Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:12, доклад
Монополия - это ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага. Эта формулировка относится к абсолютной монополии - теоретическому понятию, которое вряд ли можно обнаружить в жизни. Реальная же монополия неизбежно содержит некоторые черты, свойственные конкурентному рынку.
Ваганов А.С.
Что такое монополия и олигополия? Какие негативные последствия они имеют для экономики?
Монополия - это ситуация на рынке, когда фирма, называемая “монополистом”, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с ним блага. Эта формулировка относится к абсолютной монополии - теоретическому понятию, которое вряд ли можно обнаружить в жизни. Реальная же монополия неизбежно содержит некоторые черты, свойственные конкурентному рынку.
В условиях рыночного хозяйства
монопольное положение может
возникать, во-первых, в случае, когда
фирма достаточно велика, чтобы вести
эффективное производство , тогда как
для других возможных конкурентов такие
размеры недостижимы; во-вторых, в результате
установления ценовых барьеров для вступления
“новичков” в рынок (напр., если издержки
монополиста позволяют без убытка поддерживать
столь низкие цены, что для других они
были бы убыточны); в-третьих, при реализации
патентных прав на исключительное использование
новой технологии; наконец, в ряде случаев
складывается так называемая локальная
монополия в результате высоких издержек
Монополия подразделяется на 3 основных вида.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.
Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий (если не единственное национальное), поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.
Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути:
первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала;
второй (более быстрый) основывается
на процессах централизации
Олигополия - ситуация на рынке (структура
рынка), когда действует небольшое количество
продавцов продукции (фирм). Особенность
ее в том, что здесь каждая из конкурирующих
фирм способна влиять на цену продукции,
предлагаемой остальными фирмами, а следовательно,
и на их уровень затрат. Таким образом,
при олигополии прибыль каждой фирмы зависит
не только от реакции потребителей, но
и от действий конкурентов. Такая ситуация
моделируется с помощью аппарата теории
игр. Различаются три типа олигополистического поведения
Олигополия так же подразделяется на:
Однородную (
Однородная продукция - продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт - 3 сорта, сахар - около 8 сортов, алюминий - около 9 марок).
Неоднородную (деференцированая) - несколько предприятий производят не однородную (деференцированую) продукцию.
Неоднородная продукция
- продукция, отличающаяся широким разнообразием
типов, сортов, размеров, марок.
Пример – автомобили, сигареты, безалкогольные
напитки, сталь.
Олигополию доминирования - на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм, которые делят между собой оставшийся рынок.
Дуополия - когда на рынке работает только 2-а производителя или продавца данной продукции.