Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:59, реферат
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.1
Страна продолжает сохраняться
в основных своих чертах, несмотря
на смены правительств и изменения
внешнеэкономической
Высокая экономическая эффективность
промышленности Швеции и высокий
уровень благосостояния ее населения
основываются на развитом инновационном
секторе ее экономики и специализации
на производстве наукоемкой продукции.
В стране существует около 500 тыс. малых
предприятий, на которых работает почти
треть всех занятых в шведской
промышленности. Ежегодно возникает
примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые
предприятия делают наибольший вклад
в научно-технические
Шведская модель исходит
из положения, что децентрализованная
рыночная система производства эффективна,
государство не вмешивается в
производственную деятельность предприятия,
а активная политика на рынке труда
должна свести к минимуму социальные
издержки рыночной экономики. Смысл
состоит в максимальном росте
производства частного сектора и
как можно большем
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства – видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.
Российская модель переходной экономики
Современная российская экономика
характеризуется как
Отсчет переходной экономики
в России начался со 2 января 1992 г.
в результате либерализации цен.
Старт переходной экономике был
дан в условиях жесточайшего экономического
кризиса. Этот кризис произошел в
результате правительственной политики
«перестройки». Россия начала рыночную
реформу, имея командную экономику.
Эта экономика формировалась
на основе государственной собственности
и централизованного
Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др.
Естественно, что такая
система ограничения
Это происходило потому, что
регулирующая роль цен не работала,
а другого эффективного механизма
регулирования и контроля не было.
Неэффективность в
Во-первых, специфические
стороны менталитета
исторически сложившаяся
иерархичность сознания большей
части населения страны, являвшейся
на протяжении многих веков империей,
крестьянский менталитет значительной
части ее активно занятого населения
и соответствующие ему
особо укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность мышления;
глубокий след в мышлении
и хозяйственной практики страны
оставила практика псевдопланирования.
Она выражается в стремлении заформализовать
все стороны социальной и даже
личной жизни граждан, в безразличии
к социальному расточительству,
порожденному люмпенизацией населения
(насильственным лишением его реальной
собственности), отсутствии заинтересованности
существенной части населения в
получении правдивой
Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие, прежде всего, огромную инерционность хозяйственного потенциала.
В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей – социальных, политических, экономических и др.
Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными – особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно-национальной хозяйственной модели в России.
Среди производных специфических черт можно выделить следующие:
укорененность плановых структур
и глубокая милитаризация хозяйства,
носящая крайне экстенсивный характер,
и связанная с этим гигантская
диспропорциональность в
низкие технический и
технологический уровни гражданского
производства, связанные с неповоротливостью
и закостенелостью
доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды;
политическая нестабильность,
особенно характерная для последнего
времени, отсутствие практических основ
для достижения социального и
национального согласия, угрожающая
социальной стабильности эрозия вертикальной
ответственности в
Учитывая все эти
Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики.
Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: льготные кредиты, эффективное налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж – как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда.
Перечисленные пункты должны
были быть включены в программу перехода
к рыночной системе. Однако политическая
нестабильность сильно повлияла на проведение
экономических реформ, и их ход
замедлился. Было очень рискованно
вкладывать денежные средства в производство,
так как была неясна их дальнейшая
судьба. Но после известных событий
сентября-октября 1993 г. экономические
реформы и их политические предпосылки
стали соответствовать духу времени
и рыночным устремлениям российской
экономики. Между тем недостаточное
внимание к развитию рыночного сектора
экономики – собственных