Модели рынка соотношение конкуренции и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических моделей рынков несовершенной конкуренции и механизма функционирования этих рынков на практике.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
раскрыть понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;
изучить основные теоретические подходы к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
выявить проблемы ценообразования и максимизации прибыли в условиях чистой монополии;
проанализировать действие рынков несовершенной конкуренции в современных российских условиях.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Модели конкуренции 6
1.1. Эволюция моделей рынков в экономической теории 6
1.2. Конкуренция как основа рыночной экономики 8
1.3. Модели рынка несовершенной конкуренции 12
Глава 2. монополия как рыночная власть 15
2.1. Понятие монопольной власти 15
2.2. Показатели монопольной власти. Прибыль монополиста 16
2.3. Тенденции развития монопольной власти в РФ 24
Заключение 28
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2012 Модели рынка Соотношение конкуренции и власти.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Вести работу в этом направлении  антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В самом общем виде рынок – это система экономических  отношений, которые складываются в  процессе производства, обращения и  распределения товаров, а так  же движение денежных средств. Рынок  развивается вместе с развитием  товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Также хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют 2-3 компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. За примерами не надо далеко ходить, эти компании можно назвать, причем существуют как местные новосибирские монополисты (например, корпорация “Транс-Блок” является единственным крупным поставщиком и продавцом бензина и других нефтепродуктов), так и действующие в рамках всей страны.

Конкуренцию российским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для защиты российского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные (например, недавно повысили пошлины на ввозимую аудио- видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной российской фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.

В ходе данной курсовой были решены такие задачи, как:

  • раскрытие понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;
  • изучение основных теоретических подходов к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
  • выявление проблемы ценообразования и максимизации прибыли в условиях чистой монополии;
  • анализ действий рынков несовершенной конкуренции в современных российских условиях.

 

Основные выводы:

  1. Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
  2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
  3. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
  4. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
  5. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – есть экономический закон рыночного хозяйства. Конкуренция воздействует на рынок как внутренний регулятор.
  6. В целом, государство полагается на антитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть. Для этого также используется прямое и косвенное регулирование цен.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Чепурин М.,Курс экономической теории: учебник./ ред.Чепурин М. -Киров: АСА, 2012.-880с.

  1. Экономическая теория : учебник / Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В. – 2-е изд., перераб. и доп., Москва, Эксмо, 2011

  1. Россия в цифрах 2011. Краткий статистический сборник. Москва: Росстат, 2011. – 581 с.
  2. Медведева Е., Медведев А.: Как появилась рыночная экономика и возможна ли она в современной России: Издательство: М-Студио: - М.: 150 с. – 2010 г.
  3. Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: Эльф К - пресс, 2009г., 512с.
  4. Микроэкономика: учебное пособие./ В.С Артамонов [и др.] ; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. — С-П: Питер, 2009. — 320 с.
  5. Микроэкономика: учеб. пособие.— 2-е изд ./ А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева.—Минск: БГЭУ, 2009. — 415с.
  6. Антипин В.И, Белоусов И.Э., Бубликов Р.В.[и др.], учеб: Экономическая теория/ под. ред. И.П. Николаевой.- 2-е изд., переработ. И доп.- М.:ТК Велби, издательство. Проспект, 2008. -576с.
  7. Нуреев Р.М.: Курс микроэкономики: учебник для вузов/ Издательство: «Норма», 2008. -576с.
  8. Конкуренция: теория и практика: Учебное Пособие [Электорон. ресурс]: под редакцией Р.М. Нуреева. M.:OIM.RU, 2008. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://m12-managers.ru
  9. Коллекция текстов российских ученых по проблемам экономической теории и экономической политики, а также переводы статей и книг известных западных экономистов [Электорон. ресурс]: под редакцией М.И. Одинцова M.:OIM.RU, 2008. Режим доступа: World Wide Web. URL:   http://www.libertarium.ru
  10. Сайт макроэкономической статистики [Электорон. ресурс]: M.:OIM.RU, 2008. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://ekonomica.info

1 [Коллекция текстов российских ученых по проблемам экономической теории и экономической политики, а также переводы статей и книг известных западных экономистов]- http://www.libertarium.ru

2 Антипин В.И, Белоусов И.Э., Бубликов Р.В.[и др.], учеб: Экономическая теория/ под. ред. И.П. Николаевой.- 2-е изд., переработ. И доп.- М.:ТК Велби, издательство. Проспект, 2008. -576с.

3 Микроэкономика: учеб. пособие.— 2-е изд ./ А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева.—Минск: БГЭУ, 2009. — 415с.

4 Микроэкономика: учебное пособие./ В.С Артамонов [и др.] ; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. — С-П: Питер, 2009. — 320 с.

5 Медведева Е., Медведев А.: Как появилась рыночная экономика и возможна ли она в современной России: Издательство: М-Студио: - М.: 150 с. – 2010 г.

6 Чепурин М.,Курс экономической теории: учебник./ ред.Чепурин М. -Киров: АСА, 2012.-880с.

7[Конкуренция: теория и практика: Учебное Пособие] - http://m12-managers.ru

8 Нуреев Р. М.:Курс микроэкономики: учебник для вузов/Издательство: «Норма», 2008. -576с.

9 Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: Эльф К - пресс, 2009г., 512с.

10 Россия в цифрах 2011. Краткий статистический сборник. Москва: Росстат, 2011. – 581 с.

11 Экономическая теория : учебник / Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В. – 2-е изд., перераб. и доп., Москва, Эксмо, 2011

 

 


Информация о работе Модели рынка соотношение конкуренции и власти