Моральный риск и способы его предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 20:04, реферат

Описание работы

Необходимо отметить, что моральный риск не ограничивается товарным миром, он охватывает также финансовые и трудовые отношения. При этом дальнейшее расширение товарного производства и усложнение экономических, социальных, политических и культурных связей говорит о том, что моральный риск в процессе рыночных трансакций со временем будет только увеличиваться.
Целью настоящей работы является общая характеристика морального риска в рыночных трансакциях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. Условия возникновения морального риска…………………………….4
Глава 2. Способы предотвращения морального риска…………………………6
2.1. Контроль за действием агента………………………………………...6
2.2. Стимулирующие контракты…………………………………………12
2.3. Моральный риск в отношениях между адвокатом и клиентом…...19
Глава 3. Моральный риск, неблагоприятный отбор и нормы договорного права………………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реерат по туковой.docx

— 53.48 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

 

 

Кафедра «Мировая экономика и логистика»

 

 

 

РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Институциональная экономика»

На тему: «Моральный риск и способы его предотвращения»

 

 

 

 

 

Проверил         Выполнил:

преподаватель:                           ст. гр.  Экп-362

Тукова Е.А.         Карева К.М.

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Условия возникновения морального риска…………………………….4

Глава 2. Способы предотвращения морального риска…………………………6

2.1. Контроль за действием агента………………………………………...6

2.2. Стимулирующие контракты…………………………………………12

2.3. Моральный риск в отношениях между адвокатом и клиентом…...19

Глава 3. Моральный риск, неблагоприятный отбор и нормы договорного права………………………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Технический прогресс, усложнение юридических процедур оформления экономических сделок, обусловили возникновение такой проблемы как моральный риск.

При этом необходимо отметить, что техническая, научная, правовая сложность предоставляемых на рынке товаров и услуг часто, сама по себе обуславливает возникновение морального риска, так как покупатель не может оценить вещь до ее покупки и начала эксплуатации. Покупая товар покупатель имеет лишь общие представления о показателях качества его работы, которые он формирует из рекламы, СМИ, рекомендаций его знакомых и друзей. Причем данный риск не связан только с личным потреблением, предприятия также покупая новые образцы оборудования или материалов, часто бывают не осведомлены о всех технических и экономических особенностях практического использования приобретения.

Необходимо отметить, что моральный риск не ограничивается товарным миром, он охватывает также финансовые и трудовые отношения. При этом дальнейшее расширение товарного производства и усложнение экономических, социальных, политических и культурных связей говорит о том, что моральный риск в процессе рыночных трансакций со временем будет только увеличиваться.

Целью настоящей работы является общая характеристика морального риска в рыночных трансакциях.

Предметом исследования являются особенности морального риска.

 

 

 

Глава 1. Условия возникновения морального риска.

Теория контрактов распадается на два больших блока, связанные с проблемами ex ante и ex post контрактных отношений. В первом случае речь идет о том, как подобрать наилучшего партнера, по тем или иным критериям, а во втором речь идёт уже о том, как заключить оптимальный контракт. В теории ex ante речь идет о решении проблемы оппортунизма экономических агентов, препятствующего заключению эффективных сделок. Выделяется два вида оппортунизма это предконтрактный и постконтрактный

Предконтрактный оппортунизм - оппортунизм, с которым экономические агенты пытаются справиться на стадии так сказать поиска партнёра для совершения сделки. В свою очередь постконтрактный оппортунизм, - это разновидность оппортунизма, против которой направлены усилия экономических агентов на стадии заключения контракта с уже найденным партнером

Как уже было сказано, асимметричность информации на стадии поиска партнера принимает форму скрытой информации, а на стадии заключения контракта - форму скрытых действий. Вместе с тем эти формы асимметричности информации являются также и формами проявления оппортунизма, а именно, предконтрактный оппортунизм проявляется в скрытой информации, а постконтрактный оппортунизм - в скрытых действиях. Далее, скрытая информация порождает проблему неблагоприятного отбора, а скрытые действия - проблему морального риска, о которой ниже пойдёт речь.

Следует отметить, что сфера применения концепции морального риска очень широка и может выходить за пределы агентских отношений, поскольку она применима и в тех областях, где ни одна из сторон не может рассматриваться как принципал или агент. Тем не менее, классической сферой применения концепции морального риска являются именно агентские отношения, к которым сводятся огромное множество типов взаимодействий, начиная с работодателя и работника и кончая обществом и государством.

Можно так же дополнить, что в литературе не всегда одинаково используется термин ”моральный риск”. Первоначально данный термин появился в литературе, посвященной проблемам страхования . Здесь внимание акцентировалось на информационных совершенствах двоякого рода)

1. Моральный риск, который возникает, когда страховая компания не  может наблюдать за тем, прилагает  ли ее застраховавшийся клиент  какие-либо усилия, чтобы избежать  возможных потерь или нет

2. Неблагоприятный отбор, который  возникает, когда страхующийся в  момент покупки полиса знает  больше, чем страховая компания, относительно вероятности происшествия  несчастного случая. Некоторые авторы  используют термин ”моральный  риск” и применительно к скрытым  действиям, и применительно к  скрытой информации, как разновидностям  проблемы ”принципал-агент”.

Классический пример морального риск: когда у вас неладно с машиной, вы едете на сервисную станцию, где вам говорят, что нужно менять всё что только можно, потому что машина разваливается и вообще тормоза могут в любой момент перестать работать и вы сами можете пострадать и кого-нибудь ешё и задеть .Цена вопроса 2000 $. Вы постараетесь каким-то образом оспорить данное предложение или попытаетесь его проверить, обратившись к внешнему эксперту. Однако чаще всего вам просто некогда этим заниматься и вы, скрепя сердце, заплатите требуемую сумму. В огромном большинстве случаев некомпетентность - реальное основание для потери из-за моральной угрозы.

Глава 2.Спосоы предотвращения морального риска.

2.1.Контроль за действием агента.

Выделим три основных примера контроля за действиями агента:

1. Можно ужесточить надзор  за деятельностью агента, увеличивая  объем ресурсов, расходуемых на  эти цели. В фирмах работники  часто отмечают время прихода  на работу и время окончания  работы. Работодатели покупают компьютерные  программы, которые подсчитывают  число ударов по клавишам, которые  делают секретари, за кассирами  следят видеокамеры.

Парфюмерная компания «Калина» (бывшие «Уральские самоцветы»), к примеру, ввела в цехах форму разного цвета. Тем самым появилась дополнительная возможность контролировать работников (можно определить, работники какого цеха находятся не на своем рабочем месте). В результате, некоторые работники, недовольные усилением контроля, уволились из компании.

Все меры по ужесточению надзора за работниками, как правило, дорогостоящие, и нередко издержки контроля могут превышать ту выгоду, которая достигается подобным образом.

2. Контроль — это поиск дополнительных источников информации об агенте, о его усилиях, о его честности и прилежании. Контроль, однако, не всегда связан с дополнительным расходованием ресурсов. Создание конкуренции между агентами может стать одним из возможных способов организации контроля поведения агентов. Если у агентов противоположные интересы, то они будут охотно раскрывать относительные преимущества своего товара, подчеркивая недостатки товаров своих конкурентов.

 Если вы хотите выбрать  пластиковые окна, то, обратившись  к нескольким фирмам, сможете  узнать о недостатках тех окон, которые устанавливают их конкуренты  и о которых они предпочитают  умолчать. Однако полностью полагаться на конкурирующие источники информации, конечно, нельзя. Все они промолчат об общих для их товаров недостатках.

Эффект конкуренции можно использовать внутри организации. Например, подобной системой контроля пользуется компания Макдональдс. Ее работники знают друг друга лишь по номерам, и не знают имен. Видимо, это облегчает их взаимный контроль друг за другом. Об ошибках и нерадивом поведении своих коллег они должны сообщать, зарабатывая себе очки в рейтинге. Однако внутри фирмы подобный способ контроля имеет свои ограничения. Создание атмосферы конкуренции между работниками может разрушить элементы доверия и готовность к сотрудничеству, что затруднит решение задач, требующих объединения усилий агентов.

3. Существует еще один способ контроля поведения агента — это контроль посредством рыночного механизма. Контроль со стороны фондового рынка и рынка слияний и поглощений позволяет смягчить проблему морального риска в отношениях между акционерами и наемными управляющими.

Контроль имеет особенно важное значение при заключении кредитных соглашений. Денежные займы характеризуются высокой степенью пластичности, что делает контроль заемщиков весьма дорогостоящим. Заемщики всегда нуждаются в контроле. Банк, в котором вы берете ссуду, поинтересуется вашим финансовым положением, он потребует залог, регулярной выплаты процента и части основной ссуды. Банки, предоставляющие кредит фирмам, проверяют их финансовое положение, выясняют их кредитную историю, требуют бизнес-план и периодические финансовые отчеты.

Далее на конкретном примере рассмотрим проявление морального риска в результате ослабления контроля на кредитном рынке.

Кризис ссудно-сберегательных ассоциаций в Америке [Мильгром, Робертс, 1999, т. 1, с. 252—260].

Ссудно-сберегательные ассоциации в Америке — это финансовые институты, которые находятся в собственности их членов (вкладчиков). Они привлекали деньги населения в форме депозитов, а затем инвестировали их, предоставляя займы, как это делают банки. Депозиты индивидуальных вкладчиков были застрахованы в федеральном агентстве. Если по каким-то причинам ассоциация не могла выплатить деньги вкладчикам, то это делала Федеральная страховая корпорация.

Сначала ассоциации предоставляли займы под залог недвижимости, но в 1980-х годах они стали осуществлять более рискованные инвестиции, в том числе в высокодоходные и высоко рискованные корпоративные облигации и предоставлять кредиты по коммерческим сделкам с недвижимостью. На рынке недвижимости в некоторых частях страны произошел крах, и кредиты не были возвращены, а потом некоторые корпорации объявили о своей неплатежеспособности, и снова вложенные деньги не вернулись. В результате около 500 ассоциаций оказались банкротами. Средств Федеральной страховой корпорации оказалось недостаточно, и расплачиваться пришлось американским налогоплательщикам.

Причиной банкротства ссудно-сберегательных ассоциаций стал моральный риск. Депозиты были застрахованы, ассоциации работали с привлеченным капиталом, и это поощряло стремление ассоциаций к рискованным вложениям, ведь они не несли ответственность за неудачные инвестиции, однако, рискованные инвестиции приносили большую прибыль, если оказывались удачными.

Предположим, вы работаете с собственным капиталом, и у вас есть два проекта: надежный и рискованный. Какой проект вы выберете?

Вариант 1, надежные инвестиции. Вы осуществляете инвестиции в размере 100 долл. и получаете прибыль 10% с вероятностью р1 = 0,5 и нулевую прибыль с вероятностью (1—р) = 0,5. Ваша ожидаемая прибыль составляет (0,5 • 110 + 0,5 • 100) — 100 = 5 долл. Вариант 2, рискованные инвестиции. С вероятностью р1 = 0,5 вы получаете 125 долл. и с вероятностью (1—р) = 0,5 вы несете убытки и получаете лишь 65 долл. Ваша ожидаемая прибыль составит: (125 • 0,5 + 65 • 0,5) —100 = —5 долл. При втором варианте вас ожидают убытки в размере 5 долл., поэтому вы его не выберете. Итак, если вы работаете с собственным капиталом, то выбираете надежный вариант капиталовложений.

Предположим далее, что вы работаете с заемным капиталом и у вас есть два варианта капиталовложений. Вы вкладываете 3 долл., а вкладчики — 97 долл. Предположим, что процент равен нулю. Какой вариант капиталовложений вы выберете в этом случае?

Вариант 1, надежные инвестиции. Вы получаете 10% прибыли с вероятностью р1 = 0,5, а если дела идут не очень удачно, то с вероятностью (1—р) = 0,5 вы получаете нулевую прибыль. Вкладчикам вы возвращаете 97 долл., а себе оставляете 13 долл., в случае, если дела идут хорошо, и 3 долл., если дела пошли неудачно и вы не получили прибыли. Таким образом, ваша ожидаемая прибыль составит (13 • 0,5 + 3 • 0,5) — 3 = 5 долл. Вариант 2, рискованные инвестиции. С вероятностью р1 = 0,5 дела идут хорошо и приносят 25 долл. прибыли. В этом случае вы возвращаете вкладчикам 97 долл. и у вас остается 28 долл. С вероятностью (1—р) = 0,5 дела идут плохо и вы можете вернуть только 65 долл. В этом случае вы не получаете ничего, а вкладчики получают только 65 долл., их убытки при этом составляют 32 долл. Итак, в случае рискованных инвестиций ваша ожидаемая прибыль составит: (28 • 0,5 + 0 • 0,5) — 3 = 11 долл. Какой из вариантов вы выберете, работая с заемный капиталом? Конечно, рискованный, поскольку вы теряете лишь три доллара, а основная доля потерь ложится на вкладчиков. Это означает, что вы застрахованы от последствий принятых вами решений, и если контроль вкладчиков за вами ослаблен, то ваш выбор склонится в пользу рискованного проекта.

В 1980-х годах были ослаблены правила, в соответствии с которыми контролировались инвестиции ссудно-сберегательных ассоциаций, размер страховки, предоставляемый каждому вкладчику, был увеличен, а размер средств, которые выделялись на контроль, был уменьшен. В результате произошел крах системы.

В данном случае проявились все основные факторы, которые приводят к возникновению морального риска. Интересы сторон не совпадали, контроль за вложениями ассоциаций был ослаблен, а вкладчики и сами ассоциации были застрахованы от последствий своих действий (ослабление контроля со стороны вкладчиков и вложение средств в рискованные проекты со стороны ассоциаций). Ассоциации нуждались в контроле, потому что инвестиции финансировались из заемных средств, и у них всегда сохранялся стимул к более рискованным инвестициям, чем хотелось бы кредиторам.

Почему вкладчики в данном случае не осуществляли контроль за действиями ассоциаций, ведь контроль с их стороны мог бы удержать ассоциации от рискованных вложений. Любой контроль требует определенных усилий, издержек, а вклады были застрахованы. Не смогла осуществить должный контроль и Федеральная страховая корпорация.

В этом примере моральный риск проявился со стороны трех различных групп:

   — самих ссудно-сберегательных  ассоциаций, осуществлявших рискованные  капиталовложения;

Информация о работе Моральный риск и способы его предотвращения