Монополии в Рссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:40, реферат

Описание работы

Монополистическая ситуация существенным образом зависит от степени взаимозаменяемости товаров и услуг. Для функционирования монополии очень важно предотвращение проникновения новых фирм в данную отрасль. В результате к настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в руках крупных компаний, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации производства.
Мы видим, что важнейшим фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий.

Содержание работы

Введение
1.Определение монополии
2.Формы и виды монополий
3.Классификация монополий и их характеристика
4.Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке
5.Примеры роста цен в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 24.07 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

1.Определение монополии  
2.Формы и виды монополий

3.Классификация монополий и их характеристика

4.Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке

5.Примеры роста цен в России

   Заключение

   Список литературы

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Монополистическая ситуация существенным образом зависит от степени взаимозаменяемости товаров и услуг. Для функционирования монополии очень важно предотвращение проникновения новых фирм в данную отрасль. В результате к настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в руках крупных  компаний, что свидетельствует о  чрезвычайно высокой степени концентрации производства.

Мы видим, что важнейшим фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Определение монополии

МОНОПОЛИЯ - 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, Монополия -это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги;

МОНОПОЛИЯ-2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.

 

 
Чистая монополия – это рыночная структура, для которой характерны следующие черты:

 
1)Существование единственного продавца (производителя) товара и множества его покупателей.

2) Отсутствие близких заменителей у товара, поставляемого монополистом. Потребители вынуждены приобретать товар по цене, установленной фирмой-монополистом. Чем меньше товара на рынке, тем выше его цена, и наоборот. 3)  Отсутствие свободного входа других производителей товара на рынок из-за наличия барьеров. Барьеры – это факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического и экономического характера, препятствующие новым фирмам вступить на данный товарный рынок.

3) Покупатели и продавец обладают совершенной экономической информацией в равных объемах.  

Цель монополиста состоит в  максимизации прибыли. Для этого  ему необходимо знать рыночный спрос  на свой товар, предельную выручку и  издержки производства. Монополист устанавливает  цену исходя из своего экономического интереса – максимизации прибыли. Необходимым  условием максимизации прибыли монополии  является равенство предельной выручки  предельным издержкам.  
 

2.Формы и виды монополий

 

 

  Объективной основой монополизма  является доминирующие положение  хозяйствующего субъекта на рынке,  что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию,  завышать цену и снижать объем  производства по сравнению с  теоретически возможным уровнем,  затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам.  В конечном итоге это дает  возможность монополисту перераспределять  в свою пользу платежеспособный  спрос, получать монопольно высокую  прибыль. Конкурентные рынки в  целом работают хорошо, чего нельзя  сказать о рынках, на которых  или покупатели, или продавцы  могут манипулировать ценами. На  рынке, где один продавец контролирует  предложение выпуск продукции  будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».  

Вид монополий зависит  от рыночной структуры и формы  конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

3.Классификация монополий  и их характеристика

 

 

     1)Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию. Когда  спрос на данный товар в  лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами.  В ее основе – особенности  технологий производства и обслуживания  потребителей. Здесь конкуренция  невозможна или нежелательна. Примером  могут служить так называемые  предприятия общественного пользования  – электрические и газовые  компании, автобусные фирмы, предприятие  водоснабжения и связи – могут  быть классифицированы таким  образом. Этим отраслям обычно  предоставляются государством исключительные  привилегии. Но в обмен на это  исключительное право снабжать  электричеством, водой или услугами  автобусов в данной географической  области правительство сохраняет  за собой право регулировать  действия таких монополий, чтобы  не допускать злоупотребления  монопольной властью, которую  оно предоставило.  

Существуют два типа естественных монополий:

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой  обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Технико-экономические  монополии. Так условно можно  называть монополии, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

4.Монопольная цена. Поведение фирмы-монополиста на рынке. 

 

Особенность монопольной  цены заключается в том, что она  сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения.  

Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливают  два вида монопольных цен. С их помощью образуется механизм монополистического обогащения за счет остальной части  общества. 

 Так, монополистические  объединения стремятся сосредоточить  у себя значительную часть  всех товаров отрасли. Это позволяет  устанавливать монопольно высокую  цену, превышающую общественно необходимые  затраты труда. Одновременно они  искусственно создают товарный  дефицит, ограничивая выпуск продукции  до таких пределов, чтобы спрос  на нее превышал предложения.  В данном случае, монопольный  доход представляет собой разницу  между монопольно высокой ценой  и стоимостью товара. Естественно,  что покупатели теряют часть  своего нормального дохода в  пользу монополий. Обогащение  монополий за сет повышенных  цен – одно из решающих причин  инфляции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Примеры роста цен  в России

 

Главными факторами, влияющими  на инфляцию, оказываются сезонные колебания и чрезмерная монополизация  экономики. Отдельный вклад в  рост цен вносит государственная  политика повышения тарифов и  акцизов(косвенный общегосударственный налог). Независимые эксперты считают, что к концу года цены на продукты питания увеличатся на 10–12%.  
Очень мощный фактор в любой экономике, и в нашей стране особенно – это монополия. Монополии есть как на национальном, так и на региональном и субрегиональном уровне.  
С начала 2012 года по июль рост цен составил около 4,5%. Вклад продовольствия в этот показатель составляет 2,2%. А, например, вклад в него цен на лекарства исчисляется сотыми долями процента. Но цены на отдельные медикаменты могут расти на десятки процентов.  
В первом полугодии 2012 года. «На овощи цены выросли почти в 1,8 раза. На картофель в 1,6 раза. На фрукты цены выросли на 9%, при этом, например, лимоны подорожали на 35%. Бензин подорожал на 1,5%. Городской транспорт на 4,7%, железнодорожный транспорт – на 24%, воздушный – на 14%, коммунальные услуги, прежде всего газ, – примерно на 14%, услуги связи на 1,6%, услуги образования примерно на 2%».  
Продовольственная инфляция в России в 2012 году составит 9–11%. В первом полугодии 2012 года, продовольственная инфляция составила 5,8%.

На 10 сентября 2012 года рост потребительских цен в российской экономике уже составил 6,3%, превысив верхнюю границу установленного на весь 2012 год диапазона. По данным ЦБ РФ, ключевую роль в повышении годового уровня потребительской инфляции сыграло ускорение роста цен на продовольственные товары и продолжившееся плановое повышение регулируемых цен и тарифов. Действительно, в текущем году цены на топливо, электроэнергию, газ, транспорт и услуги ЖКХ для населения росли в 2,5—3 раза быстрее, чем официальная инфляция. Естественные монополии и топливные компании во втором полугодии спешно компенсировали упущенную в предвыборный период выгоду и ускоренными темпами индексировали свои тарифы. Кроме того, по мнению регулятора, существенным источником инфляционных рисков в 2012 году остается наблюдаемое ухудшение конъюнктуры(обстоятельства) мирового и российского продовольственных рынков с учетом оценок урожая основных сельскохозяйственных культур. При этом в последние месяцы темпы роста потребительских цен только увеличиваются — по прогнозу Банка России, по итогам сентября инфляция составит 0,5—0,6%. Если текущие темпы роста цен сохранятся, то к концу года инфляция превысит порог в 7,5%,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение

 

Монополизм, сложившийся  в экономике РФ при государственной  собственности, - это не рыночный феномен. Напротив он подавляет развитие рыночных отношений. Кроме того, он создаёт  барьер для деятельности частнопредпринимательских  структур, ограничивает импорт из других стран, уничтожает конкуренцию, как  следствие, высокие цены, что ухудшает положение потребителя.

Монополист производит в точке, где предельный доход равен предельным издержкам. Следовательно, монополист назначает цену, включающую надбавку над предельными издержками, причем величина надбавки зависит от эластичности спроса. Как правило, у монополиста имеется стимул для проведения ценовой дискриминации того или иного рода. Совершенная ценовая дискриминация подразумевает назначение каждому покупателю другой цены по принципу «хочешь – соглашайся, хочешь – нет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Байрамова  Ж. М. Проблемы монополизма  в российской экономике//Экономика  и маркетинг: межвузовский сборник  научных статей ПГПУ-Пенза 1998.  
2.Лученок А. Монополизм в экономике Беларуси и проблемы ценообразования //Общество и экономика. 1999 ~ 12.  
3.Меньшиков С. Новая экономика - М., 1999.  
4.Оганисян Т. Священная корова себестоимости //Эксперт 2000 ~ 3.  
5.Фальуман В. К. Основы микроэкономики-М., 1999.   
6.Чернецова Н. С. Роль антимонопольного регулирования для оптимизации экономических интересов //Экономика переходного периода. - Пенза 1999.  
7.Дранкина Крекинг горючих монстров//Эксперт – 2000 ~ 1-2.

8. news/economy/2012/9/26/1375.html

9.news/monopolii_2008_god/2011-01-08-99


Информация о работе Монополии в Рссии