Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Цель данной работы - дать определение монополиям и их роль в рыночной экономике.
В соответствие с целью поставлены следующие задачи:
- изучить монополистические тенденции и монопольную власть;
- рассмотреть виды и необходимость регулирования естественных монополий;
- основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
I. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
1. Возникновение и сущность монополий……………………………….4
2. Виды монополий………………………………………………………..5
II. Естественные монополии
1. Понятие естественных монополий………………………………….....6
2. Плюсы и минусы естественной монополии………………………..…7
3. Влияние естественной монополии на экономику страны…………....8
III. Антимонопольная политика
1. Сущность антимонопольной политики………………………………10
2. Государственное регулирование естественных монополий РФ……10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………...12

Файлы: 1 файл

роль монополии в рыночной экономике.docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
    1. Возникновение и сущность монополий……………………………….4
    1. Виды монополий………………………………………………………..5
  1. Естественные монополии
    1. Понятие естественных монополий………………………………….....6
    2. Плюсы и минусы естественной монополии………………………..…7
    3. Влияние естественной монополии на экономику страны…………....8
  1. Антимонопольная политика
    1. Сущность антимонопольной политики………………………………10
    2. Государственное регулирование естественных монополий РФ……10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список используемой литературы……………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема монополии  является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее  время. В России существуют мировые экономические гиганты, которые прочно занимают ведущее место в производстве. Рост таких монополий в России вызывает необходимость развивать и усовершенствовать антимонопольную политику в РФ. Цель данной работы - дать определение монополиям и их роль в рыночной экономике.

В соответствие с целью  поставлены следующие задачи:

- изучить монополистические тенденции и монопольную власть;

- рассмотреть виды и необходимость регулирования естественных монополий;

- основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.

Роль монополистических  объединений в экономике очень  велика и заслуживает тщательного  изучения. Отношение общественности и государства к различным  формам монополий в экономике  всегда двойственно.

С одной стороны, монополии  ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает  усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень  населения.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что  и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация  воздействует на повышение эффективности производства.

  1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.

1. Возникновение и сущность монополий

В настоящее время в большинстве  демократических стран многие экономические  вопросы решаются рынком.

Конкурентность рынка определяется возможностями воздействия отдельных  фирм на рынок, т.е. влияния на условия  реализации своей продукции, и прежде всего на цены. Чем это влияние  меньше, тем более конкурентным считается  рынок.

Серьёзное отклонение от модели эффективного рынка может произойти при  наличии элементов несовершенной  конкуренции. В этих условиях покупатели или продавцы могут оказывать  определённое воздействие на цены разнообразных  товаров и услуг. В наибольшей степени признаки несовершенной  конкуренции проявляются при  монополии, когда единственный продавец единолично устанавливает цену на определённый товар или услугу. Таким образом, монополия - самое крайнее проявление несовершенной конкуренции.

Монополии - это крупные хозяйственные  объединения, находящиеся в частной  собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой степени  концентрации производства и капитала с целью установления монопольных  цен и извлечения монопольных  прибылей.

Можно выделить характерные черты  чисто монополистического рынка:

1. На рынке существует только  один продавец (mono - один, poleo - продавец - греч.).

2. Продукт фирмы уникален, у него  не существует близких заменителей.  Поэтому у покупателей нет  выбора продавца.

3. Продавец контролирует цену, диктует  её рынку. Он может сохранить  и даже увеличить цену и  при падении спроса, уменьшив  объём производства.

4. Для проникновения на рынок  существуют непреодолимые или  крайне трудно преодолимые барьеры.

2. Виды монополий

В зависимости от характера и  причин возникновения различают  следующие виды монополий:

1) Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в  лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами.  В ее основе особенности технологий  производства и обслуживания  потребителей. Здесь конкуренция  невозможна или нежелательна. Примером  могут служить энергообеспечение,  телефонные услуги, связь и т.д. 

2) Административная монополия возникает  вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам  исключительного права на выполнение  определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные  структуры для государственных  предприятий, когда они объединяются  и подчиняются разным министерствам,  ассоциациям. Здесь, как правило,  группируются предприятия одной  отрасли. Они выступают на рынке,  как один хозяйственный субъект  и между ними не существует  конкуренции. 

3) Экономическая монополия является  наиболее распространенной. Ее появление  обусловлено экономическими причинами,  она развивается на основе  закономерностей хозяйственного  развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное  положение на рынке. 

 

  1. Естественные монополии.
  1. Понятие естественных монополий.

В своем докладе мы хотели бы уделить  внимание естественной монополии.

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

К отраслям естественной монополии  во многих странах относят большинство  видов деятельности, продукция которых  является «предметом общественного  пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 

 

  1. Плюсы и минусы  естественной монополии

Плюсы:

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  • возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
  • возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
  • внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

 

Минусы:

  • возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
  • возможность блокировать технический прогресс;
  • возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
  • возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

 

 

 

  1. Влияние естественной монополии на экономику страны

Согласно рейтингу, опубликованному  ведущим национальным рейтинговым  агентством "Эксперт РА" к числу  самых крупных компаний по объему реализации продукции за 2012 год относятся: "Газпром", Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", Нефтяная компания "Роснефть", Транспортная компания "Российские Железные Дороги", Нефтяная компания "ТНК-ВР Холдинг", Сбербанк России, многоотраслевой холдинг "АФК Система", Нефтяная компания "Сургутнефтегаз", АК "Транснефть" транспорт и перевозки, "Холдинг МРСК" электроэнергетика.

В силу своего огромного  значения для экономики России в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии - «Газпром», РАО «ЕЭС России» (единая энергетическая система) и МПС (министерство путей сообщения). Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п., но они вызывают интерес не столь часто.

Три вышеуказанные монополии  составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики. Хотя формально «Газпром» - акционерное  общество, в котором доля государства  всего 38%, реально он является неотъемлемой частью госсектора. О роли этих организаций  в экономике свидетельствуют данные таблицы.

Занимая всего 4% рабочих  и служащих, эти три монополии  дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше, чем они.

Показатели 

Ед. изм. 

Газпром

РАО «ЕЭС» России

МПС

Всего три монополии

Всего экономика 

Всего

Доля в эк-ке %

Всего

Доля в эк-ке %

Всего

Доля в эк-ке %

 
Всего

Доля в эк-ке %

Количество занятых

Тыс. чел

 
306,3

 
0,5

 
681

 
1.1

 
1605

 
2,5

 
2592

 
4,0

 
64300

Валовой выпуск

Млрд. руб.

 
647,9

 
5,2

 
351,6

 
2,8

 
246,8

 
2,0

 
1240

 
10,0

 
12420

Валовая добавленная стоимость

Млрд. руб.

 
497,3

 
7,0

 
232,1

 
3,3

 
226,4

 
3,2

 
956

 
13,5

 
70634,4

Основные средства

Млрд. pуб.

1117,5

7,0

1873,2

11,7

1486,2

9,3

4477

27,9

16042,3

Капитальные вложения

Млрд. pуб.

 
99,7

 
8,6

 
39,2

 
3,4

 
100,8

 
8,7

 
240

 
20,6

 
1165,2

Прибыль(сальдирован финансовый результат по РФ)

Млрд. pуб.

 
125,2

 
10,5

 
22,6

 
1,9

 
44,9

 
3,8

 
193

 
16,2

 
1190,6

Налоги

Млрд. pуб.

 
207,8

 
12,2

 
45,6

 
2,7

 
64,2

 
3,8

 
318

 
18,6

 
1707,6

Экспорт

Млрд. долл

 
16,1

 
15,6

 
0,3

 
0,2

 
-

 
-

 
16

 
15,9

 
103,0

Информация о работе Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике