Модели экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматривается понятие макроэкономического равновесия;
- изучается классическая теория макроэкономического равновесия;
- раскрывается макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории;
- рассматриваются проблемы реформирования отечественной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 МОДЕЛИ ОБЩЕГО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ.5
1.1 Понятие макроэкономического равновесия……………………………5
1.2 Классическая теория макроэкономического равновесия………...…..10
1.3 Макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории…….…….13
1.4 Синтезированная модель макроэкономического равновесия………..16
ГЛАВА 2 ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ СТРАНАХ………………….…19
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РБ…………………………………………………………………………………24
3.1 Особенности реформирование национальной экономики………….24
3.2 Макроэкономическое равновесие в РБ…………………………….….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................42

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

С целью недопущения  дестабилизации основных рынков страны и для принятия мер в ответ на изменения условий поставок энергоносителей начали реализовываться правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей.

Основные задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций [19, с. 141].

В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые  преобразования замедлились в связи:

- с недостаточно благоприятной  правовой и экономической средой  для развития бизнеса;

- слабой государственной  поддержкой предпринимательской  деятельности;

- низким уровнем инвестиционной  привлекательности для зарубежных  инвестиций;

- отсутствием широкого  слоя эффективных собственников,  ориентированных на долгосрочное  развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;

- низким уровнем эффективности  управления и экономической ответственности  собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.

Медленно формируется  рыночная инфраструктура, особенно рынки  капитала, ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения  рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

Важнейшей особенностью политики экономической стабилизации Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.

На современном этапе  в политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами цены значительно либерализованы, однако определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен. Снижение основных индексов, характеризующих уровень инфляции в стране начиная с 2003 г. свидетельствует о том, что указанные меры белорусского правительства позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране.

Показатели инфляции отражают успехи денежно-кредитной  политики белорусского Правительства (14% - в 2004, 8%, 6%, 12% и 13,3% в последующие года) (таблица 3.1). Однако финансово-экономический кризис отразился и на показателе инфляции в 2009 г. – 15,1%.

Таблица 3.1 – Индексы цен по отдельным секторам экономики

Примечание – Источник: [12]

Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь на современном этапе можно охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики.

 Данное обстоятельство  снижало стимулы населения к  хранению своих средств на  банковских депозитах, однако  повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.

В политике поддержания  равновесия рынка труда белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

Недостатком такой политики является ограничение совокупного  спроса. Кроме того, сдерживание  роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения  благосостояния граждан. Дешевизна  рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы [8, с. 84].

Таким образом, после  выборов в 1994 году правительство  начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка. Важнейшей особенностью политики макроэкономической стабилизации Республики Беларусь на современном этапе является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. На современном этапе в политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь на современном этапе можно охарактеризовать как стимулирующую.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Под проблемой макроэкономического  равновесия понимается поиск такого выбора (устраивающего всех), при  котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных товаров и их распределение между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: производства и потребления; ресурсов и их использования; предложения и спроса; факторов производства и его результатов; материально-вещественных и финансовых потоков.

Таким образом, макроэкономическое равновесие — это ключевая проблема экономической теории и экономической  политики любого государства.

Следует отметить, что  до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.

Формирование условий  общего экономического равновесия в  классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства  государства, что обеспечивается тремя  встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.

Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена  на принципах, отличных от постулатов классической школы.

В кейнсианской модели отсутствует  гибкость цен, так как, во-первых, в  коротком периоде экономические  субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.

Особое значение имеет  относительная жесткость номинальной  зарплаты. Однако основная особенность  кейнсианской модели заключается в  том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными.

Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом.

При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.

Традиционно одной из основных целей государственной экономической политики является создание и поддержание макроэкономического равновесия в национальной экономике, так как экономика в состоянии равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и, соответственно, максимальное удовлетворение общественных потребностей. Такая же цель стоит перед экономической политикой Республики Беларусь в настоящее время.

Важнейшей особенностью политики макроэкономической стабилизации Республики Беларусь на современном  этапе является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. На современном этапе в политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен.

Избранная Беларусью модель экономического развития, а также достигнутые к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными экспертами и аналитиками в большей части положительно. Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Страна обладает весомым экономическим потенциалом и благоприятными стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе достижений научно-технического прогресса. Именно в инновационном развитии экономики, наращивании объемов экспорта высоких технологий ее будущее.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Программа - социально экономического развития РБ на 2006 – 2010 годы. – Минск, 2006. – 154 с.

2 Андреев, Б. Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика: учебное пособие / Б. Ф. Андреев. - Санкт-Петербург: Лениздат, 1998. - 574 с.

3 Базылев, Н. И. Макроэкономика  / [Н. И. Базылев и др.]; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. - Минск: БГЭУ, 1998. - 215 с.

4 Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.

5 Вечканов, Г. C., Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова — Москва: СПб.: Питер, 2008. — 240 с.

6 Головачев, А.С.  Макроэкономика / Головачев А.С., Головачева И.В. – 2-е стер. изд. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 256 с.

7 Ивашутин, А. Л. Микро- и макроэкономика / А. Л. Ивашутин. - Минск: [б. и.], 2000. - 207 с.

8 Кажуро, Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица / Н.Я. Кажуро. - Минск: ФУАинформ, 2004. - 207 с.

9 Лемешевский, Н.М. Макроэкономика /  Н.М. Лемешевский. – 2-е изд., перераб. И доп. – Минск: ФУ Аинформ, 2006. – 544 с.

10 Луссе, А. Макроэкономика: краткий курс / учебное пособие. — СПб: Издательство «Питер», 1999. — 240 с.

11 Миклашевская, Н. А. Международная экономика: учебник / Н. А. Миклашевская, А. В. Холопов; под ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дело и Сервис, 2004. - 352 с.

12 Министерство статистики  и анализа Республики Беларусь [Электронный  ресурс]. – Минск. – Режим доступа: http://www.minstat.gov.by. – Дата доступа: 12.10.2010.

13 Национальная экономика Беларуси: учеб. / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. доктара экон. наук, проф. В.Н. Шимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.

14 Николаева, И.П., Экономическая теория: учебник– 2-е издание / И.П. Николаева.– Москва: изд-во Проспект, 2007. – 384 с.

15 Плотницкий, М.И., Курс экономической теории /М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов – Минск: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.

16 Сидорович, А.В., Макроэкономика / под общ. ред. А.В. Сидоровича – Москва: «Дело и сервис», 2004. – 448 с.

17 Современная Беларусь: в 3 т. / редкол.: М.В Мясникович [и др.]. – Минск: Белорус. наука, 2007. – Т. 2: Экономический и научный потенциал. – 680 с.

18 Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учеб. для вузов по экон. Специальностям / Л.С. Тарасевич.  - Москва: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.

19 Теория переходной экономики: учебное пособие в 2 Т. Т.2. Макроэкономика / под ред. Е.В. Красниковой. – Москва: ТЕИС, 1998. – 248 с.

20 Экономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002.- 386 с.

21 Экономическая теория: практикум / под ред. Н. И. Базылева, Л. В. Воробьевой. - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2001. - 239 с.

22 Юрьева, Т.В. Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс / Т.В. Юрьева. – Москва: Проспект, 2008. – 286 с.

Информация о работе Модели экономики