Монополия в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор рассматривает тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, т.е. монополию ее особенности в советской и российской экономике, а так хе рассмотреть это на отдельном предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Монополия и ее формы…………………………………………………5
1.1. Особенности монополии в советской экономике………………...7
1.2. Монополизм в России и его структурные особенности………...11
Глава 2. ОАО «Газпром»………………………………………………………..15
2.1 Развитие ОАО «Газпром» в СССР………………………………..17
2.2 Развитие ОАО «Газпром» в России……………………………....19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………....24

Файлы: 1 файл

курсовая работа ОАО Газпром.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

В бывшем СССР монополизм в народном хозяйстве был доведен  до абсурда. Государственная монополия  на основную массу производительных сил, централизованное регулирование экономики лишили ее динамизма, сделали невосприимчивой к научно-техническому прогрессу. Государство не только не боролось с монополизмом, но активно поддерживало и продвигало его. Оно надеялось на возникновение иных движущих стимулов экономики, способных заменить конкуренцию. На практике надежды не оправдались. Порожденная государственной монополией тенденция к застою с 70-х годов стала мощно нарастать и вылилась в кризис экономики.

Пользуясь своей монопольной властью, монополисты резко ограничили предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России. Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.

Помимо уже рассмотренного эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди  них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в  отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения, и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.

Например, для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера  уставного фонда требуется специальное  разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей. Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

Естественные монополии. В некоторых  отраслях без всяких ограничений  действует правило: чем больше масштаб  производства, тем ниже издержки. Это  создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя. Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.

Действительно, экономически нецелесообразно  строительство двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом  друг с другом двух конкурирующих  железных дорог.

Бессмысленно и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранение.

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными  монополиями, обеспечивают взаимосвязь  экономических субъектов и целостность  национальной хозяйственной системы. Не даром говорят, что в современной  России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.

Таким образом, разрушение естественных монополий  недопустимо, но это не значит, что  государство не должно вмешиваться  в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны. Поэтому одним из важнейших направлений экономических реформ в настоящее время в России являются демонополизация экономики и развитие конкуренции.

Приватизация  должна развиваться таким образом, чтобы была достигнута демонополизация  и возрождена конкуренция. Есть опасность, что вместо государственных возникнут  частные (коллективные) монополии. Министерство, например, становится концерном тоги Объединением. Простая смена титулов ничего не решает. Конкуренция отсутствует, нет стимулов для развития. Приватизация поэтому должна сопровождаться дополнительными мерами. Вредно разрушать интегрированное предприятие, составные части которого жестко связаны технологически. Монопольное положение такого предприятия можно было бы преодолеть путем либо строительства нового предприятия, либо импорта товаров.

В преодолении монополизации большую  роль играет развитие мелкого и среднего предпринимательства. Поэтому становление рынка и конкуренции требует осуществления комплекса мер и в том числе активизации «антитрестовской» деятельности государства. Однако сами рынок и конкуренция порождают тенденцию к монополизации. И здесь важнейшей задачей государства является противодействие такой тенденции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОАО  «Газпром»

ОАО «Газпром» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России (по данным журнала «Эксперт»), крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Является мировым лидером отрасли. Согласно списку Forbes 2000 (2010 год), «Газпром» по выручке занимает 24-е место среди мировых компаний. Согласно рейтингу Fortune Global 500, по итогам 2009 года Газпром стал самой прибыльной компанией в мире, опередив американскую Exxon Mobil, заняв при этом 50-е место по общему объему выручки. Компания занимает общее 22 место в Fortune.

Полное фирменное наименование — Открытое акционерное общество «Газпром»; предыдущее название — Российское акционерное общество «Газпром». Зарегистрированные товарные знаки и знаки обслуживания — Газпром (ГАЗПРОМ) и Gazprom (GAZPROM). Штаб-квартира данной организации находится в Москве.

Управление в компании подразделяется на следующие органы:

Высшим органом управления «Газпрома» является собрание акционеров. Непосредственно собранию акционеров подчиняется совет директоров, который  осуществляет общее руководство, и  правление, которое имеет функции исполнительного органа.

Правом голоса на Общем собрании акционеров обладают акционеры — владельцы обыкновенных акций. Любой акционер лично или через своего представителя имеет право на участие в Общем собрании акционеров. Собрание является правомочным, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью  Общества, за исключением решения  вопросов, отнесенных к компетенции  Общего собрания акционеров. Члены  Совета директоров Общества избираются Общим собранием акционеров на срок до следующего годового Общего собрания акционеров.

Председатель Правления (единоличный исполнительный орган) и Правление (коллегиальный исполнительный орган) осуществляют руководство текущей  деятельностью Общества. Они организуют выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров и подотчетны им.

А так же в администрацию  компании «Газпром» входят следующие  департаменты: Департамент автоматизации систем управления технологическими процессами; Департамент бухгалтерского учета; Департамент внешнеэкономической деятельности; Департамент внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних обществ и организаций; Департамент инвестиций и строительства; Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов; Департамент по добыче газа, газового конденсата, нефть; Департамент по информационной политике; Департамент по работе с регионами Российской Федерации; Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа; Департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям; Департамент по управлению делами; Департамент по управлению персоналом; Департамент по управлению проектами; Департамент стратегического развития; Департамент экономической экспертизы и ценообразования; Финансово-экономический департамент; Центральный производственно-диспетчерский департамент; Юридический департамент

Ключевыми фигурами в  управлении ОАО «Газпром» на данный момент являются следующие лица:— первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, председатель совета директоров и— заместитель председателя совета директоров

В совет директоров входят: Виктор Алексеевич Зубков, Алексей Борисович Миллер, Александр Георгиевич Ананенко, Буркхард Бергман, Фарит Рафикович Газизулин, Елена Евгеньевна Карпель, Валерий Абрамович Мусин, Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, Михаил Леонидович Середа, Сергей Иванович Шматко, Игорь Ханукович Юсуфов.

Газпрому принадлежит Единая система газоснабжения России, которая включает в себя: 156,9 тысяч км магистральных газопроводов и отводов, 6,1 тысяч км конденсатопродуктопроводов, 268 компрессорных станций общей мощностью 44,8 млн кВт, 24 объекта подземного хранения газа и 6 комплексов по переработке газа и газового конденсата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Развитие ОАО «Газпром» в СССР

Открытие больших месторождений  газа в Сибири, на Урале и в Поволжье в 1970-е и 1980-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. В 1965 г. образовано Министерство газовой промышленности, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. В августе 1989 года постановлением Совета Министров СССР Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в государственный газодобывающий концерн «Газпром» (в 1993 ставшее РАО «Газпром»). Главой «Газпрома» стал Виктор Черномырдин (в газовой отрасли работал с 1970-х годов).

Структуру новой компании решено было позаимствовать у итальянской  компании ENI. Формально контроль над "Газпромом" осуществляло сначала  созданное в 1989 году Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР, а затем Министерство топлива и энергетики РСФСР и РФ.

В 1990−е годы во главу  концерна был поставлен Рем Вяхирев, который через различные схемы  фактически контролировал целую  отрасль страны. В аналитических материалах для инвесторов значилось, что за ОАО «Газпром» осталось лишь 10% имущества легендарного министерства. Столь радикальные взгляды были небезосновательны. Из-под контроля структуры отпочковывались один за другим активы, приобретающие новых владельцев: «Сибур», «Арктикгаз», «Роспан», «НоваТЭК» и т. д. Холдинг обрастал и надстройками: например, компания «Итера» — посредник в торговле газом. Еще один элемент реформирования концерна — приватизация происходила по смехотворным ценам. Ваучеры обменивали на акции из расчета капитализации компании $47 млн.

До распада СССР "Газпром" контролировал отрасль на всей его территории, стараясь по возможности сохранить единую структуру. Лишь в результате Беловежских соглашений в 1991 году концерн лишился треть трубопроводов и четверть мощности компрессорных станций, перешедших к новообразованным государствам.

На протяжении последних  лет «Газпром» всеми силами пытается прибрать к рукам отвалившиеся во время распада СССР трубопроводы стран СНГ. Особый интерес вызывали экспортные маршруты в Европу через Белоруссию и Украину.

Сейчас найти информацию про развитие ОАО «Газпром» в  течении периода существования  СССР очень трудно. Она представляет из себя минимум фактов и цифр, поэтому  я перехожу к следующему пункту моей работы и продолжаю анализировть развитие ОАО «Газпром», но уже в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Развитие  ОАО «Газпром» в России

5 ноября 1992 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о преобразовании государственного концерна «Газпром» в РАО «Газпром», и 17 февраля 1993 года РАО «Газпром» было учреждено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ]. Тем же постановлением был утвержден устав РАО «Газпром».

В декабре 1992 Борис Ельцин назначил Виктора Черномырдина Премьер-министром, что способствовало резкому усилению экономического влияния «Газпрома», получившего от государства значительные налоговые льготы. В ходе рыночных реформ часть акций «Газпрома» была «продана» за приватизационные ваучеры. Продажа акций жёстко регулировалась, при этом иностранные граждане, по уставу компании, не могли владеть более чем 9 % акций.

Информация о работе Монополия в российской экономике