Мониторинг платежеспособного спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 18:52, реферат

Описание работы

Республика Татарстан, как один из наиболее развитых субъектов Российской Федерации имеет огромный потенциал для развития концепции устойчивого развития. Экономика и социальная сфера Республики Татарстан динамично развиваются.
Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона.
Объектом исследования данной работы являются ПФО, в том числе Республика Татарстан.
Предмет исследования - природно-ресурсный потенциал, экономическое состояние, внешнеэкономические и межрегиональные связи ПФО и регионов, входящих в его состав.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Платежеспособный спрос России, регионов 5
Глава 2.Социально-экономическое состояние Республики Татарстан……….17
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………………. 22

Файлы: 1 файл

Платежеспособность алия.docx

— 207.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

 

Кафедра

Экономики и

предпринимательства в

строительстве

 

 

 

Реферат на тему:

«Мониторинг платежеспособного спроса»

 

 

 

 

 

Выполнила:

ст.гр.3ПМ 103 
Абдуллина А.К.

Проверила: 
Низамова А.Ш.

 

 

 

Казань 2014 
Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Платежеспособный спрос России, регионов  5

Глава 2.Социально-экономическое состояние Республики Татарстан……….17

Заключение……………………………………………………………………..21

Список используемой литературы……………………………………………. 22

 

 

Введение

Республика Татарстан, как один из наиболее развитых субъектов Российской Федерации имеет огромный потенциал для развития концепции устойчивого развития.  Экономика и социальная сфера Республики Татарстан динамично развиваются.

Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, предпринимательских, а также научных. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона.

Объектом исследования данной   работы являются  ПФО, в том числе Республика Татарстан.

Предмет исследования - природно-ресурсный потенциал, экономическое состояние, внешнеэкономические и межрегиональные связи ПФО и регионов, входящих в его состав.

Цель исследования – изучить современное состояние экономики ПФО и определить перспективы его развития.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:

  • изучить экономическое состояние Приволжского федерального округа;
  • исследовать минерально-сырьевую базу, уровень технологий в производстве и добыче полезных ископаемых региона;
  • оценить потенциал экономического развития и улучшения благосостояния населения, благодаря научным открытиям и нововведениям;
  • рассмотреть пути повышения эффективности использования природных ресурсов;
  • выявить экологически опасные производства региона, предприятия с устаревшим оборудованием и без очистных сооружений, и найти способы изменить ситуацию к лучшему.

Методологической основой исследования послужили: государственная статистика РФ, газеты, официальные сайты в интернете, учебная литература.

 

Глава 1.Платежеспособный спрос России, регионов

Покупательская способность населения отражает максимальное количество товаров и платных услуг, которое среднестатистический потребитель при его уровне доходов имеет возможность приобрести за имеющиеся у него средства при существующем уровне цен. Этот показатель прямо зависит от доли дохода населения, которую оно готово и может потратить на покупки.

Заработная плата для большинства населения – основной источник дохода, поэтому повышение заработной платы приведет к повышению уровня жизни. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие. Денежные расходы населения включают расходы населения на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы, прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Проводя экономико-статистический анализ данных, можно отметить следующее. Как расходы, так и доходы населения с каждым годом продолжают расти. Как правило, это ни о чем не говорит, потому что принципиальным является не само по себе увеличение зарплаты, а рост ее покупательной способности, и рост общего уровня доходов населения может быть достигнут за счет увеличения доходов самого богатого слоя населения.

По данным на март 2010 года, средняя начисленная заработная плата в России составляла 20383 руб/мес, в том числе в:

  • обрабатывающих производствах — 18297 руб/мес;
  • производстве машин и оборудования — 19057 руб/мес;
  • производстве нефтепродуктов — 45228 руб/мес;
  • производстве пищевых продуктов и табака — 16982 руб/мес;
  • текстильном и швейном производстве — 10074 руб/мес;
  • производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви — 10616 руб/мес;
  • химическом производстве — 21956 руб/мес;
  • металлургическом производстве — 23258 руб/мес;
  • добыче полезных ископаемых — 39742 руб/мес;
  • добыче топливно-энергетических полезных ископаемых — 47559 руб/мес;
  • добыче полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) — 25361 руб/мес;
  • добыче металлических руд — 28532 руб/мес.

В апреле 2013 года среднемесячная начисленная заработная плата составляла 29 453 рубля, медианная — 21 268 рублей (72,2% от средней). Однако уровень оплаты труда в разных регионах отличается в разы. Рассмотрим рейтинг регионов России по размеру зарплат на апрель 2013 года. Надо отметить, что стоимость жизни в большинстве лидирующих краев и областей довольно высока, что и сказывается на величине оплаты труда. Для сравнения, минимальный уровень средней зарплаты зафиксирован в Республике Дагестан — 14 000 рублей.

ТОП-10 регионов России по размеру зарплат на апрель 2013 года:

10. Республика  Саха (Якутия) (38 тысяч рублей)

В трудоспособном возрасте на сегодняшний день находится около 53% населения региона. Самыми крупными работодателями в Якутии являются ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», «Стальная группа Мечел», ОАО «Полюс Золото».

9. Камчатский  край (41 тысяча рублей)

Удаленность региона и сложности с доставкой даже самых необходимых товаров сказывается на уровне цен. Литр бензина АИ-95 стоит здесь более 39 рублей, а булка хлеба – 55 рублей. При таких ценах сложившийся уровень заработных плат выглядит совершенно естественно.

8. Сахалинская  область (42 тысячи рублей)

Цены на продукты питания и многие вещи первой необходимости в регионе значительно выше среднероссийских. Так, литр молока стоит не меньше 60 рублей, булка хлеба – 46 рублей. Кстати, Сахалинская область лидирует в рейтинге регионов РФ по ВВП на душу населения.

7. Москва (45 тысяч  рублей)

По уровню зарплат столица оказалась на седьмой строке рейтинга. Как отмечают аналитики, самые высокие зарплаты в Москве получают работники финансовой сферы, IT, маркетинга и торговли.

6. Тюменская область (48 тысяч рублей)

Наиболее высокий уровень зарплат в Тюменской области сложился на предприятиях нефтяной, нефтегазовой, химической и нефтехимической отраслей. Кстати, Тюменская область сохраняет довольно высокие позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов.

5. Магаданская  область (54 500 рублей)

Как и для других удаленных регионов, для Магадана характерны достаточно высокие цены на предметы первой необходимости. Так, стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России составляет 2693 рубля, для Магаданской области она составляет уже 5204 рубля.

4. Ненецкий автономный  округ (55 тысяч рублей)

Стоимость минимального набора продуктов питания в НАО составляет 4594 рубля. Высокий уровень зарплат привлекает в регион трудоспособное население, а уровень безработицы в округе – менее 3%.

 

 

3. Ханты-Мансийский  автономный округ – Югра (56 тысяч  рублей)

На территории ХМАО добывается около 60% российской нефти, что не могло не сказаться на уровне заработной платы. Среди самых желанных работодателей в регионе значатся Транснефть, ЛУКойл, ТНК-BP.

2. Чукотский автономный  округ (57 тысяч рублей)

Основу экономики этого северного региона составляет горнодобывающая отрасль. Именно предприятия этой отрасли обеспечивают населению столь высокий уровень зарплат. Цены на продукты питания в регионе очень высоки. К примеру, 10 яиц стоит 185 рублей, килограмм огурцов – 580 рублей.

1. Ямало-Ненецкий  автономный округ (58 тысяч рублей)

Основу экономики лидирующего в рейтинге зарплат региона составляет добыча нефти и газа. Однако не только нефтегазовые компании обеспечивают жителям высокий доход. К примеру, по данным Минобрнауки РФ, заработная плата школьного учителя в округе составляет более 60 тысяч рублей.

Еще одна удивительная особенность для России – в нашей стране минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум не столь тесно

взаимосвязаны, как должно быть. МРОТ – формальная основа для определения минимальных социальных гарантий – во многом представляет собой символический и даже технический показатель (используемый, в частности, для расчета штрафов). В нашей стране так же МРОТ меньше прожиточного минимума (ПМ). Размер минимальной заработной платы (МРОТ) с 1 января 2014 года составит 5554 рубля. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2014 году вырастет на 50,8% по сравнению с 2010-м и составит 8 579 рублей.

Статьей 133 Трудового кодекса РФ установлено, заработная плата работника не должна быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) в случае, когда работник отработал полный месяц (норму рабочего времени) и выполнил все свои трудовые обязанности (норму труда).

Установленный должностной оклад работника может быть меньше МРОТ в случае, если заработная плата работника состоит из нескольких составляющих (оклад, премии, доплаты, надбавки, компенсации), и при их выплате, зарплата работника будет не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Если работнику начисляют только оклад, то его размер не должен быть ниже МРОТ.

В случаях, когда работник отработал неполный рабочий период (день, месяц), как например, совместители, оплата производится пропорционально отработанному времени в зависимости от условий трудового договора (ст. 285 ТК). Работодатель не обязан производить доплаты до МРОТ, поэтому при работе неполный период заработная плата работника может быть ниже МРОТ.

Фактически выплаченная работнику сумма заработной платы может быть ниже МРОТ, поскольку доходом работника является сумма начисленной заработной платы включая НДФЛ. При выплате заработной платы работодатель, как налоговый агент, удерживает НДФЛ.

Размер минимальной оплаты устанавливается федеральным законом РФ, а также законами субъектов РФ. Минимальная оплата труда, установленная законами субъектов РФ, не может быть ниже уровня минимальной оплаты труда, установленной на федеральном уровне.

Рассмотрим минимальный размер оплаты труда в г.Москве за период 2009 – 2014 годы.  Размер минимальной оплаты труда в городе Москва определяется на основании тройственного соглашения. Соглашение заключается Правительством Москвы, Московской федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей.

МРОТ действует в отношении работников, работающих на территории Москвы, кроме работников бюджетных организаций. МРОТ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Москве и не может быть ниже минимального размера оплаты труда в РФ.

Год

Период

Размер минимальной оплаты труда в г. Москве в рублях

Нормативный документ

2014

с01.07.2014 

12850 - 00

 

Соглашение на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и

московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

с01.01.2014 

12600-00

2013

с01.07.2013 

12 200-00

Соглашение на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и

московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

с01.01.2013 по30.06.2013 

11700-00

2012

с 01.07.2012 по31.12.2012 

11700-00

Соглашение на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и

московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

с 01.01.2012 по30.06.2012

11300-00

2011

с 01.07.2011 по31.12.2011 

11100-00

Соглашение на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и

московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

с 01.01.2011 по30.06.2011

10400-00

2010

с 01.05.2010 по31.12.2010 

10100-00

Соглашение на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и

московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

с 01.01.2010 по30.04.2010 

9500-00

2009

с 01.09.2009 по31.12.2009

8700-00

Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями

профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)

с 01.05.2009 по31.08.2009

8500-00

с 01.01.2009 по30.04.2009 

8300-00

Информация о работе Мониторинг платежеспособного спроса