Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 16:50, курсовая работа
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым.
Следует отметить, что особая роль железнодорожного транспорта в сфере транспортных услуг, отсутствие отработанной нормативно- правовой базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями и предприятиями, в том числе осуществляющими перевозки другими видами транспорта, несовершенство правовой базы создают определенные предпосылки для нарушения предприятиями железнодорожного транспорта антимонопольного законодательства. И в первую очередь это проявляется в виде необоснованного увеличения затрат и тарифов на перевозку грузов и оказание других услуг.
Как известно, в соответствии
с Законом РФ "О конкуренции и ограничении
монопольной деятельности на товарных
рынках" во многих районах страны созданы
территориальные антимонополистические
органы (более 80), которые подведомственны
Государственному комитету РФ по антимонополистической
политике и поддержке новых экономических
структур. Их силами и проводятся различные
проверки, в том числе периодически осуществляется
контроль за формированием и применением
железнодорожных тарифов, расчетами провозных
платежей за перевозки грузов и другие
услуги. Результаты проводимых проверок
свидетельствуют о том, что предприятиями
железнодорожного транспорта продолжаются
нарушения антимонопольного законодательства,
в том числе в части ценообразования, взимание
платы за невыполненные работы или оказания
услуг, которое должно производиться без
дополнительной оплаты, навязывание клиентам
невыгодных договорных или различных
дискриминирующих условий.
Комитетом были подготовлены предложения по вопросу совершенствования ценообразования на железнодорожном транспорте и направлены в Комиссию правительства по совершенствованию платежей и расчетов. Создана межведомственная Комиссия по контролю за ценообразованием на железнодорожном транспорте.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Интернет - ресурсы:
Книги:
Информация о работе Монополия и общество. Потери от монополизма