Монополизация рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении причин, инструментов и последствий монополизации рынков.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть виды монополий и выяснить причины их существования
- выявить позитивные и негативные факторы монополизации рынков
- проанализировать последствия монополизации рынков

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....…3
1. Монополии в рыночной экономике
1.1.Виды монополий……………………………………………………….…....5
1.2. Причины существования монополий. Монополия и конкуренция…......9
2. Последствия монополизации рынка
2.1.Формирование монопольной цены………………………………...............13
2.2. Особенности современной монополизации рынка,
ее позитивные и негативные факторы………………………………………....16
3. Основные направления антимонопольного регулирования
3.1. Государственный контроль монополистической деятельности…….......19
3.2. Антимонопольное регулирование в России……………………………....23
Заключение…………………………………………………………………….....28
Библиографический список..................................................................................30

Файлы: 1 файл

0837696_7621C_monopolizaciya_rynkov_prichiny_instrumenty_posledstviya.docx

— 63.24 Кб (Скачать файл)

Законодательство  большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если:

- на долю одного продавца приходится 33%;

- на долю трех - 50%;

- на долю пяти - 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).

Считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического, законодательного и административного характера. Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Инструменты антимонопольной политики делят на прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:

-   "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);

-  предельного темпа роста цен;

-  предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

- поощрение создания товаров-заменителей;

- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов); 
- предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу; 
- открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.  
Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Обычно  законодательные меры предполагают: 
- запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;

- запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением; 
- принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). 

Наиболее разработанным принято  считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в США 1890 г. Он признавал незаконной и уголовно наказуемой монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых в судах ежегодно рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.

 Например, широкую известность получил судебный процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. На основании судебного решения компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке телефонных услуг стало снижение в два раза цен на соответствующие услуги.

Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая  обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров  и установлении таких низких цен, что они препятствовали входу  конкурентов на рынок. Этот процесс  выиграла IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители. Следует отметить, что антимонопольное законодательство стран Западной Европы более либерально, чем США.

Итак, хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями, обладают определенными преимуществами, негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.

 

 

 

3.2.Антимонопольное регулирование в России

В конце 1991 г. в России впервые был  принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и создано Антимонопольное министерство для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности. В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более. Однако, по решению Антимонопольного министерства, доминирующим может быть признано и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке.  Закон  дает определение монополии - "исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов  на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам".

Согласно  Закону, запрещаются:

- соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок; 
- монопольные сговоры о ценах, изъятии товаров с рынка для поддержания дефицита, попытки ограничить доступ на рынок конкурирующих фирм.

В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, Законом  предусматривается целый ряд  санкций, в том числе принудительное разделение.

Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где  эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции.  В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 года Федерального закона "О естественных монополиях", который определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Работа ФАС России в сфере  контроля над деятельностью естественных монополий направлена на обеспечение  равного доступа к товарам  и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции  в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится  к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности  их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов  товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС  России тесно координирует с Федеральной  службой по тарифам. Представитель  антимонопольной службы входит в  состав Правления ФСТ.

Цель государственного регулирования  деятельности естественных монополий - обеспечить, с одной стороны, доступность  реализуемого ими товара для потребителей, с другой стороны, создать условия для эффективного функционирования субъектов естественных монополий. В этих целях органы, регулирующие деятельность естественных монополий, могут осуществлять:

- ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан,

- обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Органам регулирования также  вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов  естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные  инвестиционные проекты, продажу и  сдачу в аренду имущества.

Необходимость регулирования  цен в естественных монополиях обусловлена  не только отрицательными последствиями  монопольного поведения. Существует и  обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию  естественных монополий может служить  мощным инструментом экономической  политики государства, позволяющим  регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику  через систему регулируемых цен  является эффективным дополнением  к фискальной макроэкономической политике.

С начала 2008 года ФАС России возбудила  более 100 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства только на рынках автомобильных топлив и авиатоплива. Примерно половина из них - злоупотребления доминирующим положением на рынке, другая часть - картельные сговоры и согласованные действия. 
Статистика дел по нарушениям антимонопольного законодательства на топливных рынках:

- согласованные действия хозяйствующих  субъектов - 47;

- злоупотребление доминирующим положением - 54;

По  результатам рассмотрения дел в 2008 году наложено штрафов на сумму  более 800 миллионов рублей.8

Однако, несмотря на достаточно успешную деятельность ФАС существует комплекс проблем в области государственного антимонопольного регулирования и обеспечения добросовестной конкуренции, который не решен до настоящего времени. Недостатки антимонопольного регулирования, политики обеспечения добросовестной конкуренции наиболее остро проявляются в сфере ценообразования. До сих пор не выработано действенных механизмов пресечения нелегальных сговоров участников рынка в целях завышения цены, отсутствуют ясные и научно-обоснованные методики регулирования цен в естественных монополиях и высокомонополизированных отраслях экономики (топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы). Складывающаяся практика антимонопольного регулирования, основанная на попытках решать проблемы монополизма через несистемные репрессивные акции со стороны ФАС, предпринимаемые в качестве реакции на отдельные внешние проявления негативных последствий монополизма, малоэффективна и вредна. Подобные действия не в состоянии решить принципиальных проблем, порождаемых монополизацией российской экономики, увеличивают риски для бизнеса и дискредитируют антимонопольное регулирование. Российская антимонопольная политика исторически ориентирована не на американскую, а на более мягкую европейскую модель конкурентной политики, в соответствии с которой доминирование компании на рынке само по себе не считается проблемой, а борьба ведется лишь с фактами выявленных злоупотреблений монопольным положением. Такая система заведомо ставит антимонопольного регулятора в более сложное положение из-за информационной асимметрии и невозможности проведения превентивной конкурентной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процветание на современном этапе разного рода монополий и появление транснациональных корпораций подтверждают, что монополизация  - закономерный процесс, порождаемый конкуренцией (каждый конкурент стремится стать монополистом). Несмотря на естественность этого процесса общество стремится ограничить монополистические тенденции в экономике. Сопоставляя перечисленные во второй главе положительные и отрицательные стороны монополизации рынков и анализируя их последствия для экономики и общества в целом можно сделать следующие выводы:

- монополия ведет к перераспределению реальных доходов общества, увеличивая экономическую и социальную дифференциацию;

- рынок не распределяет ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей;

- отсутствует производственная эффективность;

- существуют барьеры для межотраслевого перелива капитала.

Таким образом,  несмотря на некоторые положительные стороны,  монополизация рынка ведет к диктату производителя над торговлей и потреблением, а вследствие этого - к стагнации.

Все это говорит о необходимости  поворота в сторону более активной антимонопольной политики – политики по демонополизации экономики, включающей как принудительное разделение государственных  монополий, так и активную политику стимулирования прихода на рынок  конкурентов действующим монополистам. Политика такого типа позволила бы быстро превратить целый ряд рынков, для которых характерно единоличное  или коллективное доминирование, во вполне конкурентные. Развитие конкуренции позволило бы естественным путем снизить негативные эффекты от деятельности монополий для экономики, а также устранить поводы для вмешательства антимонопольных регуляторов в деятельность конкретных компаний, ухудшающего инвестиционный климат в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховникова Г.А.: Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М.: Юрист, 2005.
  3. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2003
  4. Липсиц И.В. Экономика. - М.: Омега-Л, 2006. — 656 с
  5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. 14-го изд. – М.: Таллин, 2003.
  6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд.,   М.: Норма, 2006
  7. Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”, Т.1, М., 1985 г.
  8. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. : учебник для вузов.- М.: Норма, 2007.
  9. Самуэльсон П.А. Экономика. В 2-х томах. М.: "Логон", 2003 г
  10. Экономика:/ Под ред. доц. А. С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2004
  11. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  12. ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»
  13. Пресс-служба ФАС России [Электронный ресурс]/ режим доступа: http:// fas.gov.ru, свободный, — Загл. с экрана.

Информация о работе Монополизация рынков