Молодежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 13:40, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать представление о государственной молодежной политике, молодежи и молодежных организаций, показать основные направления государственной молодежной политики России на современном этапе и механизмы их реализации.
показать эффективность нормативно-правовой базы по вопросам молодежной политики и взаимодействия государства с молодежными организациями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Государство и молодежь
Политика государства по отношению к молодежи: понятие и значение…………………………………………………………...4-6
1.2 Современная российская молодежь и молодежные организации как объект и субъект реализации государственной молодежной политики……6-8
2. Приоритетные направления взаимодействия государства и молодежных организаций и основные механизмы их реализации
2.1Правовое регулирование молодежной политики в Российской Федерации ………………………………………………………..…9-10
2.2Приоритетные направления реализации молодежной политики в России на современном этапе……………………………………………………………….10-12
Заключение ……………………………………

Файлы: 1 файл

по семейной экономике.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

«Игроки» - группа молодых людей, для которых характерно представление об успехе как случайности или везении. Эксперты относят к ним молодых людей из семей со средним достатком, имеющих конкурентные стартовые возможности, но не стремящихся их реализовать (самостоятельно зарабатывать, приобретать знания). Таким молодым людям свойственно недостаточно развитое чувство ответственности за себя и своих близких, инфантильность, надежда на «счастливый случай». Эксперты делают вывод, что такому взгляду на жизнь способствует пропаганда в СМИ, рекламе потребительского образа жизни (подразумевающего высокую покупательскую способность без указания источника денежных средств), распространение телевизионных проектов, культивирующих легкий путь к богатству и известности, увеличение числа игровых залов, казино, букмекерских контор.

Глава 2. Приоритетные направления взаимодействия государства и молодежных организаций и основные механизмы их реализации

 

2.1 Правовое регулирование  молодежной политики в Российской  Федерации

 

В законодательстве Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики можно выделить несколько уровней:

• Конституция РФ – содержит общие положения, применяемые при решении вопросов разработки и применения молодежной политики, а также фундаментальные положения, касающиеся порядка и деятельности общественных организаций, в т.ч. и молодежных. В то же время, Конституция напрямую не обозначает молодежную политику в качестве предмета своего ведения, в ней отсутствует само понятие «молодежная политика»;

• федеральные законы, рассматривающие вопросы молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений.

Специальное законодательство по вопросам разработки и проведения единой государственной политики в отношении молодежи отсутствует, но действует, в частности, федеральный закон от 28.06.1998г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

• законодательство, регламентирующее вопросы создания и деятельности молодежных организаций: специальный законодательный акт отсутствует, применению подлежат преимущественно общие положения законодательства РФ, регламентирующие вопросы создания и деятельности общественных объединений – Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Об общественных объединениях», федеральный закон «О некоммерческих организациях», федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» и ряд других законов;

• законодательные акты различной отраслевой принадлежности, содержащие положения, связанные с государственной молодежной политикой – законодательство об образовании, о труде, социальной защите, жилищное и семейное законодательство;

• акты международного сотрудничества, межправительственные соглашения;

• указы и распоряжения Президента РФ;

• нормативные правовые акты Правительства РФ. К ним относятся:

- постановления по отдельным вопросам государственной молодежной политики (социальная защита, образование, патриотическое воспитание, обеспечение жильем и т.д.), например, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», принятая Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 № 422; «Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации» (введена в действие распоряжением Правительства РФ № 1760-р от 18 декабря 2006 г.);

- федеральные целевые программы. Например, до 2006 г. действовали федеральные целевые программы «Молодежь России: 1998-2000 гг.», «Молодежь России: 2001-2005 гг.» (была утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1015);

• нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

• региональные нормативно-правовые акты. Нужно отметить, что большинство субъектов РФ, не дожидаясь федеральной инициативы, приняли свои законы о молодежной политике. Например, в Москве действует Закон города Москвы «О молодежи» от 28 января 2004 г. (с изменениями от 26.11.2006); 11 сентября 2007 г. принято Постановление Правительства Москвы «О городской целевой Программе «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.) (аналогичные программы действовали на периоды 2001-2003 гг. и 2004-2006 гг.), аналогичные законы и программы действуют в целом ряде субъектов РФ.

 

2.2 Приоритетные направления  реализации молодежной политики  в России на современном этапе

 

Анализ нормативно-правовой базы в отношении государственной молодежной политики позволяет сделать вывод, что «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» на сегодня является основным документом, регламентирующим отношение государства к молодёжи. Для многих молодёжных организаций, в т.ч. и для студенческих профсоюзов, это – основной «регламент» участия в реализации государственной молодёжной политики.

В документе отмечается, что «государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет».11

В разделе о предпосылках принятия Стратегии говорится, что проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по выработке государством нового стратегического подхода к молодежной политике.

Целью молодежной политики государства, как указывается в документе, является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.

В разделе о приоритетных направлениях государственной молодежной политики отмечается, что государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована с учетом тенденций социально-экономического общественно-политического развития страны на среднесрочную перспективу. При этом выделяется ряд приоритетных направлений, среди которых вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Для реализации данного направления Стратегией предусмотрен ряд проектов: «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России».

Ограничимся на основных вопросах данных проектов в рамках темы настоящей курсовой работы.

Стоит отметить, что основной из целей проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» является популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная позиция и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы. Таким образом, отмеченная в первой главе настоящей работы необходимость корректировки некоторых жизненных позиций молодых людей корреспондируется, по нашему мнению, с указанными целями данного проекта.

Основной из целей проекта «Доброволец России» является формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян, а одним из видов работы по реализации указанного направления является развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений.

Основными целями проекта «Карьера» являются самоопределение молодежи на рынке труда, развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи, для достижения которых предусматривается реализация мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи.

Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках».

Одной из основной целей проекта «Команда» является обеспечение участие молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью, развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью, вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества. К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся, в том числе, развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи, привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, популяризация идей такого участия, поддержка молодежных общественных организаций и объединений, включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов. Указанный проект адресован российской молодежи в возрасте до 25 лет.

В рамках проекта «Карьера» одной из основных целей является привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения.

Для достижения целей Стратегии требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью. «Для каждого проекта, - как указывается в V разделе документа, - Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. Среди мер, необходимых для создания организационно-правовых условий в целях реализации Стратегии, предусматривается необходимость внесения «изменений и дополнений в нормативные правовые акты, направленные на совершенствование механизмов взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, на создание условий для поддержки деятельности молодежных общественных объединений».13

 

Заключение

Обществом признается социальная значимость молодежных организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды и т.д.) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели.

На встрече с активистами молодежных движений России глава государства В.В.Путин пообещал поддержку молодежным организациям: «Если потребуется помощь моя или правительства, мы, конечно, это сделаем».25 В.В.Путин призвал крупные молодежные организации помогать своим региональным коллегам. Он напомнил, что в России действует около 100 общероссийских и более 20 тысяч региональных детских и юношеских организаций. Глава государства позитивно оценил проведение Молодежного форума: «Надо такие мероприятия тиражировать, надо другим организациям помогать проводить их», - сказал Путин, предложив подумать о проведении слетов подобного тому, что организован на Селигере и в других местах.

В то же время анализ российского законодательства, основных направлений государственной молодежной политики на современном этапе и механизмов их реализации, осуществленный во второй главе настоящей работы, позволяет сделать вывод, что государственная молодежная политика реализуется в рамках отдельных направлений, но очевидно не достает целостного, системного подхода.

Представляется, что российское законодательство в сфере молодежной политики, в целом, и в отношении молодежных организаций, в частности, нуждается в дальнейшем развитии и оптимизации.

Вселяет надежду только что утвержденная Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведевым новая структура Правительства и федеральных органов исполнительной власти, 26 в соответствии с которой образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Во введении министерства, согласно Указу, находится Федеральное агентство по делам молодежи, в которое преобразован Государственный комитет РФ по делам молодежи.

Хочется верить, что процесс становления политики государства по отношению к молодежи и молодежным организациям в нашей стране в ближайшее время подойдет к завершению.

 

Библиография

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2005.
  2. Федеральный закон от 28.06.1998г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Всероссийский банк данных по основным направлениям государственной молодежной политики // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: dmp.mgopu/searchTopics.php?t1=1
  3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 274 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Официальный сайт Президента РФ: document.kremlin/doc.asp?ID=045762
  4. Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. № 962-ПП «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве» // Молодежь и Профсоюзы. - Информационный бюллетень Московской городской организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (специальный выпуск). – М., 2008.
  5. Распоряжение Правительства РФ № 1760-р от 18 декабря 2006 г.. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. // Молодежь и Профсоюзы. - Информационный бюллетень Московской городской организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (специальный выпуск). – М., 2008.
  6. Закон города Москвы «О молодежи» от 28.01.2004 № 4 (в ред. от 22.11.2006 № 56) // Молодежь и профсоюзы. - Информационный бюллетень Московской городской организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (специальный выпуск). – М., 2008.
  7. Постановление Правительства Москвы «О городской целевой Программа «Молодежь Москвы» (2007-2009 гг.) // Молодежь и профсоюзы. - Информационный бюллетень Московской городской организации профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ (специальный выпуск). – М., 2008.

8.Мангейм Карл. Диагноз нашего времени. Глава Ш. Проблема молодежи в современном обществе. – М.: Юрист, 1995.

Информация о работе Молодежная политика государства