Монополия в современной экономике. Монополизм в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Монополии являются составной частью любого развитого государства. От их деятельности зависят все сферы жизнедеятельности общества: политическая, экономическая, социальная. Бюджет любой страны полностью зависит от монополий. Они являются главной составной частью экономики. Основные монополии объединяются в корпорации, в которых форма бизнеса исключает участие в нем конкретных лиц, им владеющих.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………3
2. Монополия в современной экономике…………………………………………………...…………4
3. Монополизм в РФ……………………..………………………………6
4. Заключение……………………………………………………………9
5. Список используемой литературы…………………………………..11

Файлы: 1 файл

микра.docx

— 35.32 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНИХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Микроэкономика»

На тему: «Монополия в  современной экономике. Монополизм в РФ»

    

Гр. 2012 – З – БУ

1 курс 1 семестр

Волкова Валерия  

 

Преподаватель

Стасева Ю.В.

 

                                  

 

Ростов-на-Дону

2012

 

 

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………3

 

  1. Монополия в современной экономике…………………………………………………...…………4

 

  1. Монополизм в РФ……………………..………………………………6

 

  1. Заключение……………………………………………………………9

 

  1. Список используемой литературы…………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

" Что такое монополия? Это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий подъем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта ".

Таким образом, вместо здоровой и взаимовыгодной конкуренции на рынке есть один или несколько крупных продавцов, предлагающий уникальный товар. Например, принципиально новый по своим свойствам. Появляется возможность одной или нескольким группам крупных предприятий воздействовать на рынок и осуществляет контроль цен к собственной выгоде и в ущерб всему обществу. Конкуренция в условиях монополии невозможна, поскольку продавец не соглашается с ценой, а диктует ее. Это дает возможность монополистам регулировать общий объем предложений, ограничивать количество выпускаемой продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а поэтому и устойчивую экономическую прибыль. Цены, зачастую превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителя, интересам общества, которое не в состоянии воздействовать на монополиста так, как оно может влиять на частного продавца. В итоге монополия заменяет конкуренцию, цены на продаваемые товары и услуги полностью зависят от интересов монополистов, от их экономической выгоды. Поэтому все ресурсы распределяются в интересах монополистических производителей, добивающихся высоких прибылей, а не в интересах всего общества в целом. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.

Монополии являются составной  частью любого развитого государства. От их деятельности зависят все сферы  жизнедеятельности общества: политическая, экономическая, социальная. Бюджет любой  страны полностью зависит от монополий. Они являются главной составной  частью экономики. Основные монополии  объединяются в корпорации, в которых  форма бизнеса исключает участие  в нем конкретных лиц, им владеющих. Корпорации привлекают денежный капитал  через продажу своих акций  и облигаций через рынок ценных бумаг, они объединяют в общий  фонд все финансовые ресурсы огромного  числа отдельных лиц. Значение таких корпораций в экономике трудно переоценить. Они играют решающую роль в наполнение бюджета, а значит, влияют на жизнь страны в целом

 

 

 

МОНОПОЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 

 
            Монополистические тенденции на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция, которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений. Особенностью современной монополизации является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. 
Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д. 
Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне. 
            Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%. 
            Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. 
           

С другой стороны, количество негативных факторов существования  монополий значительно больше и  первый из них — практика образования  монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают  дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя  своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая  ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для  укрепления такого положения монополисты  создают искусственный дефицит  на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением  существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов. 
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития. 
           

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений  и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также  неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные  соглашения типа картельных могут содействовать  сохранению экономически “хилых”  предприятий, выделяя им соответствующие  льготы и устанавливая цены на высоком  уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям. 
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

 

 

МОНОПОЛИЗМ В РФ

 

Пожалуй, важнейшей проблемой  антимонопольного регулирования является высокая степень административного  монополизма, в первую очередь, монополизма  центральных государственных органов  управления. «…Независимые эксперты считают, что причиной монополизма  в России является концентрация чиновников… вместе с тем в структуре выявленных нарушений антимонопольного законодательства явно прослеживается тенденция к увеличению антиконкурентных действий органов власти. Если в 2008 г. вклад чиновников в общий объем нарушений антимонопольного законодательства перевалил за половину (53%), то в 2009 г. их доля подскочила до 60,5%, значительно опередив все другие виды нарушений».

Одним из специфических обстоятельств, характерных для современного периода  развития России, является то, что решение  задачи преодоления элементов чрезмерного  государственного административного  монополизма предполагает в ближайшей  перспективе определённое оживление  самого же этого монополизма. Так  получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм – большое  зло, но становление эффективных  рыночных структур, ускоренный выход  страны из состояния глубокого кризиса  не могут быть осуществлены без усиления прямого вмешательства государства  в экономику.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий-монополистов, и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий  – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются электроэнергия, нефть и  газ, железнодорожные перевозки, а  также отдельных подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги – тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.

Все предприятия, имеющие  на рынке определенного товара долю более 35%, заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Изучая реестр можно прийти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям.

В российской экономике очень  распространено такое явление как  «локальный» монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные  предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов.

Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Четыре главных  естественных монополиста России:

РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

ГАЗПРОМ (транспортировка  газа по трубопроводам, реализация природного газа);

МПС (железнодорожные перевозки);

«Ростелеком» (услуги междугородной  и международной электрической  связи).

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в  России практикуются монопольно высокие  цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение  на рынке, завышают цены на товары и  услуги.

Помимо ценовых злоупотреблений  в российской экономике наблюдаются  примеры дискриминирующего поведения  по отношению к конкурентам. Например, «18 октября 2010 года Арбитражный суд  города Москвы оставил в силе решение  и предписание ФАС России, вынесенные в отношении ОАО «Косметическое объединение Свобода». Ранее Комиссия ФАС России признала действия Косметического объединения «Свобода», связанные с незаконным использованием товарного знака, правообладателем которого является Концерн «Калина» (ОАО), актом недобросовестной конкуренции. Концерн «Калина» и Косметическое объединение «Свобода» производят и реализуют косметическую продукцию: кремы для рук «Бархатные ручки» и «Бархатный». Упаковка крема для рук «Бархатные ручки», производителем которого является Концерн «Калина», охраняется свидетельством на товарный знак. Косметическое объединение «Свобода» при выборе стиля оформления упаковки кремов для рук «Бархатный» не стало разрабатывать собственный дизайн упаковки, а использовало дизайн, сходный с дизайном упаковки крема для рук «Бархатные ручки», что привело к смешению на рынке продуктов двух разных производителей»1.

Для преодоления высокой  степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции  были разработаны специальные государственные  программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий  для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной  продукции. Исследования показывают, что  число предприятий, не ощущающих  конкуренции, постепенно сокращается  и во многих отраслях не превышает 10–15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше. «Между тем именно государство несет ответственность за конкурентную среду и слабое развитие малого и среднего бизнеса, который в развитых странах производит большую часть ВВП. А без создания конкурентных условий для средних и малых предпринимателей Россия так и будет обречена на постыдную зависимость от поставок наших сырьевых ресурсов за рубеж и резкое падение ВВП во время мировых кризисов»2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый  продукт в известной степени  уникален, велики барьеры вступления в отрасль.

Главной целью всякой антимонопольной  политики является пресечение монополистических  злоупотреблений.

Прямое дробление монополий  на мелкие предприятия ввиду объективных  причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной.

Информация о работе Монополия в современной экономике. Монополизм в РФ