Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе автор рассмотрела историю развития монополизма в нашей стране, ведь чтобы сейчас разобраться в этой проблеме, нужно узнать как и с чего всё начиналось.

Содержание работы

Введение
Глава 1.
Монополия. Теоретический аспект
1.1. Сущность монополии
1.2. Виды монополий
1.3. Причины существования монополий
1.4. Исторические корни монополизма в российской экономике
Глава 2.
Рыночная власть в России и за рубежом
1.1. Методы определения рыночной власти
1.2. Положение в современной России
Глава 3.
Механизмы борьбы с монополизмом
1.1. Основные механизмы антимонопольной политики
1.2. Антимонопольное регулирование в современной России
1.3. Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики
1.4. Направления совершенствования антимонопольной политики в России
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Монополизм в российской экономике исторические корни, механизм преодоления.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Проводимая в 90-е годы реформа управления железнодорожным транспортом и внедрение элементов рыночного хозяйствования в различных сферах деятельности в определённой степени оздоровили ситуацию на транспорте и позволили сдерживать уровень тарифов. Принятые меры вполне вписываются в программу правительства по реструктуризации естественных монополий.19

 

Российские  законы требуют осуществления государственной  политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий.

Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных  властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике.

Ограничительные меры предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

Закон запрещает  устанавливать монопольно высокие  или монопольно низкие цены, изымать  товар из обращения с тем, чтобы  создавать или поддерживать дефицит  или повышать цену, навязывать контрагенту  условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Наиболее стабильно  действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

  • Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией.

Развитие рыночных отношений  предполагает устранение прямого вмешательства  государственных органов власти в деятельность предприятий.

Растет интерес  предпринимателей к защите деловой  репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного  использования.20

Законом запрещено  принимать нормативные акты и  совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п. 21

 

 

 

Зарубежный  опыт проведения антимонопольной политики

           Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом

осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В

последнем случае решения  административных органов могут  быть обжалованы в судах.

        Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

         Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности.

        Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике.  В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации

в какой-либо отрасли  в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за

предполагаемыми слияниями  предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в

проведении расследования  и составления докладов по поводу наличия (или

возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления  слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.22

         Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.

        Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить  инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить    на    предприятие   или лицо денежный штраф,     максимальная величина    которого    составляет         5% торгового     оборота  предприятия-нарушителя; потребовать от  нарушителя  опубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики,  потребует возмещение  ущерба,  то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее  время во Франции имеется около 3 тыс.  государственных контролеров по ценам.

           В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.  Картельный закон ФРГ основан на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления.

           Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.

         Достаточную сложность представляет задача определения минимальной рыночной доли, при которой предприятие может устанавливать свое доминирующее положение. Каждая страна самостоятельно устанавливает эту долю (см. Таблицу  2).

Таблица 223

Критерии оценки доминирующего положения на рынке товаров

 

Страна действия антимонопольного закона

Критерии, характеризующие  статус доминирующего положения  антимонопольного закона

1

Страны Евросоюза в целом

Положения не может быть признано доминирующим, если доля субъекта менее 40%

2

Германия

Доминирующим признаётся участник, имеющий не менее 1/3 рыночной доли, а также если 3 участника имеют 50% или 5 участников - 2/3 совместной рыночной доли

3

Франция

Доля одного субъекта на рынке определённой продукции составляет 25% сделок или оборот в совокупности свыше 7 млрд. франков

4

Великобритания

Доминирующее положение предусматривает  наличие доли рынка 25% и более

5

Португалия

Доля рынка одного субъекта превышает 30%

6

Испания

Доля рынка одного субъекта превышает 25%

7

Швеция

Доля рынка от 40% до 50% рассматривается как указывающий на доминирование, свыше 65% - доминирование доказано

8

Чехия

Доля рынка одного субъекта превышает 30%

9

Польша

Доля рынка одного субъекта превышает 40%


Продолжение таблицы 2

10

Венгрия

Доля рынка одного субъекта превышает 30%

11

Литва

Доля рынка одного субъекта превышает 40%

12

Монголия

Один субъект, действующий самостоятельно, или группа, действующая сообща, постоянно поставляет на рынок свыше 50% определённых товаров

13

Республика Корея

Компания контролирует 50% рынка или суммарная доля 3 ведущих компаний составляет 75% и более

14

США  

Доминирующее положение предприятия  или группы предприятий возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 оборота , на 3 – свыше ½ оборота или на 5 - 2/3 оборота

15

Япония

Доминирующее положение возникает, когда доля одного крупнейшего поставщика превышает 50% либо доля двух – 

75 %


 

       Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных методах правового регулирования пресечения недобросовестной  конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США)

 

1.4. Направления совершенствования антимонопольной политики в России

Разработчикам российского  антимонопольного законодательства предстоит  ещё большая работа, при этом было бы целесообразно обращаться к опыту зарубежных стран, не забывая при этом и о специфике российского рынка.

Для демонополизации  экономики и развития конкуренции предлагается:

  • наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных предприятий;
  • ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
  • совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
  • согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.24

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были рассмотрены основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями  складывающаяся отраслевая монополия  не может быть быстро заменена свободным  и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Информация о работе Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления