Монополия как экономическое явление. Особенности монополизации экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния. Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью

Содержание работы

Введение ……………………………………………...……………………....3
1. Монополии в рыночной экономике……………………………...……… 5

1.1. Определение монополии……………………………...…….……..….5

1.2. Спрос на продукт монополии………………………………………...6
1.3. Максимизация прибыли монополии……………………...………….8
1.4. Причины существования монополии………………………………...9
2. Естественные монополии…………………….………………………….10
3.Антимонопольная политика…………………………………………...…12
4.Монополизм в Республике Беларусь: предпосылки и особенности…...14
5.Проблема и перспективы антимонопольного регулирования на современном этапе……………………………………………………….…..22

Заключение …………………………………....……………………………..30

Список использованных источников ………………………………………33

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 86.07 Кб (Скачать файл)

  Антимонопольный орган вправе дать согласие (или отказать) на создание, реорганизацию холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, если это не приведет к возникновению или усилению их доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции.

  В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам и хозяйствующим субъектам предложения об (о):

- изменении сфер применения свободных  или регулируемых цен, в том  числе об установлении предельных  цен либо предельного норматива  рентабельности товаров, производимых  или реализуемых хозяйствующими  субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

- создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

- привлечении иностранных инвестиций;

- финансировании мероприятий по  расширению выпуска дефицитных  товаров в целях устранения  доминирующего положения на товарном  рынке отдельных хозяйствующих  субъектов и других мер экономического  протекционирования;

- лицензировании экспортно-импортных операций;

- внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

  Осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства имеют право общественные организации потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Они вправе:

- подавать в антимонопольный орган  заявления о фактах нарушения  антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

- обращаться в суд с исками  в защиту прав, свобод и законных  интересов своих членов и других  лиц от деяний, нарушающих антимонопольное  законодательство;

- проводить собственную экспертизу  на соответствие действий фирм  требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы.

Запрещаются соглашения государственных органов  с хозяйствующим субъектом, которые имеют своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам „ законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения, направленные на:

- раздел товарного рынка по  территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей;

- исключение или ограничение доступа  на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

- незаконное повышение, снижение  или поддержание цен. Государственным  органам запрещается принимать  (издавать)

- акты, заключать соглашения, совершать  иные действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам хозяйствующих субъектов или граждан.

  В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных деяний антимонопольный орган выносит предписания об устранении их вредных последствий, а также налагает на виновных административные штрафы.

  За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных решений (предписаний) антимонопольного органа по решению суда с виновных хозяйствующих субъектов взыскивается штраф в размере до 10 % дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.

  Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, взыскивается судом и направляется в бюджет.

  Таким образом, некоторые правовые нормы антимонопольного закона Беларуси перекликаются с нормами антитрестовского законодательства США. Вместе с тем в Законе нашли отражение особенности экономики Республики Беларусь, структуры управления и специфика ее правовой системы.

   Необходимо отметить, что отдельные предприятия и объединения таких отраслей (подотраслей), как промышленность, энергетика, транспорт, связь, строительный комплекс не претерпели заметных организационно-структурных преобразований, что стало причиной сохранения в них неконкурентной среды и доминирующего положения на республиканском и местных рынках товаров (работ, услуг) субъектов этих отраслей, а также высококонцентрированных рынков.

   В Беларуси свидетельством монополизма (установления факта доминирования хозяйствующего субъекта) служит владение не менее чем 30% рынка товаров народного потребления и услуг и 45% рынка товаров производственно-технического назначения. При покупке акций антимонопольный орган осуществляет контроль (дает согласие на дальнейшее приобретение), если покупатель завладеет более чем 25% акций.

  В целях совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции». Указ Президента Республики Беларусь направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В Указе расширяются права антимонопольного органа, в части:

- возможности применения действенных  мер, направленных на пресечение  монопольных действий органов управления и юридических лиц, приводящих к ограничению или устранению конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию;

- заключения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашений, в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

- обращения в установленном порядке  в суды без уплаты государственной  пошлины с исковыми заявлениями (жалобами) о признании недействительными договоров (соглашений), заключенных (совершенных) в нарушение антимонопольного законодательства;

- осуществления иных прав, определяемых  другими законодательными актами  и постановлениями Правительства.

  Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц.

  Данная норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

  Указ позволит упростить действующий порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом при государственном антимонопольном контроле за экономической концентрацией посредством введения пороговых значений.

  Введение пороговых значений не является новой административной процедурой, а наоборот сократит количество обращений в антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.

  Введение пороговых значений исходит из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.

  В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются:

- обязательные условия, исключающие  монополистическую деятельность  этих юридических лиц;

- пределы изменения цен (тарифов)  на товары (работы, услуги).

  Также одним из направлений реформирования в области антимонопольной политики планируется вместе с антимонопольными органами стран СНГ провести совместные расследования на рынках цемента и зерна. В частности, антимонопольные органы уже имеют опыт проведения совместных расследований на рынке авиаперевозок, касающиеся озабоченности с ростом цен на перевозки, качеством услуг в этой сфере. Аналогичное совместное расследование проводится на рынке телекоммуникаций. Оно касается мобильной связи, цен на услуги роуминга, IP-телефонии. В этом секторе тоже имеются элементы монополизма. Но здесь только приступили к проведению расследования.

 

 

 

 

 

      Заключение

   Изучив предложенную  тему, следует сделать вывод, что  проблема монополии и конкуренции  является одной из наиболее  актуальных для экономики в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.

  Таким образом, монополии на современном этане, с одной стороны, это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

  Так же одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

  Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии, оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению: экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не позволяют исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

  Таким образом, монополия обусловливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствие монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большое вред народному хозяйству.

  С другой стороны количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них - практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной "данью" в свою пользу. Покупатели вынуждены приобретать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов. Логически доказано, что совокупность конкурентных фирм в данной отрасли произведет больше монополиста в этой же отрасли (за исключением коммунальных служб, метрополитена и т.п.)

Встает вопрос: каковы же перспективы развития естественных монополий?

Современный подход к регулированию  естественных монополий, по моему мнению, должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии - составная часть “планирующей системы”. В современной высокоразвитой экономике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе не в состоянии ни управлять. Ни контролировать “планирующую систему”. Эти функции могут выполнять только государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.

Государственное регулирование  естественных монополий является одним  из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы

Задача антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками  регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.

Информация о работе Монополия как экономическое явление. Особенности монополизации экономики Республики Беларусь