Модели современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

С середины ХХ века социологи изучают процесс, называемый модернизацией семьи. Он начал развиваться под влиянием индустриализации и урбанизации и стал частью глобальных изменений в современном мире.
Исследователи обнаружили, что во многих культурах – с разной скоростью и разными последствиями - происходит разрушение традиционных (патриархальных) семейных моделей, основанных на разветвленных родственных сетях. Их сменяет так называемая супружеская семья.
В ней взаимные обязательства супругов и родственников малочисленны, их взаимный контроль ослаблен. Структуру семьи образуют отношения муж - жена, родители - дети (до момента их совершеннолетия и отделения от родителей). Речь идет о хорошо знакомой нам современной городской семье, живущей отдельно от других родственников.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...3
Характеристика современной семьи, ее особенности признаки и
формы ………………………………………………………………………5
Модели современной семьи …..………………………………..………..11
Заключение ……………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

демография 18 стр.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

О динамике семейных ценностей говорят результаты европейского исследования, начавшегося еще в 1978 году (к 2000 году в нем участвовало 33 страны, в том числе Россия; было опрошено 40000 человек.). Они подтверждают представления о том, что традиционные семейные ценности, такие как стабильный брак, наличие детей, их «центральность» в жизни женщины, слабеют.

Американская  исследовательница Арли Хохшилд  известна своими открытиями новых социальных фактов и феноменов, влияющих на глубинные  эмоциональные связи между людьми. В своих книгах она показывает, что в крайне рационализированном современном обществе, пронизанном идеологией рынка, семья и дом вытесняются на периферию, становятся маргинальным образованием. Люди уделяют им меньше времени и сил, поскольку стержнем их жизни становится работа, требующая все больше времени и постоянной концентрации усилий.

«Время для  эмоций» становится роскошью, доступной  немногим, а, следовательно, семья начинает восприниматься как бремя. Постоянная нехватка времени и сил для выполнения семейных обязанностей вызывает постоянное чувство вины (особенно присущее женщинам), раздражение, ведет к росту конфликтов.

А. Хохшилд утверждает, что прессинг современной жизни  все глубже «вталкивает» мужчин и  женщин «в работу» и «в супермаркет». В повседневной реальности семья и близкие все менее способны оставаться  центром жизненного мира, однако для большинства людей они тем самым приобретают более высокую ценность, чем раньше. «Мы оберегаем и лелеем в глубине души идею заветной семьи, и мы отделяем этот идеал от практики. Мы не связываем то, о чем мы думаем, с тем, что мы делаем», - объясняет этот парадокс А. Хохшилд.

 Большинство  исследователей сходятся во мнении, что сегодня нет единственной, нормативной модели семьи. В  России в последние полтора-два десятилетия более или менее единую для всех слоев населения советскую семейную модель («работающая мать») сменил выбор семейных моделей.

Результаты  последней Всероссийской переписи населения обнаружили увеличение возраста вступления в первый брак, «откладывание» брака и рост незарегистрированных сожительств. Люди, особенно молодые, больше готовы к экспериментированию в личной жизни. Появились и даже приобретают популярность гостевые и экстерриториальные союзы (их еще называют «браками выходного дня»). Супруги проживают в разных квартирах (иногда по соседству), видятся раз-два в неделю, чаще всего по выходным. Считается, что такие союзы заключают занятые работой, материально обеспеченные люди, которые особенно ценят личную независимость, автономию и боятся рутины повседневности.

Подобные союзы  могут длиться несколько лет  и даже десятилетий, а могут либо быстро закончиться разрывом, либо превратиться в обычный брак. Еще  более редкие и экзотические формы  отношений - «открытые» браки, когда  каждый из супругов пользуется полной сексуальной свободой, а также групповые браки – принадлежность молодежной культуры. В них объединяются несколько пар (две-три), которые живут «коммуной» в течение двух-трех лет. В такие союзы чаще вступают люди, временно живущие и работающие в больших городах.

В настоящее  время существует три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно переплетаются.

Патриархальная  семья - наиболее часто встречающаяся модель. Ведущим в ней является родственные отношения: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей и детей. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относиться. Ее основные функции - рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская  семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Социализация приобретает другой смысл, поскольку в семье может не быть брата или сестры, мало кузенов, контакты с которыми порой сведены до минимума. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной задачей этой семьи. У таких супругов не существует закрепленных семейных ожиданий, вследствие этого возникает значимость взаимного привыкания супругов в психологической, бытовой, сексуальной, духовной сферах.

Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих  в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись  от родительской, не утрачивает с ней  связь.

Изменение в социальном положении женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности - общественную, трудовую, политическую, культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают.

Такому положению дел способствует отмирание "двойного" стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, обустройство домашнего быта, рост детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с "традиционными" семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты.

Можно сказать, что супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Для такого взаимодействия характерна равноправность и в то же время расхождение ролей супругов. Для мужа теперь важна сексуальная экспрессивность жены, а не только ее умение вести хозяйство, которые в прошлом определяли выбор супруги. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводится к деторождению, для супружеских отношений все больше характерен эротизм.

Супружеская модель открывает широкие возможности для реализации и равноправия каждого члена семьи: интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь, затем становятся естественной базой для появления детей. Можно сказать, что во многих странах, супруги концентрируют идею семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, тем самым предавая большую значимость супружеским отношениям.

Современная жизнь  переворачивает многое в социальной реальности вокруг нас. Технологическая  революция, автоматизирующая нашу жизнь, делая ее удобной, а самые далекие  уголки мира доступными для нас, вместе с тем и сильно меняет социальную жизнь. Понятие детства во многом основывается на возможности контролировать информацию, которую получает ребенок. В наше время – в эпоху телевидения и Интернета – контроль становится абсолютно невозможным.

Важной вехой  в размывании границы между взрослым миром и миром детей сыграло телевидение. Так, если раньше информация черпалась из книг, то теперь она все больше перемещается на экран. Буквы стали заменяться образами, что несет в себе целый ряд кардинальных особенностей восприятия. Так, буквы абстрактны, что приводит к тому, что человек сам совершает некоторую активность по созданию образа на основе прочитанной информации. Иначе дело обстоит с визуальными образами. Таким образом, запускается процесс инфантилизации взрослого человека, собственное развитие которого, наличие своих идей и мнений не является необходимым атрибутом зрелости.

С другой стороны, насилие визуальной информации приводит к противоположному процессу – все  более раннему взрослению детей.

Информацию, передаваемую по телевидению, невозможно дозировать, контролировать, в ней невозможно соблюдение границ, охрана тайн. Перед экраном все равны, ребенок постигает картинку с тем же успехом, что и взрослый, понимает в ней столько же, для него не остается тайных мест для взрослой жизни.

 

Заключение

 

Исследования современной, модернизированной семьи обнаружили, что для современной семьи характерна неопределенность гендерных и родительско–детских отношений. Центральный пункт противоречий в ней (иногда такую семью называют постсовременной) - наличие сильнейших центробежных тенденций.

Каждый из членов семьи стремится удовлетворять  свои индивидуальные стремления, при  этом размыты скрепляющие отношения  нормы, которые были четко прописаны  в традиционной семье. Такие нормы  определяли, что экономический вклад  мужчины-отца – основа его семейного главенства и что обязанность женщины-матери - вести домашнее хозяйство и ухаживать за детьми.

В современной  семье, напротив, все является объектом обсуждения - родительство, сексуальность, распределение домашней работы, финансы. Это делает отношения более хрупкими и конфликтными. По мере того как мужчины, женщины и дети перестают ориентироваться на патриархальную субординацию, на первый план выдвигаются их эмоциональные потребности и индивидуальные стремления.

Исследования  современной, модернизированной семьи обнаружили, что гендерная асимметрия закреплена в семейных нормах – по сути дела, она является необходимым (хотя и недостаточным) условием в резкого перехода на новый исторический путь, происходит фактическое усиление гендерной асимметрии в повседневной жизни мужчин и женщин.

Это демонстрируют  массовые представления о семейных нормах и  особенности внутрисемейного  договора. Семья работающей матери (советская модель) превращается в  семью с более определенно  прописанными гендерными границами, как бы возвращаясь на новом витке к опыту традиционной семьи.

Но динамика индивидуализации, которая выражается в демографических рисках (прежде всего в низком уровне рождаемости), в желании мужчин и женщин достигать  и потреблять, в их растущем стремлении к самореализации, заставляет переосмысливать гендерные границы, установленные традиционной семьей. Семья становится более хрупкой и уязвимой, чем в прошлом.

Но и мужчинам и женщинам она открывает гораздо  больше возможностей удовлетворять именно в семье (а не только за ее пределами) индивидуальные стремления, обрести радость общения и богатство эмоциональных переживаний.

Говоря о  функциональных особенностях современной  семьи, нужно отметить, что функции  семьи так же изменились в последнее время в связи с изменением внешних обстоятельств, воздействующих на семью. Меняется не только внутреннее содержание функций, но и их количество. Например, некоторые исследователи отмечают недавнее появление психотерапевтической функции.

Исследуя благополучные и неблагополучные семьи, многие авторы отмечают, что благополучие в семье зависит в первую очередь от совпадения ценностных ориентаций супругов и их психофизиологической совместимости. Здесь так же прослеживается некоторая тенденция к росту неблагополучных семей.

Таким образом, не смотря на изменения традиций, форм и других признаков современной  семьи, женщины, говоря о семейном благополучии, более склонны к традиционным формам семьи, считая, что именно в  них они будут чувствовать  себя более счастливыми и удовлетворенными браком.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи/А.И.Антонов, В.М.Медков.- М.: Изд-во МГУ, 2012.
  2. Ковалев С.В. Психология семейных отношений /С.В.Ковалев. - М.:Педагогика, 2011.
  3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония /И.В.Дорно.-М.:Педагогика, 2010.
  4. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи//СоЦис.-2011.
  5. Голод С.И. Историко-социологический анализ семьи. – Москва, ИФРА-М 2012.
  6. Ревенко Н.В. Семья как объект социальной работы: Учебное пособие / Н.В. Ревенко. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2011.
  7. Черняк Е.М. Социология семьи. – Москва. 2012.
  8. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – Москва. 2013.
  9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие. / Под ред. Е.Г. Силяевой. – 2-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012.
  10. Шнейдер Л.Д Психология семейных отношений. Курс лекций – М.: Апрель-пресс, 2012.
  11. Эйдемиллер Е.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. – С-Пб.: ПИТЕР, 2010.

 


Информация о работе Модели современной семьи