Монополизм в российской экономике: исторические корни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий.

Содержание работы

Введение

1. Сущность монополии

2. Виды монополий

3. Причины существования монополий

4. Исторические корни монополизма в российской экономике

Список литературы
3

5

6

10

12

17

Файлы: 1 файл

1111.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

  Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

По поводу возникновения  монополий существуют и две другие точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов – английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Она является логическим завершением стратегии предприятий. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

 

 

 

 

 

 

 

4. Исторические  корни  монополизма в российской экономике.

 

Первые монополии в  России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие их развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (такие, как металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не очень велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, тем не менее, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз»,  военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др.  – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

В период промышленного подъема (1910-1914г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и  т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.).

Уровень концентрации сбыта  и производства монополий был  неравномерен. Особенно  интенсивно  процесс  монополизации  проходил в нефтяной промышленности.  Менее  интенсивно проходила  монополизация  легкой  промышленности.  В 1910г. возник  синдикат суконных  фабрикантов, 1912г. - синдикат льнопромышленников. В 1912 - 1913 гг. были образованы табачный  и  спичечный синдикаты.  В  пищевой  промышленности  важнейшее  место  занимал   синдикат сахарозаводчиков. Монополизируется  транспорт,  главным  образом  водный.  В речном и морском транспорте преобладали не синдикаты, как в  промышленности, а тресты.

 Тому,  что  российские   монополии  возникали преимущественно  в  форме   синдикатов, способствовали  покровительственные    пошлины,  которыми был защищен  русский рынок . Цены на  импортные  товары  здесь  были  повышенными  что  позволяло соответственно повысить  цены  и  на русские товары .

           В целом политика монополий приносила  ущерб хозяйству  страны.  Монополии  в  России  начали   оказывать   давление   на государство, подкупая правительственных чиновников.  Особенно  тесные  связи между  государством  и  промышленной буржуазией наблюдались   в   военно-промышленном комплексе: треть государственных расходов накануне мировой войны  составляли  военные расходы , отчего  казна  терпела огромные убытки.

          В годы войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.

         Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. Внутри экономики СССР существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному-двум заводам.

Причины для концентрации такого типа:

  1. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов- сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция распространялась по всей территории Советского Союза).
  2. Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональнымиплановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.

         В итоге советские монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации.

         Так же советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Завышенные цены, плохое качество товара или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические  тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Стало очевидно, что нужно  разрабатывать механизмы борьбы с монополизмом, однако в ходе перестройки 1985-1991 гг. вопросы антимонопольной  политики так и не вошли в число приоритетных направлений экономических реформ.

 

Список литературы

 

1. Вильсон / Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования / Вильсон, В. Цапелик  //Вопросы экономики. – 2005.

2. Городецкий А. / Реформирование естественных монополий / Городецкий А., Павленко Ю. // Вопросы экономики.-2000

3. Никифоров А.А. / Концепция антимонопольной политики и реформа / Никифоров А.А. //  Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия «Экономика» Экономика. - 2005.

13. Новиков  В. /  Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие  /  В. Новиков // Вопросы экономики. 2003.

14. Розанова Н. / Эволюция  антимонопольной политики России: проблемы и перспективы / Н.Розанова // Вопросы экономики. – 2005.




Информация о работе Монополизм в российской экономике: исторические корни