Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:25, реферат
Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Наций. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась 2я мировая война а после неё "холодная война". Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов
Национальная и международная безопасность
Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Наций. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась 2я мировая война а после неё "холодная война". Окончание последней не ознаменовалось прекращением войн и вооруженных конфликтов. Более того, обеспечение национальной и международной безопасности в современных условиях потребовало расширить это понятие за рамки предотвращения войн и вооруженных конфликтов.
Проблемы безопасности приобрели принципиально новые черты в современном мире который многолик, динамичен и долой острых противоречий. Нынешняя жизнь характеризуется втягиванием всего человечества в мировые процессы, чей ход ускоряется небывалым научно-техническим прогрессом, обострением социальных, экономических, сырьевых и других проблем приобретающих глобальный характер, до 90х годов в научной литературе у нас и за рубежом в основном разрабатывались вопросы международной безопасности государства. Это объяснялось возрастанием взаимозависимости различных государств и народов мира, интернационализацией их экономик, появлением глобального оружия массового уничтожения. Возросла я всемирная угроза человечеству от производственной деятельности.
Понятие международной и
национальной безопасности, в российской
научной литературе международная
безопасность рассматривается как
состояние политических, экономических
и других отношений между государствами,
устраняющее угрозу агрессии одного
или группы государств против другого
государства или группы государств
и обеспечивающее их мирное сосуществование
на началах равноправия, невмешательства
во внутренние дела друг друга, уважения
национальной независимости и
Как видно из приведенного
определения международная
Теория и практика обеспечения безопасности в послевоенный период в основном сосредоточилась на разработке вопросов безопасности государства.
Понятие безопасности государства как системы мер по защите интересов страны, общества и человека вошло официально в политическую практику российской федерации лишь в 1992 году с принятием закона "О безопасности", в теоретических работах и публицистике России вплоть до настоящего временя это понятие определялось термином "национальная безопасность заимствованным у США. Причем понимается он совершенно различным образом, для российских специалистов-международников национальная безопасность суть безопасность государства, для тех, кто занимается внутренними вопросами СНГ и России, национальная безопасность это мир между нациями и национальностями. Некоторые ученые стремятся рассматривать национальную безопасность как совокупность безопасности личности, общества и государства на том основании, что в российском законе они отнесены к субъектам безопасности. На наш взгляд, целесообразно безопасность российского государства как субъекта безопасности выделить в самостоятельный тип, определив ее в силу многонационального характера страны как национально-государственную безопасность.
Согласно закону .№ 257 1947 года под национальной безопасностью в официальных американских источниках понимается условие функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной форме. Такой подход к безопасности государства (в США понятие "нация" отождествляется с государством) вытекает из постулата о том, что международные отношения являются результатом столкновения государств которые, опираясь на имеющиеся ресурсы, преследуют свои цели как для обеспечения безопасности, так и экспансии.
Виды безопасности. До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопаености. Однако с 60х годов началось постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от самой деятельности человека. Отсюда подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности В политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.
Все многообразие жизнедеятельности
государства и общества можно
разделить на следующие области
(сферы): политическая, экономическая,
социальная и экологическая. Военная
сфера деятельности государства
о теоретической точки зрения
является составной частью политической
области функционирования государства
и общества. Однако исторически военные
вопросы выделяются в самостоятельную
сферу функционирования государства
и общества. Каждой из рассмотренных
выше областей деятельности государства
и общества соответствует свой вид
безопасности (политической, военной,
экономической, социальной и экологической).
Такой подход к делению безопасности
на виды по сферам деятельности государства
прослеживается и в Законе "О
безопасности" РФ, где указывается,
что безопасность достигается проведением
единой государственной политики в
области обеспечения
Рассмотрим некоторые
стороны обеспечения
В современной российской политологии термин безопасность используется весьма широко. Так в научных сообщениях и печати помяло государственной безопасности используются термины общественная безопасность, внутренняя и внешняя безопасность, информационная безопасность. Как правило, эти термины отражают функциональные обязанности министерств и ведомств. Практика же западных государств, да и российской федерации наглядно показывает, что основная задача обеспечения национально-государственной (национальной) безопасности как раз и состоит в объединении внутренней и внешней политики для защиты государственных институтов, суверенитета, территориальной целостности и природных ресурсов страны, нерушимости ее границ, конституционного строя и системы управления страной. Деление же национальной государственной безопасности на внутреннюю, внешнюю, общественную и т.п. вряд ли обосновано.
Структура безопасности. Согласно
закону российской федерации "О безопасности",
международной теории и практики
обеспечения безопасности основным
субъектом обеспечения
Субъекты безопасности действуют
на международной арене в
Законом российской федерации вводится понятие интереса личности, общества и государства без его раскрытия. В ЖА и других западных странах официального определения интереса нет. Один из наиболее заметных американских исследователей проблемы интереса Д.Нойхтерлайн так определяет это понятие: "Национальный интерес сохранение благосостояния американских граждан и американского предпринимательства, связанных с международными отношениями и находящихся под воздействием политических сил вне административного контроля правительства США". в российском законе использован лишь термин "жизненно важные интересы". Они определяются как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Американские же специалисты делят интересы на четыре группы (типа):: национального выживания, жизненные (или жизненно важные), существенные и периферийные основных направлением деятельности государства по обеспечению безопасности является защита интересов национального выживания и жизненно важных интересов.
Зарубежная типология интересов тесно связана с условиями их сохранения. Для определения степени опасности интересам употребляются три уровня: угроза, вызов и риск . Каждый из уровней означает возможности какой либо страны, группы лиц или явления угрожать ("угроза"), противодействовать ("вызов") или каким-либо образом мешать ("риск") достижению целей национальной безопасности. Законом "О безопасности" российской федерации угроза безопасности представляет собой "совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства" . Другие степени опасности российским субъектам безопасности в законодательном порядке не определены, что в известной степени соответствует практике обеспечения безопасности, поскольку она связана с защитой от угроз интересам выживания и жизненно важным.
Понятие цель, интересы и угрозы являются основой разработки мер безопасности, в США и других развитых странах Запада имеется довольно четкая увязка этих понятий. Так, угроза интересам выживания означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы могут защищаться политическими и экономическими средствами, однако использование военной силы практически неизбежно. Защита не требует немедленных действий военного характера.
Система мер по достижению
целей государства, защите его интересов
и отражению угроз в сочетании
с их ресурсным обеспечением составляют
стратегию обеспечения
Основным методом обеспечения безопасности несомненно является предупреение развития конфликтных отношений между государством. Одним из наиболее распространенных способов такого предупреждения является введение международных ограничений (так называемых "барьеров") на ту или иную деятельность. Примером подобных барьеров служат договоры о нераспространении ядерного оружия и ракетных технологий, о запрещении ядерных испытаний, о прекращении использования фрионов в произвйдственных целях и т.п. На протяжении почти всей половины XX вена широкое применение в предупреждении эскалации конфликтных отношены играло "сдерживание" ("устрашение"). Обычно оно связывалось с угрозой применения военной силы. Однако политическая практика, особенно в последнее десятилетие, дает немало примеров использования других средств политического, экономического, психологического характера для воздействия на субъектов конфликтов.
Информация о работе Национальная и международная безопасность