Монополизм и экономика властных группировок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:18, доклад

Описание работы

Для начала, определимся с тем, что же такое вообще монополизм:
Монополизм – это преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.

Файлы: 1 файл

Мощевитин 080200.docx

— 19.73 Кб (Скачать файл)

Монополизм и экономика  властных группировок

Виктор Степанович Черномырдин: 
                                                                       «Естественные монополии - хребет российской экономики, и этот хребет мы будем беречь как зеницу ока.»

 

Для начала, определимся  с тем, что же такое вообще монополизм: 
Монополизм – это преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.

Проблема монополизма  в экономике вызывает интерес  экономистов на протяжении почти  всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех  пор, пока существуют мировые экономические  гиганты, прочно занимающие монополистическое  место в производстве.

Плюсы и минусы монополии:

К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.

Отношение общественности и  государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С  одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают  более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что  вызывает нерациональное распределение  ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты  используют в полной мере свои возможности  для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для  вступления в отрасль монополии  не имеют достаточных стимулов для  повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что  и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация  воздействует на повышение эффективности  производства: только крупная фирма  на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Ограничение монополии:

Искусственные барьеры для  предотвращения проникновения на монополистический  рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме "лицензий", "авторского права", "товарных знаков", или "патентной  защиты".

Лицензия – это право  фирмы на исключительное осуществление  определенного вида деятельности на данном рынке.

Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального  произведения в интересах его  автора (книги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно  на протяжении всей жизни автора (и  еще в течение 25 лет после его  смерти в интересах его наследников).

Товарные знаки – это  специальные символы, позволяющие  узнавать ("идентифицировать") товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается  использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять  похожие, путающие потребителя.

Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права  автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет  патент на технологию производства какого – либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой – монополистом.

Сущность  монополии:

В целях реализации своей  целевой функции получения монопольной  прибыли (сверхприбыли), выявлена двоякая  сущность монополизма: с одной стороны - монополизм выступает фактором усиления организующей и регулирующей роли по внедрению инноваций с целью  доминирования в отрасли и  на рынке, а с другой ведет к  экономическому застою, перераспределению  ресурсов и благ в пользу субъектов, обладающих властными полномочиями.  Раскрыта сущность государственных монополий как экономического явления, где в основе лежит монополия государства на экономическое пространство, в рамках которого осуществляется институциональная, экономическая, военно-стратегическая и другая деятельность, базовым признаком государственного монополизма является исключительное положение государства в качестве хозяйствующего субъекта в воспроизводственном процессе и на конкретном рынке.

Виды монополий:

Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирование.

Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

 

 

Экономика властных групп.

В экономической литературе осуществляются попытки выделить промежуточный  тип хозяйственной системы, отличающийся по своим основным характеристикам, а главное, по экономической эффективности  от хозяйства и каталлактики.

В современной экономической  теории такой промежуточный хозяйственный  тип экономической системы получил  название меркантилизма (или экономики  властных группировок)

Меркантилизм -  экономическая теория и основанная на ней политика, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Идеология меркантилизма  такова:

а) сущность богатства выражают драгоценные металлы;

б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые  работают на экспорт;

в) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным  коммерсантам и предотвращать конкуренцию;

г) рост населения необходим  для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.

Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи.

Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления.

Поздний меркантилизм относится ко 2-й половине XVI вв. Представители: Томас Ман, А. Серра, Антуан де Монкретьен.

Ими была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем  рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т.е. поздний  меркантилизм трактовал деньги как  капитал, признавал, что деньги –  это товар.

Принципы меркантилистов:

1)      регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра;

2)      поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

3)      протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

4)      поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

5)      рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.

Поздний меркантилизм был  прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда.

В России одним из ярких  выразителей идей меркантилизма  был выдающийся государственный  деятель А.Л. Ордын-Нащекин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667г. пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговле и купечеству.

 

 

Список используемой литературы:

http://www.aup.ru/books/m172/1_3.htm

http://ecsocman.hse.ru/text/16207492/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F

http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/9274

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=489801

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Монополизм и экономика властных группировок