметры экономического роста и их динамика широко используется для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Экономический рост изучался экономистами-теоретиками всех поколений. В последнее время теория экономического роста стала отдельным, сравнительно обособленным разделом экономической теории. Несмотря на это, окончательная интерпретация и формализация этого явления еще не завершена. На основе рассмотрения показателей экономического роста, динамики уровня жизни, население оценивает деятельность высших органов. Но экономический рост зависит не только от потенциала национального хозяйства, но и от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

Можно сказать, что экономический рост – это увеличение ВВП на душу населения, а увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из самых основных задач экономической политики любого государства, чему способствуют различные теории экономического роста, которые в какой то мере применяются на практике.

Тема экономического роста и была, есть и будет актуальна во все времена, так как она касается каждой, отдельно взятой личности, и планеты в целом, так как проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств.

Цель данной курсовой работы выявить специфику существующих моделей экономического роста.

Для достижения данной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность  и содержание понятия экономического  роста;

- описать кейнсианские  модели экономического роста;

- раскрыть особенности  неоклассических моделей экономического  роста.

Объектом исследования является экономический рост.

Предметом исследования выступают кейнсианские и неоклассические модели экономического роста.

Основными методами исследования являются теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, метод графического моделирования.

В работе использовались учебники и учебные пособия следующих авторов: …, а также интернет-источники.

 

1. СОДЕРЖАНИЕ И  СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

 

1.1. Понятие и типы экономического роста

Проблема экономического роста для экономической науки по историческим меркам относительно нова. К первым попыткам ее решения можно отнести теорию “динамики” классической школы и теорию “расширенного воспроизводства” К. Маркса. С конца XIX в. до 30-х гг. XX в. западные экономисты разрабатывали в основном динамику краткосрочного периода. Лишь после второй мировой войны исследование проблем экономического роста заняло важное место. В связи с трудностями измерения процессов экономического развития в макроэкономике анализируют экономический рост и циклическое развитие.

Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование производства и увеличение национального продукта, способствующие решению проблем ограниченности ресурсов и повышению уровня жизни.

Экономический рост в стране имеет экономические и социальные последствия, которые могут быть позитивными или негативными. 
   Экономические последствия охватывают стадию производства. Среди них наиболее существенны повышение производительности и интенсивности труда, фондовооруженности, улучшение качества рабочей силы, совершенствование технологии и организации производства. Социальные последствия определяются экономическими и охватывают фазы распределения и потребления. К ним относятся рост уровня доходов различных слоев населения, улучшение качества потребления за счет совершенствования количества и структуры национального продукта, что отражается в общем увеличении уровня жизни населения. В то же время постоянный экономический рост не всегда желателен (особенно это касается стран, уже достигших высокого уровня благосостояния). В частности, индустриализация производства способствует загрязнению окружающей среды, так как в производстве отсутствует полная утилизация отходов. Высокий уровень внедрения новых технологий в развитых странах приводит к моральному старению профессиональных кадров и необходимости их замены новым, что обостряет социальные проблемы, ведет к росту безработицы. Проблемы неравенства доходов также не “решаются” экономическим ростом автоматически, для этого необходимы выработка и проведение в жизнь государством различных социальных программ, а не наращивание масштабов производства и размеров национального продукта. Типы экономического роста, экстенсивный тип. Расширенное воспроизводство или экономический рост совокупного общественного продукта бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный экономический рост происходит благодаря простому наращиванию применяемых факторов: средства производства и рабочей силы. Как уже было сказано, экстенсивный экономический рост является исторически первоначальным путем расширенного воспроизводства. Поэтому он имеет ряд отрицательных характеристик, которые являются последствием несовершенства данного типа. Очень важно будет рассмотреть проблемы связанные с экстенсивным экономическим ростом, т.к. являясь первой моделью расширенного воспроизводства, этот тип есть еще и базис для дальнейшего экономического развития. Поэтому необходимо осветить эти проблемы, для того чтобы исключить ошибки в будущем. Экстенсивный путь, благодаря привлечению в производство все больше рабочей силы, способствует сокращению уровня безработицы, обеспечению наибольшей занятости рабочих ресурсов. Программа восстановления и поддержания в разумных масштабах полной занятости является неоспоримым средством ускорения темпов роста. Тем не менее, здесь следует сделать несколько оговорок. Если мы уменьшим уровень безработицы с 6 до 3%, то это уменьшение представляется значительным. И с точки зрения людей оно таким и является. Однако в переводе на продукцию это означает, что мы перешли с уровня занятости в 94% к уровню занятости в 97%. Это соотношение 97/94 или 3/94 - нельзя игнорировать, и оно дает более точное представление, нежели соотношение 3/6 или 50%, об увеличении производства, которое может быть достигнуто посредством политики высокой занятости. Кроме того, сократив безработицу с 6 до 3%, мы можем дополнительно увеличить годовой темп роста на 3% (или 3/94) , доведя его, например, с обычных 4 до 7% в год. Но такие высокие темпы по своей природе временны. Состояние полной занятости, раз оно достигнуто, не может восстанавливаться заново ежегодно. В следующем году рост будет происходить снова прежним темпом в 4% из-за отсутствия свободной рабочей силы, которую можно было бы использовать в воспроизводстве. Рассматривая такой фактор как рабочая сила, следует отметить, что образование и профессиональная подготовка работников повышают производительность труда, а следовательно ускоряют темп экономического роста. Инвестиции в человеческий капитал - важное средство повышения производительности труда. По оценкам Денисона, улучшение качества рабочей силы определило 14% прироста реального национального дохода в США. Следующая проблема, при экстенсивном типе, которую следует рассмотреть - это застой, при котором количественное увеличение выпуска продукции не сопровождается технико-экономическим прогрессом. Но технический прогресс является важным двигателем экономического роста; им определяется 28% прироста реального национального дохода в период 1929 -1982 гг. в США. По определению, технический прогресс включает в себя не только совершенно новые методы производства, но также и новые формы управления и организации производства. Вообще говоря, под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. На практике технический прогресс и капиталовложения тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование. При экстенсивном экономическом росте выпуск продукции повышается в той же степени, в какой возрастают величины используемых производственных основных фондов, материальных ресурсов и численности работников, следовательно, на неизменном уровне остаются значение такого экономического показателя как фондоотдача и другие, иначе говоря, общая эффективность производства остается, в лучшем случае неизменной. Следовательно, не хватает средств на обновление основных производственных фондов (здания, оборудование), фактически не внедряются новейшие научно-технические разработки. Так, в бывшем СССР износ производственных основных фондов возрос за 1986-1990 гг. с 38% до 41%.

Экстенсивный тип экономического роста позволяет быстро осваивать природные ресурсы. Но вследствие того, что использования этих ресурсов при экстенсивном типе идет нерационально, происходит быстрое истощение рудников, пахотного слоя земли, полезных ископаемых. При экстенсивном экономическом росте такой показатель как материалоемкость остается фактически неизменной, а так как производство растет, то неизбежно истощается невосполнимая сырьевая база. Следовательно, приходится расходовать все больше труда и средств производства для добычи каждой тонны топлива и сырья. Проблема развития природных ресурсов сливается с проблемой усовершенствования техники для более рационального использования ресурсов, снижения материалоемкости продукции и с проблемой обеспечения оборудования и орудий для использования и обнаружения этих ресурсов.

Примерно 19% - почти 1/5 - ежегодного прироста реального национального дохода США за период 1929-1982 гг. определялось увеличением капиталовложений. Неудивительно, что производительность труда работника повысится, если им будет использоваться больше основного капитала. Нужно подчеркнуть, что объем основного капитала, приходящийся на одного работника, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. За данный период времени вполне можно увеличить совокупный объем капитала, но если численность рабочей силы возрастает быстрее, производительность труда падает, т.к. сокращается фондовооруженность каждого работника. При экстенсивном пути экономического роста как раз возникает эта проблема. Основные фонды изнашиваются и в условиях полной занятости населения фондовооруженность работника сокращается. Яркий пример - бывший СССР, где фактически существовала абсолютная занятость населения, а уровень и морального и физического износа основных фондов превышал десятки лет, из-за этого вводилась посменная работа, люди работали в 2-ую, 3-ю смены. Инфраструктура Российской федерации (шоссейные дороги, мосты, общественный транспорт, система водоочистки и муниципального водоснабжения, аэропорты и т.д.) все чаще сталкивается с проблемами морального и физического износа; кроме того, развитие инфраструктуры недостаточно для решения задач экономического роста в будущем. Понадобится существенно увеличить инвестиции государства в эту отрасль, чтобы ускорить экономический рост. Замедление экономического роста в период СССР в значительной степени объясняется недостатком капиталовложений в развитие инфраструктуры.

 

1.2. Источники и  факторы экономического роста

 

Оценить экономический рост можно с помощью системы взаимосвязанных показателей, отражающих изменение результата производства и его факторов.

В условиях рыночной экономики для обеспечения производства товаров и услуг необходимы три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт Y есть функция от затрат труда (L), капитала (K), и природных ресурсов (N): Y=f(L,К,N).

Во-первых, важным показателем экономического роста является отношение Y/L-производительность труда, т.е. отношение объема выпуска продукции к затратам живого труда, осуществленным в процессе производства товаров и услуг. Обратное отношение –L/Y называется трудоемкостью продукции.

Во- вторых, отношение объема продукции к величине использованного в процессе производства капитала Y/K это производительность капитала, или капиталоотдача. Обратный показатель K/Y –это капиталоемкость продукции.

В третьих, важным показателем экономического роста является и отношение объема продукции к затратам природных ресурсов – земли, энергии и т.п. Y/N производительность природных ресурсов. Обратное отношение N/Y ресурсоемкость продукции.

Рассмотренные показатели Y/L, Y/K,Y/N характеризуют производительность соответствующих факторов производства.

Кроме указанных соотношений между выпуском продукции и отдельными факторами производства используются и соотношения между самими факторами производства для характеристики связи между ними. Таким показателем является прежде всего соотношение между затратами капитала и затратами труда (K/L), т.е. капиталовооруженность труда.

Необходимо также отметить, что для анализа экономического роста имеют важные значение и показатели предельной производительности, которые определяют размер прироста выпуска продукции в зависимости от прироста каждого отдельного фактора при неизменности остальных факторов производства. Во - первых, это отношение добавочного продукта к добавочному труду, т.е. предельная производительность труда, во- вторых, это отношение добавочного продукта к добавочному капиталу, т.е. предельная производительность капитала. В третьих, отношение добавочной продукции к добавочному использованию природных ресурсов, т.е. предельная производительность природных ресурсов.

Все показатели предельной производительности (труда, капитала и природных ресурсов) выражают определенный вклад каждого фактора производства в увеличении общего объема выпуска продукции. Таким образом, общий объем выпуска продукции представляет собой сумму произведений величины каждого из используемых факторов производства на его предельную производительность.

Главным инструментом анализа экономического роста является производственная функция,

которая выражает зависимость между максимальным выпуском продукции и затратами, которые необходимы для ее производства, а также зависимость между самими затратами.

В экономической теории принято выделять факторы экономического роста, лежащие на стороне совокупного спроса, и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения.

К факторам, лежащим на стороне совокупного предложения относятся:

1) количество и качество природных ресурсов;

2) количество и качество трудовых ресурсов;

3) объем основного капитала;

4) уровень научно- технического прогресса.

От факторов совокупного спроса зависит реализация выросшего национального продукта, т.е. все элементы совокупного спроса должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Кроме того, к факторам, связанным с совокупным спросом, относится и эффективное распределение ресурсов.

Важнейшим из факторов являются затраты труда.

Этот фактор определяется прежде всего численностью населения страны. Однако часть населения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда, к ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу.

На октябрь 2003г. в Белоруссии зарегистрировано 140,7 тыс. безработных, их численность с января увеличилась на 10,2 тыс., а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16,7 тыс.чел. Уровень безработицы по Республике достиг 2,3%. Конкуренция на свободные места на рынке труда продолжает расти и в настоящее время.

Однако изменение затрат труда числом занятых не в полной мере отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличение затрат рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов прироста населения, от желания работать, от уровня безработицы, уровня пенсионного обеспечения и т.п. Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития.

 

1.3. Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь

Принято считать, что Беларусь получила в наследство современный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стремление побыстрее загрузить заказами имеющиеся производственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства.

В одном случае этому препятствовали разорванные экономические связи, резкое снижение платежеспособного спроса прежних покупателей.

В другом случае некоторая часть государственных предприятий, продукция которых продолжала пользоваться спросом, в том числе и на внешних рынках, испытывала острый дефицит оборотных средств, утраченных под воздействием гиперинфляции, господствовавшего бартера и просто бесхозяйственности.

Информация о работе Модели экономического роста