Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы рассмотрим такое понятие как “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Конкуренция 4
1.1 Конкуренция как экономическое явление 4
1.2 Виды конкуренции 6
Глава 2. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией 12
2.1 Модели современного рынка 13
Глава 3. Монополия 16
3.1 Причины возникновения монополии и ее сущность 16
3.2 Виды монополии 19
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая Конкуренция и монополия.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

“Совершенным конкурентом” является тот, кто может продавать  все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь “полностью конкурентной отраслью” является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.

Теперь рассмотрим несовершенную конкуренцию:

Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Многие рынки, как, например, рынки  автомобилей, крупяных изделий для  завтрака и фирменных ресторанных  блюд, являются несовершенно конкурентными.

Фирма является «несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых  отраслей, а не горизонтальную линию  спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.

На совершенном конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

Однако на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут  влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы  оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Насколько несовершенной  может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем является наличие  единственного продавца, обладающего  практическим могуществом полного  монополиста. В своей отрасли  он является единственным производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей сколько-нибудь близкий заменитель его продукции.

 

Глава 2. Взаимосвязь между  конкуренцией и монополией

На первый взгляд может  показаться, что конкуренция и  монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия  находится в весьма сложной и  противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные  капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и  углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство сними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями

Высокие цены, по которым  в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать  свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество  между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

2.1 Модели современного  рынка

Если на начальном  этапе капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее, с развитием и укрупнением  производства, стал набирать силу монополизм. В современной же экономике конкуренция и монополия неизбежно и противоречиво сосуществуют и подчас сложно переплетаются. Тем не менее в большом многообразии сегодняшнего хозяйства  можно выделить 4 основные модели рынка (рис 1)3



 

Чистая

монополия

 

 

Монополистическая конкуренция

 

 

Олигополия

 

 

Чистая

конкуренция




 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

Чистая конкуренция  и чистая монополия  - это две  крайние достаточно редкие ситуации. Между ними располагаются более  характерные для современного рынка две модели под общим названием «несовершенная конкуренция»

Чистая конкуренция – имеет место быть там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг. В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости же товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться эффективности своего производства. Сотни и тысячи при этом не выживают. Однако свободный доступ в подобные конкурентные отрасли привлекает туда все новых предпринимателей.

Как полная противоположность  этому – чистая монополия. Она существует когда она фирма является единственным производителем данного продукта. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям свою цену и остальные условия. А экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль каких-либо дополнительных фирм.

Монополистическая конкуренция – предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причем если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объеме, то монополия лишь в небольшом количестве. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговорю для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Что касается монополии, она возникает здесь в качестве дифференциации продуктов (то есть создания их разновидностей) компаниями-соперницами. Однако монополия в подобных отраслях не может преобладать над конкуренцией. Множественность предприятий и относительная легкость присоединения к ним все новых и новых фирм постоянно стимулирует живительную конкуренцию в этом секторе.

Олигополия  характерна для таких отраслей, в каждой и которых господствует несколько крупных фирм. Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает значительным рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимосвязанными, а безудержная конкуренция между ними угрожает «неприятностями» для всех. Вот почему в ситуации олигополии фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают «войны цен» между собой, идут на объединения, картельные и иные соглашения (о них будет рассказано далее). Вхождение новых фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено.

 

Глава 3. Монополия

Монополия4 – (от греч. “моно” — один, единственный и “роlео” — продаю), исключительное право в определенной  области  государства, организации, фирмы.

3.1 Причины  возникновения монополии и ее  сущность

Существует большое  количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует  уточнить, что, опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Здесь можно привести ещё одно определение монополии:

Монополия – это когда  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают.

Давая же определение  монополии с точки зрения рыночного  поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама и.т.д.). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

 

Появление монополий  – это результат действия законов  свободной конкуренции. Монополия  возникает на базе: 1) концентрации, т.е. укрупнения производства за счёт дополнительно вовлекаемого капитала и 2) централизации производства, т.е. слияния мелких и средних предприятий в единое крупное. Это слияние может происходить по-разному: насильственно и добровольно (путём создания новых акционерных сообществ).

Причины возникновения монополий связаны, прежде всего, с изменениями в технологическом способе производства. Предпосылкой таких изменений была промышленная революция конца XVIII — начала XIX в., возникновение новых отраслей промышленности и быстрое развитие производства во многих из них, прежде всего, в легкой промышленности вследствие появления важных технических изобретений.

 

Рис 2. Механизм образования монополий5

 

Изменения в технологическом  способе производства привели к  концентрации производства, наряду с которой интенсивно развивался процесс концентрации капитала.

Каждый из этих процессов  развивается по своим законам. Так, концентрация производства выражает внутренне  необходимые, устойчивые и существенные связи между развитием производительных сил и процессом концентрации, вследствие действия которых происходит растущее сосредоточение факторов производства (вещественных и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с различной степенью интенсивности проявляется на всех этапах развития капитализма, движущая сила которого — конкурентная борьба. Чтобы выжить в этой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новую технику, расширять масштабы производства. При этом из массы мелких и средних предприятий постепенно выделяется несколько наиболее крупных.

Информация о работе Монополия и конкуренция